«Один дома» и поттериана — классический выбор для семейного киносеанса на зимних каникулах, но иногда хочется чего-то более личного, для нас и про нас. Подобрали десять классных фильмов о матерях и материнстве. Жанры разные, тема вечная, и смотреть все это можно вместе со своей собственной мамой!
Если вы (или мама) увлекаетесь мемуарами и биографиями, наверняка оцените эту мрачную драму об одной из самых известных матерей конца XX века — принцессе Диане. Действие разворачивается как раз в дни зимних праздников. Королевская семья собирается на Рождество в поместье Сандрингем: все едят и пьют за одним столом, традиционно выезжают на охоту и всячески изображают идиллию. Между тем, брак Дианы и Чарльза трещит по швам, и всем это давно известно. Сможет ли принцесса продолжать эту игру?
Настроение фильма — мрачное и болезненное, но при этом отлично демонстрирует то, что главным спасением для Дианы были ее отношения с детьми.
Интересное по теме
Дерзкая и настоящая: рассказываем, какой матерью была принцесса Диана
Комедия о классовом конфликте, поставленная бразильской писательницей и режиссеркой Анной Муйлар, с удивительной легкостью исследует трудную тему — материнскую жертвенность. Главная героиня Вэл (Реджина Касе) устраивается на хорошо оплачиваемую работу. Теперь она трудится горничной и няней в богатой семье в Сан-Паулу и, в общем-то, прекрасно справляется со своими обязанностями. Но эта роль отдаляет ее от собственных детей.
За 13 лет, проведенных в семье, у Вэл сложились нежные, материнские отношения с «хозяйским» сыном и единственным ребенком Фабиньо. А вот родная дочь, Джессика, по мере взросления все больше протестует против социальной иерархии, в которую вписана ее мать. В итоге Вэл разрывается между требованиями своей дочери-подростка, привязанностью к подопечному ребенку и ожиданиями своих работодателей-снобов. Странно, но все это действительно выглядит весело.
Корейский триллер о материнской любви, не знающей пределов и способной на все. Главная героиня — пожилая женщина, которая живет с 28-летним сыном То-джуном. Она занимается знахарством и помогает всем нуждающимся. Внезапно в округе неизвестный убивает школьницу. Все подозрения падают на То-джуна. Мать в отчаянии пытается обелить его репутацию и всячески спасти сына от огромного тюремного срока.
Режиссер картины — Пон Джун Хо, автор культовых «Паразитов» и сериала «Сквозь снег».
Мы могли бы включить в этот список фильм «Милдред Пирс» (1945), в котором американская актриса Джоан Кроуфорд гениально сыграла самоотверженную мать, потакающую всем капризам дочери. Но вместо этого предлагаем посмотреть «Дорогую мамочку». В 1978 году приемная дочь Джоан Кроуфорд, Кристина, выпустила скандальные мемуары — в них откровенно описывались проступки ее матери, страдающей алкоголизмом и подвергающей детей физическому и психологическому насилию. Спустя три года вышел фильм, в котором главная роль досталась прекрасной и маниакальной Фэй Данауэй.
Это будут непростые два часа: в некоторых эпизодах придется смотреть на избиение, принудительную стрижку и другие издевательства, которые терпит ангельски покорная Кристина (Мара Хобель). Но эти два часа чертовски убедительны — возможно, их придется принять, как горькое лекарство для профилактики своих собственных ошибок.
Лента по мотивам романа Элены Ферранте «Потерянная дочь» рассказывает историю Леды Карузо — ученой средних лет, отправившейся в отпуск в одиночку. Когда Карузо встречает на пляже молодую маму и ее семью, она начинает осмысливать свое двойственное отношение к материнству.
Фильм получил три номинации на премию «Оскар», в том числе за лучшую женскую роль (Оливия Колман за роль Леды), лучшую женскую роль второго плана (Джесси Бакли в роли молодой Леды) и лучший адаптированный сценарий (Мэгги Джилленхол. Кстати, она же выступила режиссеркой).
