«Вы не переделаете такого ребенка, если пойдете на принцип»: матери детей с аутизмом рассказывают о том, как обществу научиться их принимать

Дарья и Елена — о хейте, невежестве и необходимости совместных усилий для создания инклюзивной среды.

Коллаж с фото: OMfotovideocontent | Shutterstock | Fotodom

Нам в редакцию пришло письмо, в котором матери детей с особенностями решили не просто рассказать о своей жизни, но еще и помочь всем нам быть более принимающими, понимающими и просвещенными в вопросах инклюзии.

Дарья и Елена составили подробную инструкцию для тех, кто видит детей с РАС на площадках и общественных местах; кто дружит с родителями, воспитывающими ребенка с аутизмом; кто участвует в обсуждении проблематики в Сети.

Давайте честно признаемся сами себе: еще сотню лет назад люди с различными «отклонениями от нормы» могли участвовать в ярмарках и цирках — и это было нормально. Тут мы, конечно, в первую очередь говорим об отличиях физических, видных глазу. Но и с ментальными особенностями все всегда было гораздо менее инклюзивно — вернитесь на поколение назад и вспомните: наверняка даже в вашем дворе жил ребенок, которого ваши родители в разговорах называли «дурачком».

Сейчас общество медленно, но все-таки поворачивается в сторону толерантности. Но не всегда понятно, как на практике эту самую толерантность проявлять. Мы, как матери детей с особенностями, хотели бы двинуться в эту сторону и попробовать понять — а действительно, как?

Диагнозы наших детей: РАС (расстройство аутистического спектра) и УО (умственная отсталость в легкой форме). И мы, как и многие другие родители детей с подобными особенностями, буквально каждый день сталкиваемся с тем, что в обществе до сих пор не понимают: а как вести себя с такими ребятами?

Почему так происходит? Да потому что они недостаточно «не такие», недостаточно «особенные» в глазах людей. Ведь на вид они — обычные дети. И их состояния отличают не внешние, а поведенческие особенности. Это проблемы с социализацией, которые в свою очередь чреваты повышением уровнем стресса родителей при социальных контактах — потому в глазах общества они кругом виноваты в том, что ребенок ведет себя «как-то не так».

Интересное по теме

«Я просто клала его на тротуар и плакала. А он катался по тротуару и орал»: откровенный монолог матери ребенка с РАС

В этом тексте мы хотели бы дать родителям нейротипичных детей базовые инклюзивные термины и общее представление о том, что такое аутизм, как он может проявляться, как о нем говорить (и чего не стоит говорить). Иначе говоря: «понимая, принимаешь».

Сначала давайте определим, по каким внешним признакам вы чаще всего можете опознать ребенка с аутизмом.

  • Вы можете увидеть, что ребенок не отзывается на свое имя и «погружен в себя», его взгляд сложно поймать, он не отвечает на прямые вопросы, с ним не получается начать диалог. Родители говорят с ним очень простыми фразами — как бы заученно.
  • Вы можете заметить, что ребенок делает что-то странное, не соответствующее социальным нормам — например, пролив на себя несколько капель воды в ресторане, прямо посередине зала начинает стягивать одежду и готов полностью раздеться.
  • Вы можете стать свидетелем того, что ребенок «залипает» на чем-то (фонтан, карусель, листья на ветру). Или делает повторяющиеся действия сам (качается, кружится, делает руками движения, как будто машет крылышками).
  • Вы можете услышать, что ребенок снова и снова проговаривает не соответствующие ситуации фразы (цитаты из мультиков, стишки) или напевает что-то. Бывает, громко, резко и неожиданно вскрикивает.
  • Ну и наверное самое неприятное: вы можете попасть на истерику, или, по-нашему, мелтдаун. Выглядит это очень неприятно и сходу можно было бы сказать, что ребенок просто совершенно распущен и не воспитан, но это не так! Это неконтролируемый перегруз нервной системы, когда он совершенно не может управлять собой, а взрослый — не может практически ничем помочь, хотя определенные лайфхаки у родителей имеются.

