Фаббинг и номофобия: что дают нам гаджеты и что они отнимают у наших детей?

Большой разбор с комментариями специалистов.

Иллюстрация Насти Железняк

Дискуссии по поводу использования детьми гаджетов всегда выглядят примерно одинаково:

— Помогите, мой ребенок слишком много сидит в телефоне!

— А вы на себя посмотрите. Современные родители вообще не отрываются от экранов. Посадят ребенка перед планшетом и тупят в телефоне.

— Но ведь я не туплю, а работаю (покупаю подгузники, записываю ребенка к педиатру, занимаюсь саморазвитием).

В ответ на жалобу вы тут же получите обвинение, которое попадет точно в цель и вызовет желание оправдываться. Ведь мы и правда постоянно сомневаемся, не слишком ли много времени проводим перед экранами? Да и от детей на просьбу отложить планшет нередко получаем: «А почему тебе можно?».

Наши сомнения подтверждает статистика:

«47 процентов детей считают, что их родители слишком много сидят за экраном (в 2016 году так думало только 30 процентов детей), 38 процентов думают, что родитель зависим от гаджетов и что это негативно сказывается на отношениях. 45 процентов самих родителей считают, что они зависимы от технологий».

(Из книги «Подростки и гаджеты», Тео Компернолле).

Кстати, для этого явления существует даже специальный термин — «фаббинг». Это сочетание слов phone (телефон) и snubbing (презрение) означает проявление неуважения или пренебрежения к окружающим.

Говоря о фаббинге, мы имеем ввиду поведение, при котором человеку важнее телефон, чем окружающие. И первый камень летит прямо в огород родителей, которые буквально не могут оторваться от телефона, скролля ленту или отвечая на сообщения и оставляя при этом детей без внимания.

Пока ребенок мал, он просто возмущается, а когда подрастает, у него появляется свой телефон. Одновременно с этим пропадает желание жаловаться родителям. А также — вообще разговаривать с ними. Со временем все нужное внимание он начинает получать в интернете, после чего наладить контакт с ним становится крайне сложно.

Интересное по теме

Я на твоей стороне: 9 привычек, которые помогут улучшить отношения с ребенком

Мы решили разобраться, почему это происходит, имеет ли обеспокоенность родителей (и детей) реальные основания и как на самом деле влияют на нас аппараты с экранами?

В защиту гаджетов сказано уже немало. Чего стоит одна лишь возможность моментально получать любую информацию? Пара кликов — и мы можем прочитать почти любую книгу, увидеть любую картину, посмотреть интересующий нас фильм, получить консультацию специалиста или взять урок у преподавателя, который находится на другом конце земного шага.

А еще, современные медиа можно не только потреблять, но и участвовать в создании контента. Благодаря этому, дети учатся не просто узнавать что-то новое, но и творчески перерабатывать информацию, отфильтровывать ненужное, участвовать в обсуждениях, создавать на базе полученных знаний контент в новых форматах.

Кроме того, доступность информации позволяет более смело подходить к решению проблем. Раньше ребенок, у которого сломался велосипед, мог попросить о помощи родителей или обратиться к другу, который разбирается в велосипедах.

То есть, приходилось искать человека, способного справиться с проблемой. Сейчас же мы просто вводим запрос в поисковике или открываем Youtube и находим десятки текстовых и видеоинструкций, как починить велосипед. И подростки пользуются этим даже чаще и лучше, чем мы.

А еще для подростков интернет — часть жизни. Общение с друзьями происходит через мессенджеры, чаты и видеоигры. В детстве мы могли об этом лишь мечтать, а наши дети могут в любой момент совершить видеозвонок любимой бабушке или поддерживать связь с другом, который уехал учиться в другую страну. Казалось бы, благо в чистом виде.

Почему же тогда от 40 до 70 процентов детей утверждают, что их родители слишком часто сидят в телефоне, а от 50 до 80 процентов родителей говорят то же самое о своих детях?

Как обычно, все не так просто. И у технологий есть своя темная сторона.

