Интересное по теме
Игра «Красная дверь, желтая дверь»: тренд, который пугает родителей
Все в порядке, никто не сошел с ума, это всего лишь новый тренд из ТикТока.
«Тралалеро-Тралала, Балерина-Капучина, бррр, брррр, патапима, моя шляпа полна слима!»
Если ваш десятилетний ребенок пытается выделывать балетные па и при этом бормочет или напевает какую-то бессмыслицу, не беспокойтесь — он не сошел с ума, не переутомился и даже не одержим демоном. Просто увлекся новым трендом под названием «итальянский брейнрот».
Хотя признаем, сложно не тревожиться, когда ребенку нравится нечто под названием «гниение мозга». Именно так переводится с английского языка слово «брейнрот» (brain rot), в 2024 году ставшее словом года по версии Оксфордского словаря. Этим термином обозначают ухудшение умственного состояния из-за чрезмерного потребления бессмысленного контента в интернете, а заодно так стали называть и сам подобный контент.
Итальянский брейнрот — это поджанр мемов, появившийся в 2025 году в сети ТикТок и представляющий собой мемы с использованием сгенерированных ИИ изображений фантастических существ-гибридов — животных и предметов.
Возможно, вы вообще не заметили их появления. Но, однажды узнав о существовании этих персонажей, поразитесь: это целый мир, который возник в виртуальной реальности, и ваши дети точно знают, как он устроен, кто в нем живет и чем занимается.
Интересное по теме
Игра «Красная дверь, желтая дверь»: тренд, который пугает родителей
«Они итальянцы, их называют брейнрот, и они сейчас везде. Некоторые из них говорят плохие вещи, и часто они танцуют с Балериной-Капучиной», — примерно так дочь объяснила мне, кто такие Тралалело-Тралала, Бомбардиро-Крокодило, Трулимеро-Трулицина и Фрули-Фрула, о которых еще буквально вчера я не знала ровным счетом ничего, но решила разобраться.
Выяснилось, что из итальянского у существ только имена и акцент. К самой стране они не имеют никакого отношения. Произносят персонажи обычно либо полную бессмыслицу, либо намеренно провокационные и оскорбительные фразы, которых не знающие итальянского языка дети просто не понимают, а повторяют просто потому, что они рифмуются и легко запоминаются.
Впрочем, создатель персонажа по имени Балерина-Капучина в письме изданию The New York Times объяснил, что этот юмористический тренд эксплуатирует «киношный миф об Италии», очевидно именно так его видят подростки.
Интересное по теме
Фаббинг и номофобия: что дают нам гаджеты и что они отнимают у наших детей?
История итальянских брейнрот-мемов началась относительно недавно. В январе 2025 года пользователь ТикТок с ником @andy.promaxo опубликовал видео, на котором детская игрушка ИИ-голосом произносила считалку, начинавшуюся со слов «Тралалеро-Тралала». Видео быстро стало вирусным, набрав миллионы просмотров. Позже оно было удалено из-за оскорбительного характера звучавших в нем слов.
Однако следом появился первый брейнрот-персонаж по имени Тралалеро Тралала — трехногая акула в кроссовках Nike. Пользователи подхватили тренд, выкладывая свои видео с новыми и новыми персонажами, созданными нейросетями. Следом за акулой появились Бомбардиро Крокодило (крокодил-бомбардировщик) и гусь-самолет Бомбардини Гусини.
Сейчас персонажей уже более 200, целая коллекция, но среди них есть настоящие звезды, за жизнью которых следят миллионы подписчиков. Вот лишь некоторые из них:
Если брейнрот персонажи и родились всего лишь как мемы, то очень скоро вышли за рамки этого жанра и зажили собственной жизнью. Они вступают друг с другом отношения, любят, предают, сражаются. В сети можно найти множество статей о том, как развиваются события в брейнрот-мире. Одни пользователи придумывают истории и создают видео, а другие увлеченно за ними следят — так же, как мы когда-то следили за героями первых популярных сериалов. И пусть сегодня «Санта-Барбара» считается синонимом бессмысленного и не слишком качественного телевизионного контента, были времена, когда миллионы зрителей бросали все дела, чтобы узнать, что же будет дальше.