Признаки могут быть сильнее или слабее, но все это — проявления аутистического спектра.

Интересное по теме

«Этот жест, которым Дуня попросила еду, — я знала о нем из статей по психиатрии»: история мамы, которая раньше всех поняла, что у ее ребенка аутизм

Как реагировать?

Первое — не надо в целом бояться терминов «РАС», «аутизм», «особенный» (если сами родители ребенка их произносят). Нет ничего приятнее для нас, таких родителей, чем ваша реакция в стиле: «термин знаю, ситуацию понимаю». Кивните, не шарахайтесь, покажите, что вы в теме.

Второе — если вы стали свидетелем какой-то проблемы, лучший следующий вопрос, который вы можете задать: «Я могу чем-то помочь?»

Давайте посмотрим на примерах: о какой помощи может идти речь? В зависимости от ситуации вы можете выступить с такими предложениями:

— Хотите, уступлю вам место?

— Он хочет занять именно этот шкафчик? Давайте мы его вам отдадим.

— Я могу посмотреть за вашей коляской, пока вы его успокаиваете.

Интересное по теме

«Было сложно вообще все»: честный монолог матери ребенка с СДВГ

Почему нужно настолько подстраиваться под ребенка с особенностями, что со стороны выглядит так, будто ему все позволено?

Как было сказано выше, у детей в спектре проблемы с социальными нормами, абстрактными понятиями и эмоциями других людей. Они не считывают полутона. Им не важно, что кто про них думает. И самое главное: вы не переделаете такого ребенка, если пойдете на принцип.

Нейротипику можно повторить две-три, ну пять раз — и он точно поймет, что вы от него хотите. Если вы повысите голос, он поймет, что вы ругаетесь.

Ребенку с РАС можно повторить 150 раз — и он так и не поймет суть правила/проблемы. Но! Он может заучить социальную ситуацию — как стихотворение. Хороший пример: кто-то чихнул — надо сказать: «будь здоров», не вдаваясь в философское значение вежливости.

Общий вывод: единственное, что вы можете сделать (если мы говорим про инклюзию) — осознать проблематику, показать, что вы понимаете особенности диагноза и, по возможности и желанию, протянуть руку помощи родителю здесь и сейчас.

Интересное по теме

«Я знала, что хорошего дефектолога найти трудно, а дать таблеточки — легко»: история о том, как перестать сражаться с нейроотличием своего ребенка и начать жить

Мы разобрали с вами случай, когда вы случайно столкнулись с ребенком с аутизмом и его родителями, но что делать, если такой ребенок есть у ваших друзей? Тут уже не случайное знакомство, тут инклюзия на порядок более существенная.

Что мы рекомендуем?

Никогда ничего не говорите родителям про диагноз, если вы не знаете тему и матчасть. Ни позитивного, ни негативного. Что бы вы ни сказали — все будет мимо.

«Да по нему/ней и незаметно особо», «а оно само не может пройти?», «я уверена, все у вас будет хорошо» — поверьте, это такая несусветная чушь (если ребенок действительно в спектре), что лучше просто молчите. Если они захотят о чем-то поговорить и рассказать вам, просто слушайте и сопереживайте. Все. Не давайте никаких оценок и уж тем более прогнозов.

Не привозите ребенку с РАС подарки, не согласовав их с родителями. Чтобы ребенку точно понравилось, нужно, чтобы подарок попал в список его интересов, а его знают только они. А если сомневаетесь, просто привезите для самих родителей бутылку вина.

Детей с аутизмом очень важно учить социализации (именно в ней и главный камень преткновения). Подготовьте своих детей заранее к встрече.

Объясните, что: «Машенька плохо говорит (или вообще не говорит). Маша может вести себя странно, вот так-то. Она другая, мы все разные. Будь терпелива. Говори медленно. Она может играть только в одну свою любимую игру, постарайся по возможности поддержать. Если будете играть без нее — попробуйте ее привлечь».

