Рассказываем на примере одной сибирской семьи.
Этот материал о школьной форме будет необычным. Он посвящается всем тем родителям, которые люто ее ненавидят. И он же объясняет, почему нашим мамам и бабушкам в целом нравится идея введения формы. Соавторами выступили мои мама и бабушка (одна оканчивала школу в начале 80-х, вторая — в конце 50-х). Погнали!
Для начала — о советской школьной форме. Девочки носили коричневые платья с белыми воротничками, и было у них два фартука — повседневный черный и парадный белый. Так было и в конце 50-х, и в начале 80-х.
Советская школьная форма для девочек была создана по образу и подобию дореволюционной формы гимназисток (и на фото бабушки это еще очень заметно). Наряды претерпевали некоторые изменения в дизайне, но несущественные. Форма мальчиков поначалу тоже копировала форму гимназистов: темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки.
В середине 50-х фасоны для мальчиков стали более военизированными — одним из элементов школьной формы даже стал китель. В 1962 году мальчиков «демилитаризовали» и опять переодели — в серые пиджаки, белые рубашки и брюки со стрелками. В середине 70-х этот фасон уже считался устаревшим, так что форму для юношей снова поменяли — на темно-синие куртку и брюки у младшеклассников и такого же цвета пиджак-блейзер и брюки для старшеклассников.
Я ходила в школу уже в конце 90-х, когда форму отменили. Мои наряды в младшей и средней школе не особо отличались от нарядов остальных девочек. Не обошли меня стороной и модные тенденции: в пятом классе все ходили с дамскими кожаными рюкзачками на одно плечо, и я вытребовала у родителей такой же. Это был самый неудобный рюкзак в моей жизни. В него ни черта не помещалось, лямки врезались в спину, и на одном плече носить его было тяжело.
Потом в моду вошли пластиковые чокеры. И джинсовые мини-юбки. И обувь с острым носом. Но тут мама, которой мое желание быть в тренде могло сильно влететь в копеечку, сказала: «Главное не мода, а стиль!» Последствия разгребаем до сих пор.
В старших классах я носила балахоны и футболки с эмблемами рок-групп, напульсники с шипами и джинсы, увешанные булавками. Учителя регулярно на меня жаловались из-за моего внешнего вида. Зато я собиралась в школу за полчаса и мне не надо было бояться, что у меня что-то задерется, помнется, порвется и мама будет ругать. Если бы что-то из того, что я носила, порвалось, она бы первая плясала от радости. А как удобно было пробираться в гардероб, раздвигая толпу шипастыми напульсниками, вы бы знали!
В середине 2000-х наметилось возвращение к школьной форме: все больше учебных заведений стали требовать от детей единообразия во внешнем виде. Круг замкнулся, и вот я отдаю свою дочь в первый класс в школу с формой.
Интересное по теме
Вместо школьной формы: недорогая одежда для детей в деловом стиле
Современная школьная форма чаще всего не жестко регламентирована и допускает варианты: водолазки или блузки, кардиганы или жилеты, сарафаны или юбки, — главное, в деловом стиле и в общей цветовой гамме. Старшему поколению очень нравится, мне — не очень. Чтобы понять, почему так, я поговорила со своей бабушкой Галиной Ивановной и мамой Мариной Викторовной и с их разрешения записала нашу беседу.
Как вы думаете, в чем было преимущество советской школьной формы?
Мама: Все выглядели одинаково — и богатые, и не очень. Это помогало не отвлекаться на мысли о доходах чужих и своих родителей.
Бабушка: Да, дети меньше думали о том, как бы выделиться, а больше — об учебе и оценках.
Сколько было платьев у школьницы?
Мама: В начале года покупали платье, два фартука, воротнички и обувь. Все.
А если вырастали?
Мама: Ну, обычно форму брали «на вырост». В талии подвязывали фартуком, снизу, если слишком длинно, подшивали, а потом выпускали подшитое.
И что, вы так в одном платье и ходили весь год? Стирали, наверное, каждый день?
Мама: Мы стирали воротнички, а платье — по мере надобности.
Ничего себе, у вас в классах запах, должно быть, стоял!
Мама: Да нет, никакого особенного запаха не было. Мы же мыли подмышки перед походом в школу, и форма была из кашемира, а он, хоть и теплый, не создает эффекта бани. Но если надо было — платье стирали после школы, а за ночь оно обычно успевало просохнуть. От неаккуратных и запущенных детей, конечно, пахло. Но от них и в обычной одежде бы несло.
Так, ну из нашей компании две уроженки Западной Сибири и одна — Восточной. И там, и там, холода в минус 30 зимой — обычное дело, и ни разу не повод пропускать школу. Как вы спасались?
Бабушка: Гамаши потеплее надевали, если надо — не одни.
Мама: Да, колготки, гамаши, теплые кофты, шубы, валенки…
А переодевались где?
Бабушка: У нас сменки не было, да и в школе часто было холодно, так что так и ходили.
Мама: У нас тоже сменки не было, так и ходили в трех гамашах и валенках. И теплую кофту тоже можно было не снимать. А что, замерзать что ли?
