Фаббинг и номофобия: что дают нам гаджеты и что они отнимают у наших детей?

Большой разбор с комментариями специалистов.

Иллюстрация Насти Железняк

Дискуссии по поводу использования детьми гаджетов всегда выглядят примерно одинаково:

— Помогите, мой ребенок слишком много сидит в телефоне!

— А вы на себя посмотрите. Современные родители вообще не отрываются от экранов. Посадят ребенка перед планшетом и тупят в телефоне.

— Но ведь я не туплю, а работаю (покупаю подгузники, записываю ребенка к педиатру, занимаюсь саморазвитием).

В ответ на жалобу вы тут же получите обвинение, которое попадет точно в цель и вызовет желание оправдываться. Ведь мы и правда постоянно сомневаемся, не слишком ли много времени проводим перед экранами? Да и от детей на просьбу отложить планшет нередко получаем: «А почему тебе можно?».

Наши сомнения подтверждает статистика:

«47 процентов детей считают, что их родители слишком много сидят за экраном (в 2016 году так думало только 30 процентов детей), 38 процентов думают, что родитель зависим от гаджетов и что это негативно сказывается на отношениях. 45 процентов самих родителей считают, что они зависимы от технологий».

(Из книги «Подростки и гаджеты», Тео Компернолле).

Кстати, для этого явления существует даже специальный термин — «фаббинг». Это сочетание слов phone (телефон) и snubbing (презрение) означает проявление неуважения или пренебрежения к окружающим.

Говоря о фаббинге, мы имеем ввиду поведение, при котором человеку важнее телефон, чем окружающие. И первый камень летит прямо в огород родителей, которые буквально не могут оторваться от телефона, скролля ленту или отвечая на сообщения и оставляя при этом детей без внимания.

Пока ребенок мал, он просто возмущается, а когда подрастает, у него появляется свой телефон. Одновременно с этим пропадает желание жаловаться родителям. А также — вообще разговаривать с ними. Со временем все нужное внимание он начинает получать в интернете, после чего наладить контакт с ним становится крайне сложно.

Интересное по теме

Я на твоей стороне: 9 привычек, которые помогут улучшить отношения с ребенком

Мы решили разобраться, почему это происходит, имеет ли обеспокоенность родителей (и детей) реальные основания и как на самом деле влияют на нас аппараты с экранами?

В защиту гаджетов сказано уже немало. Чего стоит одна лишь возможность моментально получать любую информацию? Пара кликов — и мы можем прочитать почти любую книгу, увидеть любую картину, посмотреть интересующий нас фильм, получить консультацию специалиста или взять урок у преподавателя, который находится на другом конце земного шага.

А еще, современные медиа можно не только потреблять, но и участвовать в создании контента. Благодаря этому, дети учатся не просто узнавать что-то новое, но и творчески перерабатывать информацию, отфильтровывать ненужное, участвовать в обсуждениях, создавать на базе полученных знаний контент в новых форматах.

Кроме того, доступность информации позволяет более смело подходить к решению проблем. Раньше ребенок, у которого сломался велосипед, мог попросить о помощи родителей или обратиться к другу, который разбирается в велосипедах.

То есть, приходилось искать человека, способного справиться с проблемой. Сейчас же мы просто вводим запрос в поисковике или открываем Youtube и находим десятки текстовых и видеоинструкций, как починить велосипед. И подростки пользуются этим даже чаще и лучше, чем мы.

А еще для подростков интернет — часть жизни. Общение с друзьями происходит через мессенджеры, чаты и видеоигры. В детстве мы могли об этом лишь мечтать, а наши дети могут в любой момент совершить видеозвонок любимой бабушке или поддерживать связь с другом, который уехал учиться в другую страну. Казалось бы, благо в чистом виде.

Почему же тогда от 40 до 70 процентов детей утверждают, что их родители слишком часто сидят в телефоне, а от 50 до 80 процентов родителей говорят то же самое о своих детях?

Как обычно, все не так просто. И у технологий есть своя темная сторона.

Интересное по теме

Что мой ребенок делает в Сети и как это контролировать?

