Анна Кухарева считает, что нет. И объясняет, почему.
На днях депутат Виталий Милонов предложил создать «Центры семейного счастья» при детских поликлиниках.
После слов «Милонов предложил» неизбежно ожидаешь какого-то подвоха, но на самом деле идея здравая — создать для семей центры консультирования, где психологи обучали бы родителей общаться с детьми (особенно с подростками) и разрешать возникшие конфликты между взрослыми.
Название сбивает с толку, но его можно и поменять. И, конечно, если создавать «Центры семейного счастья», то точно не при детских поликлиниках. Потому что поликлиники очень перегружены, в них зачастую отсутствуют свободные кабинеты, и сама обстановка не способствует психологической разгрузке. К тому же, если пойти в переполненную клинику за семейным счастьем, домой можно принести не только лад с пониманием, но и новейший штамм гриппа.
Но, как я и говорила в начале, — идея хорошая. Мы тут в НЭН и сами своего рода «Центр семейного счастья».
Не хочется быть Бабой Ягой, которая против: Виталий Милонов ради разнообразия предложил создать что-то безусловно полезное. Но все предыдущие инициативы, исходившие от него и его товарищей по Госдуме, делают его последнюю идею труднореализуемой. Сейчас объясню, почему.
Подростковый возраст — это время, когда происходит гормональная перестройка организма и пробуждение сексуальности. Молодые люди определяются, кто им нравится, начинают хотеть романтических отношений, задумываются о собственной привлекательности. Можно сказать, что половина, если не больше, проблем тинейджеров связана с сексом.
Ну и конечно, психологам и родителям нужно как-то обсуждать с ребенком эти темы: объяснять, что такое принцип согласия, что такое контрацепция, что такое месячные, рассказывать о более практических вещах, например, как тактично выражать свой интерес к объекту любви (не портфелем по голове!). Обсуждать это лучше, не дожидаясь пубертата, потому что годам к 14 родителей с их разговором о «пестиках и тычинках» точно опередит порно и «сведущие» одноклассники.
Но большинство депутатов впадают в панику при слове «секспросвет». Например, в 2020 году Виталий Милонов утверждал, что «уроки сексуального воспитания в школах приведут к деградации нравственных ценностей». Как знания о контрацептивах и понимание, что любые твои действия в отношение другого человека должны быть им одобрены, могут навредить нравственности — это, конечно, загадка.
В результате о сексе с детьми боятся говорить все: родители — потому что стесняются, учителя — потому что это не в их компетенции, психологи — просто на всякий случай, чтобы никто не нажаловался.
Не секрет, что все депутаты топят за традиционные ценности. Что это такое, никто точно сказать не может, но где-то среди них затесались иерархическая структура семьи и отказ от всего «западного».
Четко прослеживается ориентация на возвращение к патриархальной семье, где муж — главный в доме. Но такая модель не просто подходит не всем — она почти всем НЕ ПОДХОДИТ. Средняя российская семья, тем более многодетная, не сможет выживать на одну зарплату. А если женщина тоже работает и приносит в дом деньги, почему главным должен быть мужчина?
Интересное по теме
«Как объяснить мужу, что я устала в одиночку заниматься бытом и детьми?» Ловите инструкцию, которая поможет найти ответ на этот вопрос
Львиная доля семейных конфликтов происходит из-за перекосов в распределении домашних обязанностей: жена и работает, и очаг хранит, и детьми занимается, а муж просто устал. Как будто женщины не устают! Естественно, такое положение вещей не нравится тем, на кого все взвалили. У женщин, из последних сил тянущих «третью смену», даже либидо падает.
Интересное по теме
Либидо и уборка: ученые отследили связь между женским желанием и мужским участием в быту
Психолог может помочь урегулировать возникший конфликт, например, модерируя переговоры о перераспределении домашних обязанностей. Как это согласуется с курсом на «традиционные ценности»? Никак. Если, конечно, не считать за психологов специалистов по «мудроженственности».
Экспертный совет Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей совсем недавно обсуждал законопроект о психологической помощи. Профессиональное сообщество психологов сочло проект «сырым» и даже опасным для специалистов и их клиентов.
Интересное по теме
Кто и как пытается регулировать работу психологов в России
Например, если закон примут без доработки, психологов могут обязать предоставлять информацию о их клиентах в госорганы. А академик РАО, доктор психологических наук Сергей Кандыбович пошел еще дальше и предложил внести в проект пункт о том, что психолог обязан действовать не только в интересах клиента, но и в интересах РФ. Иначе говоря, лояльность власти может стать одним из самых необходимых качеств специалиста. Психологов предлагают обязать купировать протестные настроения, а тех, которые и сами не в восторге от режима и говорят об этом вслух — лишать лицензий.
Потом выяснилось, что вариантов законопроекта несколько, все еще находится на стадии обсуждений, и пока рано паниковать. Но о проекте уже написали многие СМИ, что уже снижает и так не очень высокое доверие граждан к психологической помощи, а принятие того самого — скандального — варианта закона способно отбить у людей все желание обращаться к специалистам.
Интересное по теме
«Если бы вместо очередного пособия населению выдавали психотерапевтов, мы бы жили в совершенно другом мире»: колонка о культуре терпильства
Короче, создание центров консультирования для семей — вещь, безусловно, нужная. Да и вообще, в связи с текущей обстановкой психологическая помощь становится все более актуальной.
Но, предлагая расширить доступ к услугам психологов, система одновременно делает все, чтобы затруднить работу профессионалов. В результате деятельности депутатов стоимость услуг психологов может повыситься, а доверие к ним людей — понизиться.
И как-то это нелогично — предлагать улучшить доступ населения к чему-то, что изо всех сил разрушаешь.