У матери-одиночки Эрин Брокович (Джулия Робертс) 16 долларов на счету, грудной ребенок на руках (плюс еще двое старших), отсутствие образования и ноль шансов найти перспективную работу. Вдобавок она попадает в аварию и проигрывает судебное разбирательство по этому поводу. Что дальше? Дальше Эрин устраивается на работу помощницей юриста и почти в одиночку разрушает энергетическую компанию, загрязняющую городскую систему водоснабжения. Да, спойлер, но давайте посмотрим, как ей это удалось.
«Эрин Брокович» часто включают в списки фильмов о так называемых сильных женщинах (как будто быть женщиной недостаточно сильно само по себе). На самом деле, это просто очень хороший фильм, заслуженно принесший Джулии Робертс «Оскар» за исполнение главной роли.
Дерзкая и взбалмошная мелодрама (такое бывает) о том, как эксцентричная вдова Диана забирает из интерната сына-подростка Стива и полна решимости начать новую жизнь. Она изо всех сил пытается справиться с его гиперактивностью и вспышками гнева — на помощь даже приходит скромная заикающаяся соседка Кайла — но мира удается достичь с переменным успехом.
Отношения между Ди (Энн Дорваль) и Стивом (Антуан-Оливье Пилон)все время меняются: мать и сын то безбожно орут друг на друга, то идиллически перепевают Селин Дион дуэтом в караоке. И оторвать взгляд от этой эволюции невозможно. Не проникнуться ею — тоже.
В первом полнометражном фильме Ксавье Долана «Я убил свою мать» тоже исследовалась динамика отношений между матерью и сыном-подростком. Правда, симпатии в нем — скорее, на стороне непослушного Хьюберта. В «Мамочке» Долан призывает нас встать на сторону соло-мамы Ди, исполняя максималистский гимн родителю-одиночке.
Если у вас крепкие нервы, попробуйте этот пробирающий до мурашек фильм ужасов о матери-одиночке, ее сыне, живущего с травмой, и монстра из подвала. Здесь не все однозначно: хоррор поднимает темы человеческого горя, запрятанной в подсознание ненависти (которая способна материализоваться и которую люди могут испытывать даже к собственным детям), но самое главное — он показывает, на что готовы пойти мамы, чтобы защитить своих детей. Осторожно, фильм страшный. Он испугал даже режиссера «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина.
Готическая драма, развернувшаяся на американском Юге. Роз Батист (Линн Уитфилд) — многодетная мать, отчаянно отстаивающая интересы четверых своих потомков. Среди них — десятилетняя Ева (Джерни Смоллетт), страдающая «синдромом среднего ребенка», но живущая в доме, как всем кажется, полном любви. Однажды Ева становится свидетелем чего-то, чего не должно было случиться на семейной вечеринке. Это запускает цепочку событий, кульминацией которых становится ряд преступлений.
В фильме очень много того, что вы вряд ли встретите где-то еще (по крайней мере, в такой комбинации): уникальная атмосфера жизни кайджунов — народа, в жилах которого течет французская и африканская кровь; Сэмюэл Л. Джексон в непривычном амплуа казановы, колдовство, танцы и утонченный, почти артистократичный юмор. «Убежище Евы» получило премию Национального совета обозревателей за лучший режиссерский дебют года. А режиссеркой, кстати, является Кэйси Леммонс — она же сняла «Поговори со мной».
Легкомысленная, но смешная комедия об Идеальной матери, Прекрасной жене, Хорошей хозяйке и Успешной бизнесвумен, которых все это, скажем так, достало — и вот они пускаются во все тяжкие. Почему бы и не посмотреть эту жизненную картину с Милой Кунис и Кэтрин Хан? Тем более, что она убедительно показывает вот что: во-первых, любая мама имеет право время от времени уйти в отрыв, а во-вторых — даже «плохие» мамы могут быть замечательными.