Формирование зависимости

«О том, что для многих людей жизнь с телефоном в руке — это не просто плохая привычка, свидетельствует и то, что они чувствуют, когда не могут найти свой телефон. На английском языке это называется Cellphone Separation Anxiety (страх разлуки с телефоном) или Nomophobia — no mobile phobia — страх оказаться без телефона); 73 процента испытывают панику, 14 процентов — отчаяние, а шесть процентов — чувство облегчения».

(Из книги «Подростки и гаджеты», Тео Компернолле).

Термин «номофобия» впервые был использован во время исследования 2010 года, проводившегося в Великобритании и уже тогда показавшего, что 53 процента участников испытывают беспокойство, оказавшись без мобильного телефона.

Если ребенок отдалился от друзей, родителей, отказывается от еды и сна в пользу игр и интернета, с каждым разом проводит все больше и больше времени в виртуальном, а не реальном мире, есть риск, что у него сформировалась электронная зависимость (зависимость от гаджетов, цифровая зависимость или зависимость от видеоигр).

Процесс формирования зависимости от аппаратов с экраном схож с процессом формирования любой другой зависимости и связан с тем, что при использовании гаджетов (просмотре социальных сетей, пересылке фотографий и сообщений, проверке сообщений), вырабатывается гормон удовольствия дофамин. Человек снова и снова повторяет эти действия и в ответ получает новые дозы дофамина. В результате снижается дофаминовая чувствительность, и для получения удовольствия требуется все более сильная и продолжительная стимуляция.

Интересное по теме

Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков

Влияние на мозг

Из-за чрезмерного использования гаджетов мозг меняется. Ученые провели исследование, в результате которого выяснили, что бесконтрольное использование гаджетов влияет на когнитивное развитие детей. В частности, использование гаджетов более семи часов в день приводит к истончению префронтальной коры головного мозга и уменьшению количества серого вещества у детей. Дети, которые использовали гаджеты более двух часов в день, показали более низкие результаты в тестированиях на уровень владения речью и мышление.

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Использование гаджетов с экранами действительно может иметь последствия на физиологическом уровне, однако эффект зависит от типа и качества взаимодействия с устройствами. Пассивное потребление контента, такое, как просмотр видео, фильмов или использование социальных сетей, может быть связано с негативными последствиями для мозга, включая снижение активности в префронтальной коре и уменьшение объема серого вещества.

Пассивное потребление не требует активной когнитивной нагрузки и может привести к снижению когнитивных функций. Если человек активно взаимодействует с контентом, например, смотрит образовательные программы, участвует в онлайн-курсах или работает над сложными задачами, такие действия могут стимулировать когнитивные процессы и потенциально не иметь таких же негативных последствий.

Активное использование подразумевает участие в процессе обучения, размышления и решение проблем, что стимулирует различные области мозга».

Интересное по теме

«Опять сидишь в своем телефоне!»: комиксы о детях и телефонах

Гаджеты — воры времени

Гаджеты обладают способностью постепенно занимать все больше и больше нашего времени. Мы берем телефон в руки, чтобы ответить на одно сообщение и внезапно обнаруживаем, что прошло несколько часов. В результате, нам просто некогда заниматься всем остальным.

Однажды в интервью газете The New York Times несколько руководителей технологических фирм из Кремниевой долины рассказали, почему они не позволяют своим детям много пользоваться гаджетами. Среди ответов встречалась мысль о том, что родители обеспокоены в первую тем, чего не делают их дети из-за того, что тратят все свободное время на телефоны и планшеты. А ведь эти люди лучше других знают о том, как влияют на нас цифровые технологии.

Слишком идеальный мир

О том, что социальные сети формируют ложное представление о жизни, сказано уже немало. Но об этом приходится говорить снова и снова, потому что это и есть одна из главных опасностей социальных сетей. А социальные сети, в свою очередь, одно из главных занятий детей, в руках у которых оказываются гаджеты.

