Не ограничения, а возможности: как раскрыть потенциал и таланты у «особенного» подростка

Отвечает педагог.

Коллаж с фото: Everett Collection | Shutterstock | Fotodom

Каждый подросток уникален, и иногда путь к раскрытию его талантов требует особого внимания и поддержки. Важно смотреть не на ограничения, а на сильные стороны личности и развивать именно их.

О том, какие методики помогают в этом, рассказывает Марина Ликсина — педагог с международным опытом, специалист по работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Марина Ликсина

Педагог с международным опытом, специалист по работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Раскрывать потенциал «особенных детей» позволяет индивидуальный подход и смещение акцента с диагноза на возможности. Для этого используются арт-терапия, проектное обучение, билингвальные и сенсорные практики, наставничество. Даже маленькое достижение становится фундаментом для формирования уверенности в себе и дальнейшего развития.

Арт-терапия

Творческие занятия, такие как рисование, музыка, театр, помогают детям с особенностями развития выражать эмоции и мысли в комфортной форме. У подростков, занимающихся творчеством, снижается тревожность: творческий процесс успокаивает, помогает переключить внимание с беспокойства на созидание. Путем приобщения к искусству юноши и девушки учатся взаимодействовать с другими, делиться идеями и работать в группе. Создание уникального продукта творчества повышает самооценку. Работа с материалами, такими как краски, глина и звуки помогает развивать моторику и сенсорное восприятие.

Интересное по теме
Арт-терапия как направление в психологии и ее отличие от творчества

Билингвальные методики

Изучение второго языка может стать инструментом развития памяти, внимания и гибкости мышления. Важно, чтобы дети учились в игровой методике, с постепенным погружением, и в безопасной среде, где ошибки — часть процесса. Иностранный язык в этом случае становится для подростка с особенностями не нагрузкой, а новым каналом самовыражения.

Сенсорные практики

Практикуйте дыхательные упражнения, создавайте для детей особую среду. Сенсорные комнаты, тактильные игры, релаксационные техники помогают подросткам с аутизмом и другими особенностями сенсорного восприятия лучше справляться с перегрузкой чувств, концентрироваться на занятиях. Например, перед сложным уроком можно выполнить дыхательные упражнения или отдохнуть в «сенсорном уголке» с мягкими подушками, что в разы снижает стресс и вовлекает в работу.

Наставничество

Наставники помогают подросткам развивать социальные навыки, уверенность в себе, выбирать подходящую профессию, интегрироваться в общество.

Обычно в качестве наставника, или ментора, может выступать старший ученик или волонтер, готовый поддержать и направить подростка. Идеально, если он разделяет увлечения «подопечного» — доверительные отношения помогают подросткам раскрыться вне формальных занятий.

Родители подростков с особыми образовательными потребностями могут найти наставников и менторов на специальных платформах, например «Наставник.рф», фонд «Помочь детям» — проект «Находим Наставников», «Наставники России», проект «Переход».

Интересное по теме
Музыка нас связала: какие состояния можно вылечить с помощью искусства

Проектное обучение

Этот метод помогает детям проявить себя в деле, работать в том темпе и формате, который им подходит. Включайте подростка в совместные проекты — от создания комикса, настольной игры или фотопроекта до посадки плодового сада на участке, где каждый получает свою роль. Создавайте мультфильмы, ведите тематический блог или канал, волонтерьте вместе с ребенком. Позвольте подростку почувствовать себя автором и экспертом в своем деле, это укрепляет самооценку и учит доводить начатое до конца. Видимый конкретный результат труда мотивирует учиться дальше.

Ищите области, где дети могут преуспеть, и создавайте условия для успеха. Такой подход не только помогает подросткам освоить школьную программу, но и формирует у них веру в собственные силы.

Важность поддержки семьи и сообщества

Участие семьи напрямую влияет на успех ребенка, при активной поддержке родных усиливается его мотивация.

Рекомендации родителям:

  • Создавайте дома атмосферу принятия и поддержки.
  • Поощряйте инициативу и любознательность подростка.
  • Включайтесь в совместные проекты, они развивают навыки общения и творчества.
  • Сотрудничайте с педагогами и психологами, выстраивайте комплексную поддержку. Совместно с учителем можно разработать персональный план развития талантов ребенка — в музыке, спорте или науке.
  • Инициируйте участие в родительских сообществах и образовательных форумах.

Кроме семьи важна поддержка сообщества. Вокруг подростков с особенностями развития часто формируются инициативные группы — от родительских клубов до местных НКО. Вместе они устраивают инклюзивные мероприятия, делятся опытом и продвигают идею равных возможностей. Так, в одном из районов Минска родители организовали ежемесячные встречи «Особый выходной», где семьи детей с ОВЗ вместе посещают музеи, парки, участвуют в мастер-классах. В России набирают популярность инклюзивные фестивали творчества, где дети с ограничениями по здоровью выступают наравне с другими. Подобные инициативы сближают людей, разрушают предрассудки и создают вокруг семьи атмосферу принятия. Когда родители чувствуют плечо друг друга и поддержку общества, им легче преодолевать трудности, а у подростков появляется больше шансов раскрыть свой потенциал вне школы.

Диагноз не определяет судьбу ребенка. При внимательном подходе, вовлеченности семьи и доступе к адаптивным образовательным программам подросток может реализовать свои способности. Задача взрослых — объединять усилия, чтобы не пропустить ни один талант, чтобы каждый ребенок вырос счастливым и реализованным.