Интересное по теме

Что мой ребенок делает в Сети и как это контролировать?

Формирование зависимости

«О том, что для многих людей жизнь с телефоном в руке — это не просто плохая привычка, свидетельствует и то, что они чувствуют, когда не могут найти свой телефон. На английском языке это называется Cellphone Separation Anxiety (страх разлуки с телефоном) или Nomophobia — no mobile phobia — страх оказаться без телефона); 73 процента испытывают панику, 14 процентов — отчаяние, а шесть процентов — чувство облегчения».

(Из книги «Подростки и гаджеты», Тео Компернолле).

Термин «номофобия» впервые был использован во время исследования 2010 года, проводившегося в Великобритании и уже тогда показавшего, что 53 процента участников испытывают беспокойство, оказавшись без мобильного телефона.

Если ребенок отдалился от друзей, родителей, отказывается от еды и сна в пользу игр и интернета, с каждым разом проводит все больше и больше времени в виртуальном, а не реальном мире, есть риск, что у него сформировалась электронная зависимость (зависимость от гаджетов, цифровая зависимость или зависимость от видеоигр).

Процесс формирования зависимости от аппаратов с экраном схож с процессом формирования любой другой зависимости и связан с тем, что при использовании гаджетов (просмотре социальных сетей, пересылке фотографий и сообщений, проверке сообщений), вырабатывается гормон удовольствия дофамин. Человек снова и снова повторяет эти действия и в ответ получает новые дозы дофамина. В результате снижается дофаминовая чувствительность, и для получения удовольствия требуется все более сильная и продолжительная стимуляция.

Интересное по теме

Ребенок не хочет ходить в школу, врет и проявляет агрессию: все, что нужно знать о тревоге у подростков

Влияние на мозг

Из-за чрезмерного использования гаджетов мозг меняется. Ученые провели исследование, в результате которого выяснили, что бесконтрольное использование гаджетов влияет на когнитивное развитие детей. В частности, использование гаджетов более семи часов в день приводит к истончению префронтальной коры головного мозга и уменьшению количества серого вещества у детей. Дети, которые использовали гаджеты более двух часов в день, показали более низкие результаты в тестированиях на уровень владения речью и мышление.

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Использование гаджетов с экранами действительно может иметь последствия на физиологическом уровне, однако эффект зависит от типа и качества взаимодействия с устройствами. Пассивное потребление контента, такое, как просмотр видео, фильмов или использование социальных сетей, может быть связано с негативными последствиями для мозга, включая снижение активности в префронтальной коре и уменьшение объема серого вещества.

Пассивное потребление не требует активной когнитивной нагрузки и может привести к снижению когнитивных функций. Если человек активно взаимодействует с контентом, например, смотрит образовательные программы, участвует в онлайн-курсах или работает над сложными задачами, такие действия могут стимулировать когнитивные процессы и потенциально не иметь таких же негативных последствий.

Активное использование подразумевает участие в процессе обучения, размышления и решение проблем, что стимулирует различные области мозга».

Интересное по теме

«Опять сидишь в своем телефоне!»: комиксы о детях и телефонах

Гаджеты — воры времени

Гаджеты обладают способностью постепенно занимать все больше и больше нашего времени. Мы берем телефон в руки, чтобы ответить на одно сообщение и внезапно обнаруживаем, что прошло несколько часов. В результате, нам просто некогда заниматься всем остальным.

Однажды в интервью газете The New York Times несколько руководителей технологических фирм из Кремниевой долины рассказали, почему они не позволяют своим детям много пользоваться гаджетами. Среди ответов встречалась мысль о том, что родители обеспокоены в первую тем, чего не делают их дети из-за того, что тратят все свободное время на телефоны и планшеты. А ведь эти люди лучше других знают о том, как влияют на нас цифровые технологии.

Слишком идеальный мир

О том, что социальные сети формируют ложное представление о жизни, сказано уже немало. Но об этом приходится говорить снова и снова, потому что это и есть одна из главных опасностей социальных сетей. А социальные сети, в свою очередь, одно из главных занятий детей, в руках у которых оказываются гаджеты.

