Катя Фурцева — настоящая мастерица фотографии, властительница красоты и магии кадра. Она много лет работала в Esquire, участвовала в запуске его российского издания и создавала для него потрясающие визуальные образы. Сейчас Катя вместе с семьей — мужем, тремя детьми Женей, Васей и Тоней, а также россыпью питомцев — живет в США, в штате Мэриленд, куда перебралась в разгар пандемии в 2020 году.
Многодетная мать ведет подкасты «Мам, почитай» (о детских книгах и чтении) и Vasia in Space (о воспитании сына с РАС). А еще — ведет блог, в котором рассказывает и показывает свою жизнь. Мы решили поговорить с Катей обо всем: о семье, многодетности, фотографии, переезде и правилах воспитания.
На многодетность мы с мужем особо не решались, скорее — готовились. Вот сейчас, будучи уже мамой троих, я бы вряд ли решилась на четвертого, при всех наших исходных данных, это слишком непросто. Могу лишь мечтать, что однажды мы вырулим на тот уровень спокойствия и комфорта жизни, что сможем усыновить ребенка, но пока это только мечты.
А про Тоню мы много думали и хотели прибавления в семействе.
Мне нравится, что у всех наших детей классная разница в возрасте — почти шесть лет. Всем было вполне комфортно и радостно поджидать нового малыша, и даже при том, что у среднего сына РАС.
Женя уже взрослая и сознательная, у меня не было чувства вины, что я ей чего-то не додала в связи с появлением младшего. С Василием она мне очень помогала, а с Тоней — тем более. Но это все только честные договоренности о поддержке, ее желание помочь, любовь и интерес, никаких обязанностей «няни» — это главное правило.
Я очень люблю своих детей и искренне ими восхищаюсь, они — большой заряд радости и смысл преодоления невзгод жизни.
С появлением каждого из детей я будто проживаю совершенно новую, отдельную жизнь. И это невероятное чудо, данное родителям: с одной стороны я могу показать и научить детей всему тому, что так дорого и интересно мне, с другой — сейчас совершенно иное, уникальное время, и я сама с радостью принимаю все новое и прекрасное вместе с ними.
Конечно, бывают невыносимо утомительные дни, полные отчаяния, когда кажется, что быт и заботы о детях перекрывают все твои потребности и интересы, и ты не слышишь даже собственные мысли. Но мне, почему-то, верится, что количество детей тут не главное — это скорее «баг» родительства вообще.
Про переезд и смену страны проживания мы стали думать лет пять назад, причины тому были самые разные: от политической обстановки до РАС сына Василия.
В итоге мы выиграли в Diversity Visa Lottery (государственная лотерейная программа США по получению иммиграционных виз — прим. ред.), лотерею Green card (статус постоянного резидента США — прим. ред.), то есть Америка выбрала нас сама, и мы просто не могли ей отказать.
Старшая дочь Женя была в курсе наших планов, всегда принимала участие в разговорах и понимала, что нами движет. Плюс, ей близки и интересны мысли пробовать что-то новое, учить язык, получить больше новых возможностей. Она видела наш азарт и горела идеей вместе с нами. Ну и наша основная политика — наш дом там, где наша семья.
Безусловно, было тяжело расставаться с друзьями, это до сих пор самый болезненный момент. Но тут, несмотря на весь ужас ситуации, нам помог ковид и тотальный локдаун.
Нам повезло, в штате Мэриленд живут наши прекрасные друзья, это тоже многодетная семья, очень близкая нам по духу. Именно они и стали нашим маяком и невероятной поддержкой в первые месяцы жизни в новой стране, да еще и в условиях пандемии.
Ковид действительно очень усложнил и без того непростое время: мы довольно долго не могли получить необходимые документы, и как следствие — купить машину и снять дом, например.