Если правильно объяснить ситуацию своему ребенку, проблем с коммуникацией будет меньше, и начнется та самая инклюзия, о которой мечтают все родители особенных деток. Не знаете, как объяснить своему ребенку, подключите маму ребенка с аутизмом, она это с радостью сделает.

Интересное по теме

Инвалидность не заразна: 6 мифов об инклюзии

Кстати, можно учесть, что подвижные игры у детей с аутизмом проходят заметно лучше, чем ролевые (правила нагляднее и понятнее), поэтому если вы собираетесь семьями, то лучше делайте это в том месте, где дети могут полазать и побегать.

Только помните, что родители ребенка с аутизмом от своего не отойдут, потому что у тех снижена чувствительность к опасности и боли, и если нейротипичного ребенка в семь лет в каких-то ситуациях уже можно отпустить без присмотра (или просто приглядывать), то особенного — нет, ибо ушагает куда глаза глядят и даже не обернется. Просто помните, что ребенок с аутизмом, возможно, даже не сможет ответить на вопрос, где он живет и как его зовут.

Что нужно знать про аутизм, чтобы быть немного в теме?

  • Аутизм — особенность нейроразвития. Главный врач по аутизму — психиатр. Еще часто в процесс вовлекается невролог, но надо понимать, что если родители настроены на то, чтобы максимально вписать ребенка в жизнь, то через три-четыре года они входят во все коммьюнити, набирают педагогов и специалистов, прокачиваются знаниями и реально могут заткнуть за пояс любого врача. Аутизм становится образом жизни, в котором борьба длится годами. И родители — главные, кто стоят у руля этого процесса. Ни одного врача никогда не хватит на такое глубокое погружение в жизнь конкретного ребенка.
  • Не говорите «аутист», если родители сами не используют такой термин. Человек с аутизмом. Ребенок с аутизмом. Ребенок с РАС. Ребенок в спектре. Состояние, особенность, диагноз не должны определять человека.
  • Почему РАС появляется у людей, никто пока точно не знает.
  • От аутизма нет волшебной таблетки и на аутизм нет никакого лабораторного теста. От него нельзя «раз — и вылечиться». И вообще вылечиться нельзя. Корректный термин — «скомпенсироваться».

Интересное по теме

Дельфины и ноотропы: 8 методик, которые не помогут при аутизме

  • Аутизм это именно спектр. Он бывает очень разным. Любимая поговорка в нашей тусовке: «если вы знаете одного человека с аутизмом, то вы знаете одного человека с аутизмом». Аутизм простирается от «он странный, наверное, айтишник» (кстати, это подтвержденный стереотип) до очень и очень серьезных состояний, не позволяющих человеку существовать самостоятельно.
  • Аутизм часто пересекается со многими другими диагнозами — алалия, дислексия, ДЦП, ЗПРР, УО, эпилепсия и прочие. Часто бывает что-то с аутистическими чертами. Аутизм в чистом виде — понятие немного абстрактное. Это как сказать — «у него аллергия» — на что? какой интенсивности? и какие в этой связи ограничения?
  • Аутизма вокруг гораздо больше, чем вам кажется. По статистике Центра по контролю и профилактике заболеваний США каждый 44 ребенок в спектре, и этот процент растет. Почему так? Стали лучше диагностировать, стали тщательнее отслеживать, повысилась осведомленность о проблеме. У каждой общающейся мамы особенного ребенка в подругах даже в районе есть две-три семьи со схожим профилем. Тематические коммьюнити насчитывают тысячи родителей. Общение в них идет в режиме 24/7.

«Где они, все эти взрослые с аутизмом?» — спросите вы? Кто-то скомпесировался, кто-то — в семьях, в домашних условиях (вы их просто не видите) или в спецучреждениях. Все зависит от состояния. Когда вы внутри этой тусовки, вам кажется, что вокруг одни сплошные взрослые и дети в спектре. На самом деле, довольно занятно отмечать аутистические черты во взрослых людях. Их довольно много встречается, если знаешь, куда смотреть.