Постоянно счастливые, совершенные, красивые, успешные люди на фотографиях и видео сбивают детей с толку. «Я тоже хочу такую жизнь и такую внешность. Почему я не могу? Что со мной не так? Я неудачник и урод». Подобные мысли приходят в голову и взрослых людям, у которых уже сформировался характер, мировоззрение и определенная устойчивость к мнениям окружающих. Представляете, как трудно приходится детям?

Базовые потребности и воздействие на нервную систему

Одна из базовых потребностей человека — достаточно спать. Особенно важно количество и качество сна для детей. Недостаток сна в детском и подростковом возрасте связан с целым рядом негативных последствий: повышается риск ожирения, вероятность развития депрессии и даже риск возникновения рассеянного склероза.

И в этом вопросе гаджеты могут стать настоящими врагами.

Ученые доказали, что использование экранов перед сном влияет на выработку мелатонина, приводит к нарушению циркадных ритмов и проблемам со сном. Кроме того, взяв планшет в постель, дети часто увлекаются и не следят за временем. В результате, засыпают слишком поздно, утром чувствуют себя усталыми, вялыми и неспособными концентрироваться и продуктивно учиться.

А еще синий свет экранов может влиять на раннее половое созревание и раннее старение — пока речь идет только о мухах и крысах, однако эти результаты поневоле заставляют задуматься.

Интересное по теме

Ученые нашли связь между гаджетами и нарушением режима детского сна

Проблема многозадачности

Наш мозг не создан для многозадачности. Лишь 2.5 процента людей в состоянии справиться с несколькими задачами одновременно, для остальных же попытки одновременно работать и проверять сообщения, вести машину и разговаривать по телефону, делать домашнюю работу и смотреть подкаст неизбежно приводят к тому, что качество выполнения каждой задачи в отдельности ухудшается.

Кроме того, попытка в течение длительного времени делать несколько дел одновременно приводит к таким последствиям как повышение стресса и ухудшение способности к концентрации. Если речь идет о ребенке, то это очень быстро отразится на учебе и любых других занятиях.

О негативных эффектах использования гаджетов

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Чрезмерное использование гаджетов может влиять на развитие мозга, особенно у маленьких детей, у которых мозг быстро развивается. Много времени перед экраном ограничивает возможности для игр и активного взаимодействия с окружающими, что важно для развития социальных и моторных навыков. Синий свет от экранов может мешать выработке мелатонина, гормона, который помогает заснуть, что может приводить к проблемам со сном.

Длительное экранное время также может влиять на способность детей концентрироваться и быть внимательными, делая их более импульсивными и менее терпеливыми из-за быстрой смены изображений. Это время часто заменяет активные игры и физическую активность, что важно для здоровья и физического развития ребенка. Кроме того, слишком много времени перед экраном сокращает возможности для общения с другими детьми и взрослыми, что важно для развития социальных и коммуникативных навыков.»

Становится понятно, что чрезмерное использование гаджетов вредно. В таком случае важно разобраться, что значит «чрезмерное» и сколько времени ребенку можно проводить перед экраном без вреда для здоровья. С этим вопросом мы обратились к нейропсихологине Екатерине Кузяриной.

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Я рекомендую ограничивать экранное время для детей в зависимости от их возраста. Для детей младше 1.5 лет лучше полностью избегать экранного времени. Дети в возрасте от 2 до 5 лет могут проводить перед экранами не более одного часа в день, и также предпочтительно выбирать образовательные программы и смотреть их вместе с родителями. Для детей старше 6 лет рекомендуется установить четкие границы экранного времени, чтобы оно не мешало сну, физической активности и другим важным сферам жизни: учеба, общение с семьей, друзья, хобби.

Важно, чтобы родители активно участвовали в том, что их дети смотрят и делают в интернете, и помогали им выбирать полезный и безопасный контент.»

