Сегодня все чаще стали говорить о том, что воспитание детей — это не муштра в виде наказаний. Но веками люди применяли довольно жесткие насильственные методы по отношению к детям — как дома, так и в школе.
Под такую практику была подведена особая идеологическая база: порка считалась спасительным благочестивым делом, ее горячо поддерживала религия и руководства по воспитанию, да и сама суровая социоэкономическая ситуация порой не оставляла родителям другого выбора.
В нашем разборе — о том, как в России формировалось отношение к насильственным методам воспитания дома и в школе.
Применение телесных наказаний в воспитательных целях — практика, издавна закрепленная в религиозных текстах, в том числе и в Библии: «Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Притчи 22:15), «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней». (Притчи 23:13-14).
На телесных наказаниях в отношении детей настаивал и отечественный «Домострой» — свод правил и методических указаний на все случаи жизни в России времен Ивана Грозного. Вот лишь одна цитата из этого мануала для иллюстрации:
Любить и хранить их (детей), но и страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись, и поколотить. Наказывай детей в юности — упокоят тебя в старости твоей.
Интересно, что со времени Домостроя прошло несколько веков, а его «скрепы» по-прежнему в силе: «неблагочестивым» детям и их родителям грозит общественное порицание, позор и вообще убыток дому.
Наши предки прибегали к правилам Домостроя не только из-за отсутствия критического мышления: в крестьянской среде дети должны были становиться полноценными участниками рабочих процессов уже начиная с четырех- или пятилетнего возраста. И мотивировать их на тяжелую работу быстрее всего можно было как раз с помощью рукоприкладства.
Добавьте к этому так же естественную в старые времена высокую детскую смертность (по трактовке некоторых специалистов как раз не позволяющую родителям сформировать эмоциональную связь со своими детьми, потому что никто не мог гарантировать, доживет ли ребенок вообще до взрослого возраста или нет), отсутствие концепции привязанности, восприятие детства не как особого периода жизни, когда ребенка нужно охранять от жизненных перипетий — и получится, что без битья ребенка на ноги было и не поднять.
Телесные наказания в России были практикой, веками применяемой не только к детям, а к представителям всех сословий любого возраста. Даже для дворян телесные наказания впервые были отменены только в 1785 году Екатериной с помощью указа «Жалованная грамота», позже было запрещено бить купцов и священников.
Но официально телесные наказания для крестьян и малолетних ремесленников отменили только в 1904 году — хотя в обществе неоднократно поднималась дискуссия о том, что человеколюбиво было бы прекратить такие воспитательные побои.
Русский публицист-революционер Александр Герцен в статье «Сечь или не сечь» (1857 год) говорит об эксклюзивном дворянском праве применять телесные наказания в отношении крепостных и сравнивает эту практику с профессией палача — только палач выполняет свою карательную миссию по приказу. А дворяне имели право сечь по собственному желанию тех своих подчиненных, которых знали лично. В одном фрагменте этого текста Герцен даже напрямую уподобляет отношение помещика к крепостным тому, как родители относятся к своим детям:
Какой-то «помещик тож» в «Земледельческой газете» справедливо восстал против дерзких возгласов против розог и дельно заметил, что «за маловажные проступки наказание несколькими (2, 20, 200, 2000?) ударами розог не убивает человека ни нравственно, ни физически (иногда, правда, люди умирают, но нравственно это полезно православному, а физически мертвому не больно!).
Власть помещика — власть родителя над детьми, а по нашим православным понятиям дети принимают без ропота наказания от своих родителей. Наказание розгами не заменить никакими заморскими затеями, потому что розги в руках благонамеренного и доброго помещика — истинное благодеяние для крестьян!»
В первых дворянских гимназиях применять телесные наказания к ученикам было запрещено. Но во время правления Николая I, в 1828 году Комитетом устройства учебных заведений уже официально допускалось сечение обучающихся розгами.
Поначалу считалось, что наказывать телесно можно только учеников младших классов, но потом наказывать разрешили всех. Высечь или выдрать за уши до крови ученика могли за любую провинность — от лени и курения табака до обмана учителя и прогулов. Против применения телесных наказаний, впрочем, выступали некоторые известные люди того времени.
Отдельный опус против порки опубликовал и знаменитый хирург Николай Иванович Пирогов — его статья 1858 года называлась: «Нужно ли сечь детей и сечь детей в присутствии других детей». Он писал о том, что, применяя телесные наказания, можно либо вовсе не добиться результата, либо добиться обратного:
Розга — слишком грубый и насильственный инструмент для возбуждения стыда. А чувство стыда — это такой нежный, оранжерейный цветок, который разом завянет, когда побывает в грубых руках. Розга вселяет страх, — это правда, — но не исправительный, не надежный, a прикрывающий только внутреннюю порчу. Она исправляет только слабодушного, которого бы исправили и другие средства, менее опасные.
После большой полемики специальным указом Александра II в 1864 году были отменены телесные наказания для учеников старших классов гимназий, но во многих сельских школах розги продолжали использовать.
В Советском Союзе телесные наказания в школах были официально отменены в 1917 году — хотя бы на словах школы таким образом отмежевались от царской России и ее старых порядков.
Можно сказать, что в школах телесные наказания были заменены на другие меры: воспитание трудом, неудовлетворительными отметками и нередкими публичными унижениями (хотя побои продолжали применять в детских приютах).
Часто именно из-за плохих оценок детей лупили и дома, то есть фактически карательный академический механизм был просто перенесен с учителей на родителей: «Не просто били, а избивали за каждую тройку в дневнике», — вспоминает о своем детстве в 1950-е годы к.м.н. Леонид Пахомеев.
Сегодня в школах РФ официально запрещено применять телесные наказания, а договор с педагогом, наказавшим своего ученика с помощью рукоприкладства, должен быть расторгнут, согласно Трудовому Кодексу.
Тем не менее в СМИ периодически попадается информация о том, как учителя нарушают свои полномочия: так, например, в 2021 году в Омске учительница избила десятилетнего мальчика указкой и тряпкой с криками «Тебе кирдык!» за то, что он отвлекся на своего соседа, а в 2018 году в Томской области преподаватель несколько раз ударил ученика головой о парту за то, что тот отвлекался и чесал ногу. Эти случаи напоминают о том, как важно было бы разработать на государственном уровне программу борьбы с выгоранием в среде учителей.
Официально применение телесных наказаний в воспитательных целях родителями сегодня в России не запрещено, хотя идет разработка соответствующего законопроекта.
Этот материал — часть спецпроекта #ХватитБитьДетей
Читайте больше на странице проекта