Благодаря поп-культуре и, в особенности, таким фильмам и сериалам, как «Человек дождя» и «Теория Большого взрыва», мы все ждем от людей с аутизмом каких-то «спецэффектов» (фотографической памяти, гениальности в математике или еще чего-то подобного).

Эти «спецэффекты» действительно случаются, но они чаще всего они абсолютно не в радость родителям.

Интересное по теме

«Я толком не знаю, где заканчиваются диагнозы и начинается ее личность»: каково это — растить ребенка с синдромом Аспергера

Например, у одной из нас ребенок может с первого раза проходить сложнейшие лабиринты, едва взглянув на них, но это вообще ни разу не помогает в жизни, когда ты не можешь донести до ребенка такие абстрактные понятия, как «деньги» или «день рождения».

Если очень обобщить, можно сказать, что люди с аутизмом воспринимают мир по-другому, очень конкретными понятиями. Им важны правила, законы и алгоритмы, очередность. У них плохо с чем-то, что нельзя потрогать, у них нарушено сенсорное восприятие (окружающая действительность вызывает у них сильную тревогу и физический дискомфорт). Это очень упрощенно, конечно.

Хейт в интернете — будни матерей детей с РАС

О, это отдельная и большая история!

Под каждым постом в каждом нетематическом блоге мы (особенные родители, мамы) читаем просто дикие комментарии, от которых волосы дыбом встают:

  • «Зачем рожали?» — еще раз повторим: на аутизм нет теста, его нельзя увидеть на УЗИ (это не синдром Дауна), его часто раньше двух-трех лет вообще не ставят и не определяют.
  • «Сначала принимают наркотики/пьют, а потом такие дети рождаются» или классика жанра: «У нормальных людей таких детей не бывает» и «Надо лучше воспитывать» — тут просто без комментариев.
  • «Это просто модный диагноз» — поверьте, любой родитель отдал бы все на свете, чтобы этот модный диагноз с ним и с его ребенком рядом не стоял.

Интересное по теме

Матерей стыдят и обзывают в соцсетях, но ведь это же не по-настоящему? Нет!

Итак, что писать, если вы не хотите задеть чувства родителей?

  • Как и в случае с разговорами, воздержитесь от комментариев по РАСовской теме и напишите что-то нейтрально-приятное про внешность ребенка или его улыбку.
  • Если вы все же хотите поддержать разговор, обозначьте, что вы не специалист и все комментарии давайте из этой позиции и максимально тактично, не утверждайте что-то ультимативно. Помните, что особенные родители в течение многих лет перед сном просматривают тематические форумы и общаются внутри коммьюнити практически постоянно. Скорее всего, все ваши гипотезы и уж тем более советы будут им казаться крайне наивными.
  • Если вы действительно хотите обсудить какой-либо вопрос с родителями особенного ребенка (предположим, он с вашим ребенком в одной группе в детском саду и причиняет неудобства вашему), то предложите созвониться и обсудить голосом, возможно, так будет легче договориться.

В случае любого конфликта, помните, что вы в неравных позициях (вы своему можете объяснить правила поведения, а родители ребенка с РАС своему хоть сто раз объяснят — это может быть, как об стенку горох), попробуйте обсудить, что можно сделать, чтобы и один был в инклюзии, и второй — в комфорте.

Обычно эти диалоги требуют участия административного персонала сада или школы как третьей стороны, потому что (это уже тема для отдельного материала) семье с ребенком с РАС просто некуда податься, кроме «вашего садика» и «вашей школы». Были бы у нас центры для специализированной адаптации — поверьте, мы бы выбирали их.

Пожалуй, для первой статьи более чем достаточно. Спасибо, что дочитали до конца. Надеемся, она получилась полезной и, главное, практичной. Если вам не сложно, поделитесь этим материалом с знакомыми родителями, в чате детского сада или школы, сообществах вашего районе. Потому что вся эта тема расходится только силами самих родителей! И чем больше вы будете узнавать о «нашем мире», тем реальнее будет та самая инклюзия, о которой все говорят.

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...