Звучит вполне разумно: если использовать гаджеты слишком много вредно, то детей нужно ограничить. Только и всего. Но любой родитель знает — намного проще сказать, чем сделать. А после попытки сообщить любимому ребенку, что планшет теперь по расписанию, мы столкнемся с такой бурей эмоций, что может показаться: миссия невыполнима. И все же, цель поставлена, а значит необходимо искать пути ее достижения.

За помощью мы обратились к опытным родителям и специалистам. Вот как советует справляться с фрустрацией психолог Дарья Русланова.

Дарья Русланова

Практикующий психолог, специализация на сепарации и КПТСР детства у взрослых.

Работает с нарушениями привязанности, травмой отвержения и другой травматикой раннего возраста

Чем больше устойчивости у родителя, тем больше шансов, что ребенок воспримет любые правила и границы с меньшим сопротивлением. Иными словами, если родитель понимает, чем руководствуется, и уверен в своем решении — у ребёнка не будет ощущения несправедливости.

Ребёнок может быть не согласен — это нормально, он имеет право испытывать любые чувства и злость в том числе. Но это не отменяет того факта, что границы устанавливает родитель.

Если родитель принимает решение, исходя из заботы о безопасности ребёнка, то и преподносить правила он будет соответствующим образом — без внутренних противоречий, с готовностью принять и уважать чувства ребёнка и его возможное сопротивление.

Есть два момента, которые необходимо учитывать: чувства самого родителя (как я справляюсь с тем, что ребенок протестует?) и регуляция эмоций ребенка (как мы помогаем ему проживать и безопасно выражать чувства).

При фрустрации очень важно не усиливать напряжение, а помогать справляться с уже существующим. Если родитель без внутренних противоречий устанавливает границы, у него есть возможность принять несогласие ребенка, не раскачиваясь самому.

И в этом случае активное слушание — наш лучший друг: «Да, понимаю, ты злишься. Да, тебе не нравится моё решение. Но я его принял по таким-то причинам, из заботы о тебе. Я твой родитель и отвечаю за твою безопасность» — такая позиция даёт больше шансов на сохранение доверительных отношений с ребёнком, чем «я сказала, а ты не спорь».

Значит, принять внутреннее решение самому, не сомневаться в том, что поступаешь так, как лучше ребенку — первый шаг к решению проблемы. И убедиться в этом может помочь мнение опытных специалистов в области нейропсихологии

Екатерина Кузярина

Клиническая психологиня, нейропсихологиня, психотерапевтка

«Детям нужна помощь и контроль со стороны родителей, чтобы ограничить время, проведенное с гаджетами, и научить их заменять экранное время на другие полезные активности. Важно, чтобы родители активно участвовали в том, что их дети смотрят и делают в интернете, и помогали им выбирать полезный и безопасный контент. Очень важна поддержка близких и создание среды, которая сокращает соблазн постоянно использовать гаджеты.»

Тео Компернолле, нейропсихиатр, доктор медицины, психотерапевт, в своей книге «Гаджеты и подростки» советует:

Разделить работу на блоки

Способность сконцентрироваться длительное время на одной задаче — залог хорошей учебы и успеха в практически любых видах деятельности. Многие взрослые замечают за собой потерю этой способности. Организация работы по блокам — хороший способ восстановить эту способность.

Интересное по теме

Отрывок книги Тео Компернолле «Подросток и гаджеты»

Разговаривать с детьми

Столь универсальные советы иногда дико раздражают. Какую бы проблему ни решал родитель, ему советуют разговаривать с ребенком. Легко сказать, но ведь чаще всего дети не расположены вести с нами диалоги. Они вообще не хотят обсуждать неприятные темы, раздражаются, закрываются, капризничают. Но что поделать.

Пока люди не придумали ничего нового, разговор остается основным средством коммуникации. Поэтому наберитесь терпения и приготовьтесь… слушать. Да, именно из активного слушания в основном и должны состоять разговоры родителя с подростком.

Прежде чем читать лекции и устанавливать правила, стоит спросить у ребенка, а что он сам думает об использовании смартфона? Что его волнует, чего бы ему хотелось? Затем можно дать ему информацию и предложить свои варианты решения проблемы.