Признавайтесь, как на духу, какой длины должна была быть юбка?
Мама и бабушка (практически хором): До колена или чуть ниже!
И почему же у вас, Марина Викторовна, на всех фото из старших классов голые коленки?
Мама: Ну, так было модно. Никто не носил юбки уставной длины, все старались их укоротить.
И что, учителя не ругались?
Бабушка (она учительница, как раз): Мы пытались делать замечания, но девочки говорили, что просто выросли из платьев. Не пойдешь же проверять рост? В мое время такой моды еще не было.
Но если юбка не совсем короткая, мы смотрели на это сквозь пальцы — учителя тоже были молодыми и хотели хорошо выглядеть!
Интересное по теме
Не думай об Англии: есть ли выгода в выведении английского языка за рамки школьной программы?
А какой смысл вводить форму сейчас?
Мама: Да, современная форма — это дорого, но те, у кого нет денег, точно так же будут покупать один комплект формы и стирать его!
Ну вот без твоей финансовой помощи я бы смогла купить дочери только один комплект формы. А у нас еще канцелярия не закуплена и всякая мелочь вроде трусов-носков.
Мама: Ну, я бы никогда не оставила вас без помощи! Но зато дети не ходят в школу одетые как попало.
Я ходила в школу одетая как попало. И кто сдал ЕГЭ лучше всех в районе?
Мама (смеется): Да, но учителя постоянно жаловались на твой внешний вид!
Да, и что? На тебя где сядешь, там и слезешь!
Мама: Ужас! Ладно, давай сойдемся на том, что современная школьная форма — это просто красиво и навевает приятную ностальгию.
Но дорого и непрактично.
Мама: Но дорого и непрактично.
Для начала, в СССР существовал стандарт — вся форма была из одних и тех же материалов и не предполагала вариантов. Сейчас богатые дети будут иметь по десять нарядов на каждый день из трикотажа, хлопка, шерсти и шелка, а бедные — будут ходить в единственной «синтетике». Разница в доходах будет видна еще как!
Кроме того, финансовый статус семьи можно понять не только по одежке, а по канцтоварам, аксессуарам, рюкзакам, обуви — по телефону, в конце концов. Обязательно у одних будут какие-то «статусные» вещи, которых нет у других.
Чтобы моему ребенку было удобно, мы купили будущей первокласснице юбку, сарафан, брючки, несколько блузок, футболок и водолазок, обувь и красивый рюкзак. На это уже ушло 22 тысячи. Не знаю, что бы со мной было, если бы школьников в семье было двое. И покупку обычной одежды для дома и на выход никто не отменял! Какая уж тут экономия, сплошные расходы.
Большее количество необходимых для покупки вещей связано с изменением гигиенических стандартов. Теперь нельзя всю неделю ходить в одном и том же. Если купить ребенку одну юбку, одну блузку и один кардиган — вас первую же назовут матерью-ехидной, а то и похуже.
Кроме того, стирать маленькие белые воротнички все же проще, чем каждый день стирать белую блузку. И воротничок по сравнению с блузкой стоит копейки, его гораздо проще сменить, когда он посереет и износится из-за частых стирок.
Зима только добавляет неудобств. В большинстве современных школ вполне тепло, и поэтому переодеваться нужно — никаких гамаш и валенок в классе быть не должно. А отдельных раздевалок для девочек не предусмотрено.
Интересное по теме
Школьная форма дискриминирует девочек — и вот почему
Кстати, вы не находите, что необходимость переодевания дискриминирует девочек? Мальчики могут дойти до школы в своей форме, надев сверху лыжные штаны попросторнее, а девочки должны еще и переменить где-то свой наряд. А это значит, заложить какое-то время на переодевание. А это значит, вставать раньше, чтобы успеть все сделать. Поэтому родители всячески извращаются, например, заправляя ребенку юбку в те же лыжные штаны.
А активности? В юбке на горку не полезешь, колесом не походишь, даже на качелях надо следить, чтобы трусы не было видно! Как развлекаться-то? Чинно ходить мимо играющих без ограничений мальчишек? Это не очень-то справедливо!
Современная мода наносит контрольный удар — она больше не про то, чтобы укоротить стандартное. Она — про определенные вещи и даже про определенные бренды. Если в моду среди школьниц войдут корейские кардиганы с ажурным кружевом на плечах — а стоят они немало! — никакого внешнего равенства не будет. Потому что более состоятельные семьи смогут себе позволить купить модную вещь, а бедные — не смогут.
То, что отлично работало в эпоху всеобщего дефицита и упрощенного отношения к гигиене, не просто не работает сейчас, а действует ровно наоборот: форма не помогает экономить, не подчеркивает равенство, не делает сборы в школу удобнее (для девочек, по крайней мере), и только добавляет родителям головной боли по части стирки и покупки новых вещей по мере вырастания ребенка из старых. По сути, современная форма — это доставляющий старшему поколению приятную ностальгию, но совершенно необязательный элемент обучения в школе. Который дорого обходится семейному бюджету.
Но выглядит и вправду красиво.
Еще почитать по теме
В комфорте и безопасности: как окружающая среда влияет на гендерные стереотипы