Так что один из главных советов при переезде — выбирайте места, где вас могут поддержать, подстраховать местные друзья или приятели, подложить соломки и помочь первое время не впасть в отчаяние от непредсказуемых ситуаций, в которые вы точно попадете, даже если будет казаться, что вы готовы на все сто. Умение оставаться в трезвом уме даже в самых стрессовых ситуациях, быть гибким и подстраиваться под реальность, меняя свои планы — тоже очень важно.
Детям было проще всего — лето они провели с друзьями, в изучении новой среды, все было в новинку и интересно, этого им было вполне достаточно. Одна лишь встреча с Атлантическим океаном чего стоит!
Школы начали свои работы с онлайн-обучения и, мне кажется, это тоже помогло детям плавно и естественно влиться и в новую тусовку и в новый язык.
Сейчас Женя в восьмом классе, это последний класс middle school (средней школы — прим. ред.), впереди high school (старшая школа), чему она невероятно рада и очень взволнованна одновременно. У нее большая компания новых друзей, во многом помогла Женина открытость и дружелюбность, которую ценят в Америке.
Мы много говорили про то, что нет смысла сразу пытаться найти best friends (лучших друзей — прим. ред.), было бы здорово общаться со всеми, кто проявляет интерес и самой не стесняться лишний раз проявить инициативу. Сейчас ее английский на классном уровне, так как среда помогает, и заводить новые знакомства еще проще.
Василий, как мы и мечтали, пошел в первый класс в местную школу, но после, взвесив все плюсы и минусы, мы перевели его в учебный центр для детей с РАС. Ему, конечно, требуется куда больше поддержки и труда, семья для него основная опора в жизненном пути.
Тоня еще только предвкушает знакомство с детским садом, и как настоящий ребенок нового времени, довольно мало общается со сверстниками и из-за пандемии и из-за особенностей образовательного процесса Америки.
Большой плюс — дети ходят заниматься в арт-мастерскую, хозяйка которой чудесная русская девушка, и на ее классах всегда много детей и подростков, русскоговорящих американцев в том числе.
Безусловно, я не могу говорить за всех американцев, как и за русских — все семьи и родители очень разные, у всех свой подход.
Но если попытаться обобщить, мне кажется, американские родители, как и большинство моих московских друзей, больше похожи на классных приятелей своим детям.
Стараются разбираться в сложном вместе, без «ты еще мал, мама умнее, о чем ты вообще говоришь?» Проявляют интерес к увлечениям ребенка, спорят в позитивном ключе и всегда стараются поддержать своего ребенка, даже с иным видением картины мира.
Вообще — более позитивный взгляд на жизнь и уважение чужих, как и своих, границ — основное отличие.
Чудным и скорее забавным, кажется стремление некоторых русских мам, живущих в Америке, сопротивляться культуре и политике страны, устраивать скандалы со школами из-за наличия в библиотеках книг о половом воспитании, например. Вот что уж не поддается никакому осмыслению, это точно.
Про особое родительство совершенно невозможно рассказать в рамках одного ответа на вопрос.
Видимо, именно поэтому мы с мужем и придумали подкаст Vasia in Space Мне нравится слово challenging (англ.: побуждающий; трудный, но интересный) — это что-то безусловно непростое, очень интересное, постоянно требующее новых сил, внимания, терпения и иногда откровенного смирения. А еще новых знаний, вечной борьбы, в заданных жизнью рамках и исходных данных и безусловной любви.
Что-то, приводящее в невероятную радость, самый чистый восторг, от минимальных и простецких успехов твоего ребенка, не заметных окружающим.
Подкаст «Мам почитай», самый детский из всех литературных и самый литературный из всех детских подкастов, появился из идеи моей подруги Катерины Нигматулиной говорить о детских книгах и любви к ним не только между собой, на кухнях, но и с другими людьми, влюбленными в книги.
Очень хотелось поделиться с родителями, и не только, книгами, без которых мы не представляем свои жизни, и жизни наших детей. А еще поддержать классные, самобытные российские издательства, писателей и иллюстраторов.