Постоянно счастливые, совершенные, красивые, успешные люди на фотографиях и видео сбивают детей с толку. «Я тоже хочу такую жизнь и такую внешность. Почему я не могу? Что со мной не так? Я неудачник и урод». Подобные мысли приходят в голову и взрослых людям, у которых уже сформировался характер, мировоззрение и определенная устойчивость к мнениям окружающих. Представляете, как трудно приходится детям?

Базовые потребности и воздействие на нервную систему

Одна из базовых потребностей человека — достаточно спать. Особенно важно количество и качество сна для детей. Недостаток сна в детском и подростковом возрасте связан с целым рядом негативных последствий: повышается риск ожирения, вероятность развития депрессии и даже риск возникновения рассеянного склероза.

И в этом вопросе гаджеты могут стать настоящими врагами.

Ученые доказали, что использование экранов перед сном влияет на выработку мелатонина, приводит к нарушению циркадных ритмов и проблемам со сном. Кроме того, взяв планшет в постель, дети часто увлекаются и не следят за временем. В результате, засыпают слишком поздно, утром чувствуют себя усталыми, вялыми и неспособными концентрироваться и продуктивно учиться.

А еще синий свет экранов может влиять на раннее половое созревание и раннее старение — пока речь идет только о мухах и крысах, однако эти результаты поневоле заставляют задуматься.

Интересное по теме

Ученые нашли связь между гаджетами и нарушением режима детского сна

Проблема многозадачности

Наш мозг не создан для многозадачности. Лишь 2.5 процента людей в состоянии справиться с несколькими задачами одновременно, для остальных же попытки одновременно работать и проверять сообщения, вести машину и разговаривать по телефону, делать домашнюю работу и смотреть подкаст неизбежно приводят к тому, что качество выполнения каждой задачи в отдельности ухудшается.

Кроме того, попытка в течение длительного времени делать несколько дел одновременно приводит к таким последствиям как повышение стресса и ухудшение способности к концентрации. Если речь идет о ребенке, то это очень быстро отразится на учебе и любых других занятиях.

О негативных эффектах использования гаджетов

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Чрезмерное использование гаджетов может влиять на развитие мозга, особенно у маленьких детей, у которых мозг быстро развивается. Много времени перед экраном ограничивает возможности для игр и активного взаимодействия с окружающими, что важно для развития социальных и моторных навыков. Синий свет от экранов может мешать выработке мелатонина, гормона, который помогает заснуть, что может приводить к проблемам со сном.

Длительное экранное время также может влиять на способность детей концентрироваться и быть внимательными, делая их более импульсивными и менее терпеливыми из-за быстрой смены изображений. Это время часто заменяет активные игры и физическую активность, что важно для здоровья и физического развития ребенка. Кроме того, слишком много времени перед экраном сокращает возможности для общения с другими детьми и взрослыми, что важно для развития социальных и коммуникативных навыков.»

Становится понятно, что чрезмерное использование гаджетов вредно. В таком случае важно разобраться, что значит «чрезмерное» и сколько времени ребенку можно проводить перед экраном без вреда для здоровья. С этим вопросом мы обратились к нейропсихологине Екатерине Кузяриной.

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Я рекомендую ограничивать экранное время для детей в зависимости от их возраста. Для детей младше 1.5 лет лучше полностью избегать экранного времени. Дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить перед экранами не более одного часа в день, и также предпочтительно выбирать образовательные программы и смотреть их вместе с родителями. Для детей старше 6 лет рекомендуется установить четкие границы экранного времени, чтобы оно не мешало сну, физической активности и другим важным сферам жизни: учеба, общение с семьей, друзья, хобби.

Важно, чтобы родители активно участвовали в том, что их дети смотрят и делают в интернете, и помогали им выбирать полезный и безопасный контент.»

Звучит вполне разумно: если использовать гаджеты слишком много вредно, то детей нужно ограничить. Только и всего. Но любой родитель знает — намного проще сказать, чем сделать. А после попытки сообщить любимому ребенку, что планшет теперь по расписанию, мы столкнемся с такой бурей эмоций, что может показаться: миссия невыполнима. И все же, цель поставлена, а значит необходимо искать пути ее достижения.

