Почему она не сопротивлялась? Как организм за нас выбирает реакцию в ситуациях насилия

Не сказать «нет» — это не значит сказать «да».

Коллаж с фото: Tinnakorn jorruang | Shutterstock | Fotodom

В марте журналистка Настя Красильникова опубликовала расследование о сексуализированном насилии рэпера Оксимирона* над несовершеннолетними девушками. После этого, как всегда, пострадавшим не только стали выражать сочувствие, но и стали обвинять их в том, что они вступали с ним в отношения добровольно, никто их не держал и не заставлял.

Много уже написано о том, что молодой девушке или женщине бывает сложно отказать, если она ощущается себя уязвимой, а давление оказывает исключительно важный для нее человек.

Но выясняется, что все еще сложнее. Решение, как действовать в стрессовой ситуации, в частности в ситуациях насилия, наш организм принимает автоматически. А осознание и переживание вины и стыда приходят после того, как угроза осталась позади.

Поговорили с телесным терапевтом о том, как это работает и можно ли научиться выбирать тип стрессовой реакции.

Александра Вильвовская

Телесный терапевт, специалист по телесности и соматическому коучингу, сертифицированный специалист по embodiment

Как человек реагирует на угрожающую ситуацию?

Когда млекопитающие, в том числе люди, оказываются в ситуации угрозы или другого дискомфорта, им на помощь приходят автоматические реакции автономной нервной системы. Она управляет функциями организма и действует без сознательного контроля человека.

При активации симпатической части автономной нервной системы возможны три реакции. Две из них — активные. Это «бей» и «беги». Если мы говорим про ситуацию потенциального насилия в отношениях, реакция «бей» — это когда женщина выражает активное несогласие. Реакция «беги» — когда она говорит: «Спасибо, не надо», встает, одевается и уходит.

Третий тип реакции — замирание. Симпатическая нервная система активировалась, но действий никаких не производится. Человек тихо лежит, как бы пережидая, что угроза пройдет или что-то неприятное завершится. Такая реакция часто сопровождается диссоциацией — состоянием онемения, когда организм «отключает» чувствительность: мы уходим в свои мысли, думаем, например, что давно нужно побелить потолок. С диссоциацией знакомы многие из нас: она может включаться, когда мы сидим в кресле стоматолога или во время неприятного перелета.

По моему опыту работы с людьми, пережившими насилие, тип реакции «замри» особенно часто встречается у женщин.

Интересное по теме

Подростки и сексуальность: зачем нам возраст согласия, если сиськи уже выросли

Почему включается тот или иной вариант реагирования?

В разных ситуациях у одного и того же человека могут включаться разные реакции. Более того, они часто бывают смешанные.

Мы вырабатываем тип реагирования начиная с младенчества: понимаем на уровне тела, что какие-то реакции приводят нас к результату, или видим на примере других, что те или иные реакции приводят их к результату.

Также влияет научение: гендерная социализация, советы старших, рассказы подруг, примеры из кино. Если девочке говорят: «Ну ладно, полежи, потерпи, это ненадолго», у нее может выработаться склонность автоматически замирать в стрессовой ситуации.

А еще у нас у всех немного по-разному устроена нервная система. У кого-то быстрее активируется симпатическая нервная система и появляется активная реакция. У другого газ медленный, а тормоз всегда под рукой. Тогда человек чаще попадает в диссоциацию.

У подростков эти механизмы работают так же, как у взрослых?

В целом, да, это предустановленные настройки, люди так устроены физиологически. Единственное отличие: у подростков реакции могут срабатывать быстрее и хуже регулироваться, потому что та часть мозга, которая отвечает за саморегуляцию, развивается позже, чем все остальные.

Интересное по теме

Вы не одни: 19 организаций, которые помогают детям и взрослым, пережившим насилие

Всегда ли активная реакция предпочтительнее?

«Включая» стрессовую реакцию, организм преследует одну цель — выжить. Не готова утверждать, что в этом смысле активная реакция всегда предпочтительнее.

Предполагаю, что в культуре с доминированием маскулинных норм, где ты должен отвечать на угрозу или где тебе разрешается отвечать, активное реагирование рассматривается как предпочтительное и эта норма автоматом переносится на всех. При этом в реальности активная реакция далеко не всегда выигрышная.