Очень вероятно, что вы столкнетесь с сопротивлением. И в таком случае вам придется проявить твердость.

Установить четкие правила

Для этого придется поработать. Не стоит ожидать, что ребенок сразу загорится кучей идей, как провести время без смартфона, особенно если он к этому не привык. Для начала родителям придется принять на себя всю лавину чувств, связанных с его потерей. Затем нужно будет проявить изобретательность (или почитать статьи и книги) и обеспечить ребенка альтернативными занятиями. Это могут быть кружки и спортивные секции или совместные интересные занятия. Например, спорт и творчество — отличные решения, от которых вы не получите ничего, кроме пользы.

Соблюдать цифровую гигиену

Начинать лучше с себя, а уж затем можно объяснить правила цифровой гигиены детям. Главный принцип — прежде чем взять в руки смартфон, стоит подумать: нужно ли мне сейчас его использовать, нужно ли читать сообщения или пролистывать социальную сеть. Остановиться и подумать буквально перед каждым действием в сети.

Сотрудничать с другими родителями

Да, опять родители, опять работа. И не всегда приятная. Общаться с другими людьми может быть очень ресурсозатратно. Но зато и результат может оказаться потрясающим.

Например, в Испании обеспокоенные родители объединились и создали группу в вотсап, чтобы совместно начать решать проблему чрезмерного использования гаджетов детьми. Инициатива переросла в движение, целью которого стал запрет гаджетов в младшей школе. Движение привлекло к себе внимание средств массовой информации и даже политиков, в результате чего законодательство в этой области постепенно меняется. В младшей школе запрещено использование смартфонов, а минимальный возраст регистрации в социальных сетях планируется поднять до 16 лет.

Кстати, подобные законы, «сотрудничающие» с родителями, существуют во многих странах: в Китае, в Великобритании, в Италии, в США и во Франции.

Пока политики пытаются решить проблему на государственном уровне, каждый родитель делает то, что может в своей семье. Самые активные делятся своими лайфхаками в блогах и социальных сетях.

Интересное по теме

«Ребенок без телефона становится отщепенцем»: испанские родители хотят запретить детям пользоваться телефоном до 16 лет

Вот несколько примеров того, как родители ограничивают экранное время для своих маленьких детей:

Главное правило — установить четкое время использования гаджетов и держаться за него во что бы то ни стало.

Внимательно отнестись к выбору игрушек ребенка. Пусть их будет немного, но подходящих по возрасту и действительно любимых и интересных.

Потратить время и выбрать качественный развивающий контент, отдавая предпочтение программам с низким уровнем стимуляции (не слишком яркие, не слишком быстрые и не слишком шумные).

Продумывать альтернативные занятия для детей на самые разные случаи — дождливый день дома, поездка, посещение гостей.

Придумать для себя способы восстанавливаться от родительства, не используя экран.

Как видите, советы опытных родителей вполне совпадают с рекомендациями специалистов.

Интересное по теме

Инструкция к ребенку из 1950-х вызвала бурную реакцию у современных родителей

Какие же выводы из всего этого можем сделать для себя мы, родители?

Ситуацию с использованием гаджетов нельзя пускать на самотек, так как бесконтрольное использование гаджетов может привести к формированию зависимости, к снижению когнитивных функций. Кроме того, чрезмерное использование аппаратов с экранами ухудшает качество сна и повышает риск развития депрессии и тревожных расстройств. Но просто отобрать телефоны, оставить ребенка без технологий, исключить из социума — не решение проблемы.

Родителям придется постараться и дать ребенку необходимые навыки и знания, чтобы со временем он мог научиться сам контролировать время пользования гаджетами и качество потребляемого контента. Пока же он этого не умеет, контроль за использованием гаджетов — обязанность и ответственность родителей.

Как взрослые, так и дети нуждаются в моментах «отдыха» от гаджетов, чтобы восстановить способность к концентрации и дать мозгу возможность обработать информацию. Хорошо, если этот отдых включает спорт, активную физическую деятельность, живое общение с другими людьми и творчество.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...