И что с этим делать взрослым?
В конце января 2024 года шведская компания одежды H&M принесла публичные извинения за рекламу школьной формы в Австралии, в которой нашли признаки сексуализации детей. Изображение двух девочек в платьях сопровождалось слоганом «Заставь их оборачиваться». Эту рекламу спешно удалили.
Тогда же вышел новый номер журнала «Москвичка», на обложке которого оказалась 14-летняя актриса Анна Пересильд, сыгравшая в нашумевшем сериале «Слова пацана. Кровь на асфальте». «Анна предстала перед фотокамерами в золотых трусах» — так охарактеризовали эту съемку некоторые российские СМИ. За эту съемку никто извинений не принес. Вопрос об удалении фотографий с обложки журнала даже не поднимался.
Сексуализация детей — проблема, которая присутствует в медиа не первое десятилетие. В марте на Netflix состоялась премьера документального сериала «Тишина на съемочной площадке: темная сторона детского телевидения». В нем актеры — герои популярных шоу телеканала Nickelodeon 90-х и 2000-х — рассказывают о том, как подвергались харассменту и абьюзу со стороны режиссеров и продюсеров. В частности, певица и актриса Ариана Гранде вспоминает об участии в нескольких шоу, где ее, 16-летнюю девушку, заставляли засовывать в рот пальцы своих рук и ног, со стонами «выжимать сок» из картофеля и лить себе на лицо и на грудь воду — во всех этих эпизодах прослеживается откровенно сексуальный контекст.
Поток сексуализированного контента с участием детей и подростков — это проблема, которая не просто оказывает влияние на развитие и самооценку детей, но и создает к ним нездоровый интерес со стороны взрослых.
Интересное по теме
О времена, о нравы! Возмутительная реклама прошлого с детьми и подростками
Сексуализация происходит, когда людей объективируют (воспринимают как товар или объект для использования) и ценят в первую очередь за их сексуальную привлекательность или поведение, а не за их качества, достижения или таланты. По сути, сексуализация рассматривает людей как сексуальные объекты без учета их личности и достоинства и обращается с ними соответственно.
Известная фигуристка, двукратная чемпионка мира Евгения Медведева в своем YouTube-шоу «БеС комментариев» эмоционально рассказала, что девочкой постоянно сталкивалась с сексуализацией в спорте, интимными вопросами и чрезмерными требованиями ко внешности: «Просто сам факт того, что я фигуристка… и я всю жизнь… блин, я чемпионаты мира и Европы выигрываю в трусах! У нас прозрачная юбка, у нас такие элементы, что мы встаем жопой кверху в трусах».
Слова Евгении Медведевой подтвердила и трехкратная олимпийская чемпионка, депутат Госдумы Ирина Роднина: «Вслух мало кто говорит о проблеме. Вообще тема сексуализации существует в отношении женщин. Откровение Медведевой не удивляет. Действительно, на эту тему стали больше говорить».
Пока в магазинах одежды для бальных танцев продаются стринги, рассчитанные на возраст от семи до десяти лет, на детских конкурсах красоты пятилетние девочки ходят по подиуму с отбеленными зубами и накладными ресницами, а производители игрушек наряжают кукол в кожаные черные мини-юбки, мы не можем делать вид, что этой проблемы не существует.
Интересное по теме
«Это же бальные танцы!» Зачем детей на сцене заставляют выглядеть как взрослых?
Представьте себе девочку 12 лет, листающую ленту TikTok, рассматривающую героинь в молодежном сериале или рекламу. Подобный контент зачастую предполагает, что красота равна откровенной одежде, вызывающему макияжу и провокационным позам. Это сексуализация в действии: когда людей больше ценят за их внешнюю привлекательность, чем за их качества и уникальность.
Вы можете справедливо задаться вопросом: «Разве медиа не всегда сексуализировали все, что движется? Особенно девушек!» Да и нет. Хотя это правда, что СМИ всегда раздвигали границы нормы (и далеко не всегда в лучшую сторону), сегодняшние дети имеют круглосуточный доступ к контенту, который не только стирает границы между детством и взрослой жизнью, но часто полностью их пересекает.
Исследования говорят, что сексуализация детей и подростков может привести к нарушению когнитивных функций, искаженному образу тела (вплоть до расстройств пищевого поведения), депрессии, низкой самооценке и нездоровому пониманию сексуальности и отношений. Дети и подростки находятся на стадии формирования личности, понимания личных и социальных границ. Преждевременное навязывание сексуальности взрослых — через СМИ, социальные нормы или межличностное взаимодействие — усложняет этот процесс, потенциально приводя к путанице, тревоге и нездоровому поведению.
Интересное по теме
Королевство кривых зеркал: как медиа влияют на подростков и их представления о собственном теле
Объективация и сексуализация детей напрямую способствуют молчаливой эпидемии сексуализированного насилия и торговли детьми, подпитывая спрос на покупку «взрослого» контента с участием несовершеннолетних. Отчет Американской психологической ассоциации показал, что медиа, реклама и соцсети гламуризируют сексуализацию детских тел, что приводит к эксплуатации детей для секса.
В 2022 году Консорциум женских НПО совместно с исследовательницей Светланой Жучковой и Академией безопасности психолога Ольги Бочковой при поддержке проекта «Тебе поверят» опубликовали данные совместного исследования о масштабах сексуализированного насилия над детьми в России: «Официальная статистика демонстрирует, что ежегодно от 13 500 до 14 200 человек становятся потерпевшими от сексуализированного насилия. На долю женщин всех возрастов приходится до 90 процентов потерпевших, при этом несовершеннолетние ежегодно составляют от 75 процентов до 90 процентов потерпевших».
Абсолютное большинство пострадавших — несовершеннолетние девочки. При этом данные социологического опроса и анализа новостей с сайта СК РФ демонстрируют, что наиболее уязвимый возраст потерпевших — от шести до 13 лет.
Однако и эта страшная статистика не отражает реального масштаба трагедии в регионе, где существует высокая толерантность к насилию, нет базового сексуального просвещения в школах, зато есть негласное правило «не выносить сор из избы».
Интересное по теме
Как понять, что ребенок подвергся сексуализированному насилию
Начнем с самого понятного родителям, но нерабочего решения в случае с детьми и подросткам — запрета на использование телефона и социальных сетей. Во-первых, прямой запрет может помешать детям приобрести навыки цифровой грамотности, которые необходимы в современном мире. Более того, они могут чувствовать себя оторванными от своих сверстников, что приводит к социальной изоляции или поощряет скрытное поведение, включая небезопасные способы доступа к запрещенному контенту. Строгие запреты порождают лишь большее желание, создают табу и увеличивают пропасть недоверия между вами.
Решение этой проблемы лежит не в запретах социальных сетей и отказе от цифровых благ. Речь идет о том, чтобы отправлять детей в цифровой мир с открытым сердцем, но критическим мышлением и багажом знаний. Это значит своевременно сесть и поговорить о том, что они видят, научить их тому, что их ценность зависит от того, кто они есть, а не от того, как они выглядят. Речь идет о том, чтобы устанавливать границы, предлагать альтернативы и быть образцами для подражания, которые им нужны, чтобы расти уверенными и довольными своей жизнью.
Тема сексуализации сложная, неприятная и пугающая, но от нашего к ней отношения масштаб проблемы не уменьшается. Делая эти шаги, родители могут помочь детям ориентироваться в цифровом мире таким образом, чтобы способствовать их развитию, безопасности и благополучию, не прибегая к прямым запретам, которые могут не решить коренные проблемы сексуализации, а лишь дистанцировать детей и подростков от родителей.