Для родителей, учителей, да и в целом большинства людей старше 25 лет итальянский брейнрот — это вызывающая опасения бессмыслица. Нас волнует, не вызовет ли просмотр подобного контента именно то, что предполагает его название: разложение мозга. Но для детей и подростков это возможность расслабиться и посмеяться над тем, что происходит как-будто бы по-настоящему и «с серьезным лицом».
Постирония — форма юмора, близкая молодым поколениям. Ирония над иронией в мире, где все высмеивается и все подвергается сомнению. В постиронии важны не логика и смысл, а парадоксальность и нарочитая нелепость, когда можно говорить что угодно, не боясь выглядеть нелепо. Ведь никто никогда не узнает — шутка это на самом деле или нет. Персонажи брейнрот-мемов абсурдны, но изображены так драматично и пафосно, словно речь идет о чем-то глубоком и важном. На них залипают, они цепляют пользователей и как настоящий вирус распространяются все больше и больше.
Брейнрот-мемы — отражение перегруженного информационного пространства. Их можно назвать реакцией на все вокруг — от ИИ-контента до поп-культуры. Эти мемы высмеивают окружающий мир, но делают это довольно беззлобно. Конечно, в роликах присутствует и мат, и провокационные высказывания, но большинство пользователей их просто не понимает.
Но главное для детей и подростков, пожалуй, в том, что брейн-рот мемы — это часть культурного кода их поколения, возможность подключиться к общей игре, принадлежность к некому сообществу, у которого есть свой тайный язык.
Проблема отцов и детей становится все острее. Мир меняется слишком быстро, поэтому если мы хотим знать о своих детях и их жизни хоть что-нибудь, нам не остается ничего иного, как пытаться понять их язык.
И в первую очередь это осознали те, кому особенно важно завоевать внимание детей, ведь поколения альфа и зета уже сегодня являются активными потребителями, а в будущем обещают стать одними из богатейших поколений в истории.
Множество брендов используют брейнрот-существ в своих кампаниях. Например, испанская сеть ресторанов быстрого питания KFC запускает детский комбо с игрушками в виде брейнрот-персонажей, авиакомпания Ryanair также задействовала их в рекламных роликах.
Если брейнрот-контент вызывает у вас тревогу, то для начала стоит успокоиться. Не надо переживать о том, что брейнрот-контент превратит детей в дураков.
Ведь брейн-рот контент создают сами подростки, а значит, они здесь не просто пассивные потребители. В сети можно найти множество инструкций по созданию брейнрот-мемов, но для этого нужны определенные знания и умения. Если подросток создает такой контент, значит, он разобрался, как использовать нейросети (Midjourney, DALL-E, AI-видео генераторы, например Revid или Raena), обладает навыками поиска информации, развивает цифровую грамотность и креативность. И это может стать первым шагом на пути к интересному хобби или даже профессии.
Специалисты считают, что поводов для паники нет, у каждого поколения свой брейнрот.
Детский психолог
Не пугайтесь акул в кроссовках и танцующих чашек кофе. Для вашего ребенка это примерно то же самое, чем для вас в детстве были «олбанский» язык с его «превед», «красавчег». Сейчас их место заняли Тралалело Тралала и Балерина Капучина.
Не говорите: «Опять твои дурацкие картинки!»
Скажите: «О, это новые мемы? А кто тут самый смешной?»
Знать всех персонажей — значит быть «в теме». Для подростков это важно, как воздух.
Чтобы сделать мем, нужно:
— Придумать героя
— Создать картинку (иногда через нейросети)
— Смонтировать видео
Это реальные цифровые навыки!
Смеяться над абсурдом — все равно что в вашем детстве:
— Кривляться перед зеркалом
— Рисовать карикатуры в тетрадях
Только современные дети делают все это в телефоне.
Когда персонаж говорит что-то резкое — это же «не я, а Бомбардиро Крокодило»! Так дети пробуют границы без риска.
— Осваивает технологии будущего;
— Тренирует фантазию;
— Учится снимать стресс.
Это не повод для страха, а шанс понять его мир. Попробуйте вместе придумать семейного персонажа — будет повод посмеяться и сблизиться!