По тому, как ребенок смотрит мультики, можно понять его потребности

Четыре сценария поведения помогут вам больше узнать о развитии и потребностях ребенка. Как именно — рассказал логопед.

Иллюстрация Лизы Стрельцовой

Ребенок проводит у экрана — за играми, мультиками и соцсетями — от 15 минут до нескольких часов в день, в зависимости от «свободы родительских взглядов». Давайте признаем: мультики — неотъемлемая часть нашей жизни. Но разные дети реагируют на экран по-разному: кто-то спокойно отдаст телефон после разрешенных 20 минут просмотра, а кто-то закатит истерику.

Поведение ребенка может свидетельствовать о тех или иных проблемах, о которых родителям важно знать. Логопед, соавтор приложения по развитию речи Вероника Иоффе выделила четыре сценария просмотра мультиков, рассказывает, о каких проблемах может свидетельствовать каждый из них, — и что делать родителям.

Вероника Иоффе

Логопед, соавтор приложения по развитию речи

Интернет-серфер

Такой малыш бездумно перелистывает мультфильмы на YouTube, не задерживаясь надолго ни на одном, его привлекает только мелькание ярких образов. Если такой калейдоскоп картинок нужен ребенку, видимо, он испытывает сенсорный дефицит.

Как это работает?

В прошлом, в условиях раннего развития на природе, ребенок проводил большую часть времени в движении. Это было важно не только для формирования его скелета и мышц, но и для мозга, для вестибулярной системы, которая отвечает за чувство равновесия. Сегодня дети, лишенные необходимой им двигательной активности, чувствуют себя «космонавтами» в нашем мире и ищут активного опыта для развития чувства равновесия. Если малыш растет в квартире и двигается недостаточно, его мозг будет искать ощущений вращения, кручения и качания. И — о чудо! — он открывает для себя телефон.

В чем проблема?

Этот вариант насыщения заменяет движение на искусственное сенсорное действие, но не дает мозгу настоящего опыта работы с равновесием. А как же ребенку учиться управлять своим телом?

Что делать?

Если вы заметили, что ваш малыш — «серфер», обратите внимание на его двигательное развитие. Обязательно ходите на карусели и качели на детской площадке, купите домой балансировочную чашу, доску Бильгоу, качели и батут.

Интересное по теме

«Почему-то взрослые имеют право на характер, могут быть конфликтными, раздраженными, своенравными. А у детей это сразу считается болезнью»: о чрезмерной диагностике в неврологии

Консерватор

Довольно часто я вижу, как еще не научившийся говорить малыш реагирует криком и плачем на смену мультфильма на YouTube. Мама поясняет: «Он расстроился, что включился не тот мультик, какой он хочет». Выясняется, что у юного ценителя есть набор из двух-трех мультиков, которые он хочет смотреть.

Как это работает?

Зачастую подобную стратегию просмотра мы наблюдаем у тревожных малышей. Если такой ребенок устает, переживает тревогу или стресс, успокаивающую и комфортную атмосферу он создает себе благодаря знакомым образам и звукам любимых мультиков.

В чем проблема?

Если мультик — основной способ успокоения у ребенка, у него выстраивается привязанность к телефону и может даже сформироваться зависимость от экрана.

Что делать?

Не стоит пытаться резко изменить стратегию и забирать у ребенка гаджет. Понаблюдайте, что его успокаивает и радует помимо мультиков. И в следующий раз, когда он будет в тревоге или стрессе, попробуйте вначале предложить ему именно такой способ успокоиться. Зачастую детей успокаивают запах домашней одежды, тактильные игры, игрушки-антистрессы и фиджеты. И лишь в крайнем случае предлагайте мультфильмы. Вы заметите, как постепенно ребенок научится спокойнее реагировать на изменения.

Интересное по теме

Школа сна: семь уроков, которые помогут выспаться всей семье

Репит-мастер

Иногда родители замечают, что ребенок перематывает один и тот же отрывок мультфильма многократно, эмоционально на него реагируя.