Когда стрессовая ситуация происходит, есть ли шанс осознать тип реагирования и изменить его? Начать отбиваться и тому подобное?

Иногда нервная система на автомате выдает какие-то реакции, например, замирание или диссоциацию. И мы либо не замечаем, либо ничего с этим не делаем.

В стрессовой ситуации в организме происходит выброс такого коктейля гормонов и нейромедиаторов, что у человека снижается возможность оценивания, прогнозирования, мы теряем дар речи. Осознавать свои переживания и чувства, оценивать происходящее мы начинаем уже после того, как ситуация закончится, стрессовая реакция завершится и нервная система придет в больший баланс.

У женщины в голове есть миллион предписаний, установок, представлений о том, как она может действовать и вести себя и как не может. И это не всегда связано только с внешними нормами — иногда это связано с ее опытом. Это потом уже, когда мы становимся старше и мудрее, иногда смотрим на другое поведение и думаем: «А что, так можно было?» А у нас даже в голове такого варианта не было.

Если женщина заметила, что она раз за разом автоматически действует в определенных ситуациях, а потом испытывает неприятные чувства, может ли она что-то сделать?

Многие люди попадают в те или иные повторяющиеся ситуации. Например, женщине приятно, когда на нее обращают внимание, приглашают на свидание и так далее. И ощущение «мне это приятно, меня признали, меня увидели, меня сочли привлекательной», удовольствие, которое она получает в этот момент, оказывается сильнее, чем сигналы тревоги. Не надо идти с незнакомыми парнями в темную подворотню, это потенциально опасная ситуация. но женщина ее как опасную не считывает, потому что в этот момент ее поведением управляют другие центры.

Что может делать женщина, которая регулярно попадает в один и тот же тип ситуаций/отношений? Заметить это, учиться распознавать потенциально опасные ситуации или поведение, которое может оказаться потенциально опасным, и действовать иначе.

Можно ли научиться «выбирать» стрессовую реакцию?

Через различные телесные практики, терапию, обучение нервной системы можно повышать уровень осознанности и учиться регулировать свою реакцию. Учиться распознавать сигналы тела, своего и чужого, распознавать ситуации и свои реакции на них — например, замечать, что в определенных ситуациях вы замираете, а хотели бы действовать активно. И если мы в какой-то момент обнаруживаем свою стрессовую реакцию, то мы можем научиться ее регулировать.

Проводилось исследование на студентках по поводу нервной анорексии. Один из косвенных выводов: девушки, у которых выше телесная осознанность, статистически реже попадают в потенциально опасные ситуации в отношениях, у них выше самооценка и они в целом чувствуют себя лучше.

Этому долго учиться?

Первые результаты можно получить в пределах нескольких месяцев.

Да, у нас есть автоматические стрессовые реакции, и слава богу, благодаря им мы выживаем. Но иногда реагирование можно регулировать для собственного блага. Такая гибкость скорее полезна.

Интересное по теме

Дело Жоэля Ле Скуарнека: Как хирургу-педофилу удалось скрываться десятилетиями

Как родителям помочь своим детям развивать телесную осознанность?

Начинать можно с возраста четырех-пяти лет, когда ребенок может дать обратную связь. Самая простая ситуация: когда у ребенка что-то болит, мы его спрашиваем, что болит, как болит. Когда у него какая-то эмоциональная реакция, мы его расспрашиваем о его переживаниях.

Ребенок точно так же, как и большое количество взрослых, поначалу не имеет для этого языка, не умеет называть свои ощущения и состояния. Поэтому мы используем образы. «У меня болит живот». — «Как он у тебя болит? Как будто туда мячик положили или как будто иголки колют? А как ты дышишь при этом? А как тебе хочется двигаться?», «Ты замерз или расстроился?», «Тебе сейчас холодно или тебе отчего-то грустно стало?»

Сейчас доступно много текстов и программ, которые можно использовать, чтобы учить детей младшего возраста телесной осознанности.

*Минюст признал Оксимирона (Мирона Федорова) иностранным агентом.