Братья и сестры: как порядок появления в семье влияет на характер и интеллект детей?

Первенцы-лидеры и невероятно творческие младшие братья и сестры — это набор стереотипов или порядок рождения детей в семье действительно оказывает определяющее влияние на формирование личностных качеств?

Специально ко Дню сиблингов мы решили разобраться в том, какие теории были на этот счет у психологов и к какому выводу наука пришла в наши дни.

Братья и сестры, рожденные в одной семье, могут невероятно отличаться друг от друга: у каждой читательницы или читателя этого текста наверняка перед глазами сейчас проносится целая галерея красноречивых примеров — возможно, это даже ваши собственные дети или ваши сиблинги.

Поэтому совершенно неудивительно, что в какой-то момент психологи заинтересовались этими отличиями и попытались выяснить их причины.

Травма свержения с трона у старших и неординарность младших

Одним из первых о влиянии порядка появления детей в семье на их характер заговорил австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Следуя его трактовке, первенцы в семье — невротики, так как им долгое время не нужно было ни с кем делить внимание родителей, а потом их мир внезапно рухнул, когда в семье появился младший. Этот момент Адлер довольно драматически называл «травмой свержения с трона».

Он также считал старших детей более консервативными и более послушными, самых младших в семье — наиболее амбициозными и креативными, а средних детей — идеально расположенными в братско-сестринской иерархии, и наиболее психологически стабильными.

Неудивительно, что самого Адлера как раз нужно было причислять к последней категории: он родился вторым из семи сиблингов.

Американский исследователь Франк Сэллоуей в книге Born to Rebel провел анализ биографий знаменитых исторических личностей и пришел к выводу, что среди младших братьев были такие неординарные мыслители, как Карл Маркс и Махатма Ганди, а вот среди старших — диктаторы Иосиф Сталин и Бенито Муссолини.


Как пишет журналистка издания Scientific American Коринна Хартман, на таких «интуитивных» примерах и держится до сих пор уверенность в том, что классификация Альфреда Адлера была верной, а сама его теория продолжает успешную циркуляцию в литературе о воспитании детей, закрепляя за собой эти устойчивые стереотипы.

Некоторые исследования второй половины XX века также внесли свой вклад в укрепление это позиции: так, исходя из анализа американского психолога Ричарда Нисбета, которое он опубликовал в 1968 году, старшие дети реже занимаются экстремальными видами спорта, потому как у них сильнее развит страх телесных повреждений, и они в целом действуют более взвешенно и обдуманно.

Во многих таких обобщениях есть много «но».

Например, Хартманн указывает на то, что, некорректно говорить, что большинство американских космонавтов были старшими детьми в семьях — большинство из них были из маленьких семей, что само по себе увеличивало их шансы быть старшими детьми. Так что нередко подобные исследования легко поставить под вопрос, если попытаться провести анализ других факторов, которые тоже могли оказать влияние на развитие того или иного ребенка.

Современное понимание: порядок рождения в семье почти ничего не определяет

Если смотреть на результаты масштабного исследования 2015 года психологов Дамиен и Робертс из Университета Иллинойса, в котором участвовали 377 000 студентов, получается, что старшие дети более экстравертированные. Но разница в процентуальном отношении настолько небольшая, что ученые в заключительной части своего исследования отметили чрезмерную фиксацию в обществе на вопросе о том, как порядок появления в семье влияет на характер ребенка.

Наследник престола или «типичный Овен»?

Возможно, кстати, такой острый интерес к этому вопросу до сих пор связан с примогенитурой или первородством — древнем принципом, по которому наследство (или престол, если мы говорим о монархии), достается старшему ребенку, а следовательно этот старший ребенок просто обязан быть каким-то особенным.

Социолог Далтон Конли, автор книги The Pecking Order, говорит о том, что порядок рождения детей в семье влияет на их характер так же, как и то, под каким знаком зодиака они родились (то есть, в общем-то, никак), и отмечает, что гораздо более важные факторы — это в каком возрасте каждый из детей, например, пережил резкое изменение финансового состояния семьи, смерть ближайших родственников, или даже то, какие гендерные установки родители транслировали своим детям.

Но с объяснением особенностей характера за счет порядка рождения в семье, получается, как с астрологией: если люди вдруг видят какую-то закономерность, они готовы тут же сказать: «Вот вам настоящий Овен!» или «Вот вам классический старший брат!», а если человек не подходит под эту стереотипизацию, то все просто молчат.

Сходной точки зрения придерживается и Франк Спинат, психолог из Саарландского университета Германии:

Вполне возможно, что положение в череде братьев и сестер формирует личность — но не во всех семьях одинаково. Другими словами, влияние может быть, но не систематическое.

Когда речь идет о различиях в характере братьев и сестер, другие факторы имеют большее значение. Помимо генов, играет роль так называемая «неделимая среда». Например, для братьев и сестер, которые растут в одной семье, это и соответствующий круг друзей, который будет разным у каждого из детей.

Разрыв в интеллектуальном развитии между старшими и младшими

Уже цитированное нами исследование Дамиан и Робертс также показало, что в среднем первенцы имеют небольшое преимущество в IQ по сравнению со своими младшими братьями и сестрами. Старшие братья и сестры, как правило, завершают свое образование с более высокой степенью и выбирают традиционно престижную карьеру в медицине или инженерии.

Разницу в уровне прохождения сиблингами интеллектуальных тестов заметили и норвежские исследователи: следуя их выводам, этот интеллектуальный разрыв впоследствии провоцирует и двухпроцентный разрыв в уровне зарплаты у старших и младших.

Что касается гендерных различий между старшими и их связью с тягой к получению высшего образования, исследование социолога Файфея Бу 2014 года показало, что старшие сестры в британских семьях — самая ориентированная на поступление в университет группа сиблингов (их на 13 процентов больше, чем первенцев-мальчиков, получающих высшее образование).


Чем же все-таки объясняется подобная статистика — бесценным вниманием родителей к ребенку в первые годы жизни, пока у него не было братьев и сестер? Или той порцией «дополнительного внимания», которой родители потом пытаются наградить старших, испытывая перед ними чувство вины за «свержение с трона первенца»?

Да, некоторые специалисты считают, что поведение родителей при появлении младших детей в семье действительно меняется. Многие родители были куда более строгими с первым ребенком и стали вести себя гораздо более расслабленно с младшими. Даже домашние задания у старших по статистике проверяют тщательней.

Возможно, эти интеллектуальные различия объясняются все-таки другими факторами?

Пока у нас нет полного объяснения зазора в интеллектуальном развитии между старшими и младшими детьми в семье (по-прежнему неясно, насколько здесь все «решает» биология, изменение состояния и поведение матери при последующих беременностях).

Но в любом случае, зная о такой тенденции, мы можем переосмыслить нашу родительскую практику и, возможно, сумеем все-таки сократить интеллектуальный разрыв между нашими детьми, пытаясь равномерней распределять между ними наши ресурсы.