Как это работает?

Когда ребенок раз за разом прослушивает заинтересовавший его отрывок мультика, он таким образом изучает видео, анализирует его и встраивает в собственную картину мира.

В чем проблема?

Вообще такое поведение может свидетельствовать об аналитических наклонностях ребенка, и это прекрасно. Но если при этом ребенок еще и испытывает трудности с пониманием обращенной к нему речи, это может быть сигналом того, что коммуникативная среда для ребенка сейчас слишком сложна. Возможно, на него сваливается слишком много информации, которую ему сложно усвоить.

Что делать?

Постарайтесь общаться с ребенком простыми и эмоционально насыщенными фразами. Попробуйте проиграть с игрушками понравившийся эпизод из мультика: ему будет не только приятно, что родитель поддержал его интерес, — это поможет малышу еще раз осознать смысл происходящего в мультфильме и разовьет его воображение. Обратите внимание на уровень нагрузки малыша. Не перегружен ли он изучением языков? Старайтесь давать ему дни отдыха, когда ему не нужно ходить в садик и изучать новое.

Важно: если у маленького «репит-мастера» нет трудностей в понимании сложных грамматических конструкций, обращений и логических выводов, то, скорее всего, он просто экспериментирует. Но если вы, помимо повторения эпизодов из мультиков, наблюдаете выраженную ритуальность в поведении ребенка (любит ходить одними и теми же маршрутами, предпочитает определенный набор продуктов, требует от родных соблюдать порядок бытовых действий), это повод задуматься над посещением невролога: подобные проявления бывают при расстройствах аутистического спектра.

Интересное по теме

Так себя не ведут: чего нам не стоит ждать от своих детей

Экстремал

Этот малыш помешан на мультиках, где герои бесконечно носятся, кричат, врезаются и динамика происходящего, музыкальное сопровождение и цвета выкручены на максимум. Мультфильм «Маша и Медведь» вызывает бурную радость и возбуждение у всех детей, но, если ваш ребенок смотрит только бесконечные гонки по типу «Бубы» и «Тома и Джерри», либо требует только «Машу», не перенося более спокойные и «скучные» мультфильмы, мы имеем дело с «экстремалом».

Как это работает?

В подобных мультиках скорость смены кадра достигает 1-0,5 секунды, картинки очень яркие, а музыка ритмичная и громкая. Потребность в сильных звуковых и зрительных ощущениях может говорить о сниженной чувствительности к визуальным и звуковым сигналам. Нервная система как будто «не замечает» более слабые сигналы, не воспринимает медленное повествование.

В чем проблема?

Нервная система ребенка перевозбуждена, и с каждым просмотром все более насыщенного мультфильма расторможенность растет. Находясь в перевозбужденном состоянии, ребенок не может сконцентрироваться, чрезмерно активен и неусидчив. Кроме того, получая сильные сигналы, он в следующий раз будет требовать еще более сильных.

Что делать?

Родителям стоит предоставить «экстремалу» способ получать яркие эмоции помимо мультфильмов. Цирк, веревочные парки, аттракционы и шоу для детей вам в помощь.

Не стоит испытывать чувство вины по поводу экранного времени ребенка. Главное, чтобы мультики оставались в жизни ребенка просто мультиками — инструментом развлечения и обучения.

Неврологи и психологи дают следующие рекомендации по поводу просмотра мультиков:

  • Заканчивать просмотр не менее чем за час до сна.
  • Новые мультфильмы родителям рекомендуется смотреть с детьми, чтобы иметь возможность ответить на волнующие их вопросы, заметить, если их что-то напугало или озадачило во время просмотра.
  • Лучше смотреть на проекторе, а не на телефоне или другом гаджете, так как у них маленьких экран, близко расположенный к глазам ребенка, — это может плохо повлиять на зрение и осанку.