За помощью мы обратились к опытным родителям и специалистам. Вот как советует справляться с фрустрацией психолог Дарья Русланова.

Дарья Русланова

Практикующий психолог, специализация на сепарации и КПТСР детства у взрослых.

Работает с нарушениями привязанности, травмой отвержения и другой травматикой раннего возраста

Чем больше устойчивости у родителя, тем больше шансов, что ребенок воспримет любые правила и границы с меньшим сопротивлением. Иными словами, если родитель понимает, чем руководствуется, и уверен в своем решении — у ребёнка не будет ощущения несправедливости.

Ребёнок может быть не согласен — это нормально, он имеет право испытывать любые чувства и злость в том числе. Но это не отменяет того факта, что границы устанавливает родитель.

Если родитель принимает решение, исходя из заботы о безопасности ребёнка, то и преподносить правила он будет соответствующим образом — без внутренних противоречий, с готовностью принять и уважать чувства ребёнка и его возможное сопротивление.

Есть два момента, которые необходимо учитывать: чувства самого родителя (как я справляюсь с тем, что ребенок протестует?) и регуляция эмоций ребенка (как мы помогаем ему проживать и безопасно выражать чувства).

При фрустрации очень важно не усиливать напряжение, а помогать справляться с уже существующим. Если родитель без внутренних противоречий устанавливает границы, у него есть возможность принять несогласие ребенка, не раскачиваясь самому.

И в этом случае активное слушание — наш лучший друг: «Да, понимаю, ты злишься. Да, тебе не нравится моё решение. Но я его принял по таким-то причинам, из заботы о тебе. Я твой родитель и отвечаю за твою безопасность» — такая позиция даёт больше шансов на сохранение доверительных отношений с ребёнком, чем «я сказала, а ты не спорь».

Значит, принять внутреннее решение самому, не сомневаться в том, что поступаешь так, как лучше ребенку — первый шаг к решению проблемы. И убедиться в этом может помочь мнение опытных специалистов в области нейропсихологии

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Детям нужна помощь и контроль со стороны родителей, чтобы ограничить время, проведенное с гаджетами, и научить их заменять экранное время на другие полезные активности. Важно, чтобы родители активно участвовали в том, что их дети смотрят и делают в интернете, и помогали им выбирать полезный и безопасный контент. Очень важна поддержка близких и создание среды, которая сокращает соблазн постоянно использовать гаджеты.»

Тео Компернолле, нейропсихиатр, доктор медицины, психотерапевт, в своей книге «Гаджеты и подростки» советует:

Разделить работу на блоки

Способность сконцентрироваться длительное время на одной задаче — залог хорошей учебы и успеха в практически любых видах деятельности. Многие взрослые замечают за собой потерю этой способности. Организация работы по блокам — хороший способ восстановить эту способность.

Интересное по теме

Отрывок книги Тео Компернолле «Подросток и гаджеты»

Разговаривать с детьми

Столь универсальные советы иногда дико раздражают. Какую бы проблему ни решал родитель, ему советуют разговаривать с ребенком. Легко сказать, но ведь чаще всего дети не расположены вести с нами диалоги. Они вообще не хотят обсуждать неприятные темы, раздражаются, закрываются, капризничают. Но что поделать.

Пока люди не придумали ничего нового, разговор остается основным средством коммуникации. Поэтому наберитесь терпения и приготовьтесь… слушать. Да, именно из активного слушания в основном и должны состоять разговоры родителя с подростком.

Прежде чем читать лекции и устанавливать правила, стоит спросить у ребенка, а что он сам думает об использовании смартфона? Что его волнует, чего бы ему хотелось? Затем можно дать ему информацию и предложить свои варианты решения проблемы.

Очень вероятно, что вы столкнетесь с сопротивлением. И в таком случае вам придется проявить твердость.

