Рекомендации детского невролога и клинического психолога.
Воспитание любого ребенка — это непростая задача. Но если у вас ребенок с особенностями развития или ограниченными возможностями здоровья, воспитание становится задачей со звездочкой.
Когда родитель впервые узнает от врачей про особенности ребенка, то может проходить все стадии горя: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Зачастую есть и еще одна стадия — замешательство и растерянность: нас в принципе никто не учит быть родителями, а воспитывать ребенка с особенностями может быть страшно и непонятно. Родители боятся что-то сделать не так и навредить, могут жалеть ребенка или себя или злиться.
Вместе с детским неврологом и клиническим психологом клиники доказательной медицины Docdeti Анастасией Новоселовой разобрались, как взаимодействовать с ребенком с особенностями развития, чтобы и ему, и родителям было комфортно.
Текст подготовлен совместно с «Доброшрифтом» — проектом благотворительного фонда «Подарок ангелу», направленным на привлечение внимания к проблемам людей с ДЦП.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и особенностями развития необходимо то же, что и всем детям: теплые и любящие отношения, чувство безопасности и защищенности, здоровая окружающая среда и возможность играть и исследовать мир по-своему.
Не формируйте в себе установку, что ребенка надо «исправить». Вы можете использовать сильные стороны ребенка, чтобы помочь ему в тех областях, где у него возникают наибольшие трудности. Например, ребенок со спастической параплегией может рисовать и выражать себя в творчестве, а ребенок с расстройством аутистического спектра — строить точные модели самолетов.
Детей с особенностями развития, как и остальных, стимулирует все вокруг: звуки, общение, ваша улыбка. Уделяйте ребенку время, разговаривайте с ним, объясняйте простым языком, что вы делаете, улыбайтесь ему, рассказывайте об окружающем мире, издавайте звуки, чтобы он мог на них реагировать. По возможности вовлекайте ребенка в домашние дела и берите с собой, когда идете, например, в магазин.
Если ребенок не может говорить, ориентируйтесь на его мимику, язык тела, состояние. По таким сигналам вы сможете вовремя заметить дискомфорт ребенка и чутко среагировать на его, что укрепит вашу связь. Если ребенку нравится взаимодействие, он будет отвечать смехом или улыбкой, если нет — перестанет.
Особенному ребенку, как и другим, нужно ставить границы и формировать рамки дозволенного. Границы — это про безопасность и стабильность. Дайте ребенку понять, что есть правила и, если их нарушить, наступят последствия. Например, если ребенок ударил вас, отодвиньте его от себя и три-пять минут не играйте с ним. В то же время не забывайте про похвалу: отмечайте старания ребенка в соблюдении правил.
Но не насильно, а только если они сами хотят. Игра — это отличный способ наладить контакт между детьми. Она даст им возможность пообщаться, найти общие интересы и просто повеселиться. А вы можете делать позитивные комментарии, например: «Маша и Ваня, вы оба улыбаетесь. Похоже, совместные игры делают вас обоих счастливыми».
Четко и однозначно, но не резко обозначьте свою позицию и свои границы. Вам не обязательно общаться с теми, кто не разделяет ваши ценности и не готов принимать вашего ребенка таким, какой он есть. Ваши интересы и интересы ребенка должны быть в приоритете.
Иногда родители начинают уделять особенному ребенку все свое время, жертвуя заботой о себе и своими интересами. Рано или поздно при таком графике без отдыха у родитель выгорит, что плохо отразится и на его самочувствии, и на благополучии ребенка. Обязательно отдыхайте, расставляйте приоритеты и находите возможность делегировать часть своих задач. Физические упражнения, практики осознанности, встречи с родственниками и друзьями — все это позволит снизить уровень стресса и избежать чувства безнадежности и беспомощности.
Еще почитать по теме
«Спасибо, что не бросил»: как система подталкивает женщин растить особенных детей в одиночку, а мужчин — самоустраняться