Установить четкие правила

Для этого придется поработать. Не стоит ожидать, что ребенок сразу загорится кучей идей, как провести время без смартфона, особенно если он к этому не привык. Для начала родителям придется принять на себя всю лавину чувств, связанных с его потерей. Затем нужно будет проявить изобретательность (или почитать статьи и книги) и обеспечить ребенка альтернативными занятиями. Это могут быть кружки и спортивные секции или совместные интересные занятия. Например, спорт и творчество — отличные решения, от которых вы не получите ничего, кроме пользы.

Соблюдать цифровую гигиену

Начинать лучше с себя, а уж затем можно объяснить правила цифровой гигиены детям. Главный принцип — прежде чем взять в руки смартфон, стоит подумать: нужно ли мне сейчас его использовать, нужно ли читать сообщения или пролистывать социальную сеть. Остановиться и подумать буквально перед каждым действием в сети.

Сотрудничать с другими родителями

Да, опять родители, опять работа. И не всегда приятная. Общаться с другими людьми может быть очень ресурсозатратно. Но зато и результат может оказаться потрясающим.

Например, в Испании обеспокоенные родители объединились и создали группу в вотсап, чтобы совместно начать решать проблему чрезмерного использования гаджетов детьми. Инициатива переросла в движение, целью которого стал запрет гаджетов в младшей школе. Движение привлекло к себе внимание средств массовой информации и даже политиков, в результате чего законодательство в этой области постепенно меняется. В младшей школе запрещено использование смартфонов, а минимальный возраст регистрации в социальных сетях планируется поднять до 16 лет.

Кстати, подобные законы, «сотрудничающие» с родителями, существуют во многих странах: в Китае, в Великобритании, в Италии, в США и во Франции.

Пока политики пытаются решить проблему на государственном уровне, каждый родитель делает то, что может в своей семье. Самые активные делятся своими лайфхаками в блогах и социальных сетях.

Интересное по теме

«Ребенок без телефона становится отщепенцем»: испанские родители хотят запретить детям пользоваться телефоном до 16 лет

Вот несколько примеров того, как родители ограничивают экранное время для своих маленьких детей:

Главное правило — установить четкое время использования гаджетов и держаться за него во что бы то ни стало.

Внимательно отнестись к выбору игрушек ребенка. Пусть их будет немного, но подходящих по возрасту и действительно любимых и интересных.

Потратить время и выбрать качественный развивающий контент, отдавая предпочтение программам с низким уровнем стимуляции (не слишком яркие, не слишком быстрые и не слишком шумные).

Продумывать альтернативные занятия для детей на самые разные случаи — дождливый день дома, поездка, посещение гостей.

Придумать для себя способы восстанавливаться от родительства, не используя экран.

Как видите, советы опытных родителей вполне совпадают с рекомендациями специалистов.

Интересное по теме

Инструкция к ребенку из 1950-х вызвала бурную реакцию у современных родителей

Какие же выводы из всего этого можем сделать для себя мы, родители?

Ситуацию с использованием гаджетов нельзя пускать на самотек, так как бесконтрольное использование гаджетов может привести к формированию зависимости, к снижению когнитивных функций. Кроме того, чрезмерное использование аппаратов с экранами ухудшает качество сна и повышает риск развития депрессии и тревожных расстройств. Но просто отобрать телефоны, оставить ребенка без технологий, исключить из социума — не решение проблемы.

Родителям придется постараться и дать ребенку необходимые навыки и знания, чтобы со временем он мог научиться сам контролировать время пользования гаджетами и качество потребляемого контента. Пока же он этого не умеет, контроль за использованием гаджетов — обязанность и ответственность родителей.

Как взрослые, так и дети нуждаются в моментах «отдыха» от гаджетов, чтобы восстановить способность к концентрации и дать мозгу возможность обработать информацию. Хорошо, если этот отдых включает спорт, активную физическую деятельность, живое общение с другими людьми и творчество.

Новости В Подмосковье родственники паллиативных пациентов могут пройти бесплатное обучение
В Московской области заработали еще семь новых школ по уходу за больными.
Мнения В каком возрасте у ребенка должен появиться свой телефон
Испанские родители хотят запретить детям пользоваться телефоном до 16 лет.