Нашему подкасту почти три года, мы выпустили уже 76 эпизодов на самые разные темы.
Это невероятное счастье, что идеи и интерес не заканчиваются, нам все еще хочется продолжать творить и работать над подкастом!
Vasia in Space еще мылыш, мы записали девять эпизодов в которых успели поговорить про очень многое. Тема родительства в непростых условиях, как нам кажется, не очень хорошо освящена в русскоязычном подкастном мире. Нам хочется стать поддержкой для родителей в начале их пути, для тех кто встретил своего «особого» человека в жизни и нуждается в другом опыте и честном разговоре с другими родителями.
Нас слушают как родители, так и специалисты, педагоги и воспитатели, люди разных возрастов, статусов и профессий, соприкасающиеся в своей жизни и с детьми и взрослыми с особенностями развития, физического, меняльного или эмоционального.
Работа над подкастами занимает много времени, требует сил, усидчивости и внимания. Как вы понимаете, в режиме многодетности и с особенностями сына, это не всегда просто.
Часто мы работаем ночами, иногда приходится вскакивать в четыре утра в субботу, так как классный гость может писать подкаст только в этот момент, а разница во времени с Москвой — не в нашу пользу.
Всегда поддерживают живые комментарии и отклики слушателей. Очень приятно, что все больше людей понимают важность своего участия в проектах и становятся нашими патронами на Patreon (сервис, где авторы распространяют свои произведения по платной подписке — прим. ред.), образуя настоящее сообщество близких по духу.
Здорово, когда не забывают рассказывать о подкасте и любимых выпусках в своих соцсетях, ставят звезды и комментируют посты.
Мы очень ценим наших слушателей и всегда благодарим за участие в проекте. Все это помогает нам двигаться вперед, мы чувствуем потребность многих людей в честных и спокойных разговорах о опыте родительства многодетной семьи с особым ребенком.
Блог — моя большая отдушина и радость. Я люблю делать фотографии моего мира, ловить мгновения, делиться эмоциями, переживаниями и опытом.
Мне нравятся возможности, которые дарит мир Блога* — огромное количество самых невероятных друзей и приятелей я обрела именно благодаря блогу. Еще это классная поддержка, обмен мнениями и иногда просто безусловная симпатия подписчиков, заряжающая силами.
В моей работе для проекта Seasons это классная платформа для поиска и сотрудничества с талантливыми людьми по всему миру.
Что касается детей, то старшая дочь — большая фанатка моего блога, и даже помогает мне и в идеях и в воплощении их в реальность. Например, мы обе любим менять свои образы и красить волосы в самые невероятные цвета.
Женя с радостью вписывается в самые классные эксперименты — красит и стрижет меня, выбирает и придумывает стили для себя, снимает фото и потрясные видосы а-ля TikTok, до которых мне еще далеко!
Мне кажется, я не злоупотребляю доверием детей, не бегаю с телефоном за ними 24/7, не нарушаю границы, а выхватываю мгновения и стараюсь слышать их желания. Младшие, конечно, пока не готовы к дискуссии, но если Женя просит меня поставить именно это фото, а не другое, или вообще не захочет сегодня появляться в кадре — я пойму, так как уважаю ее мнение.
Даже если отбросить «профдеформацию» и 13 лет фоторедакторства в журнале Esquire, то я понимаю, что фотография всегда была в мой жизни чем-то очень значимым и интересным.
Мой брат Дима старше меня на восемь лет, он увлекался фотографией, ходил в дом пионеров в фотокружок. Я всегда с интересом наблюдала за процессом проявки пленок, в ванной плавали свеженапечатанные фото, ну и служить для него моделью мне было в радость.
Так что первую любовь и интерес к фотографии привил мне именно он. Сейчас, когда брата уже нет со мной, его фотоработы, картинки моего детства, очень согревают мое сердце.
По образованию я химик, но еще в студенчестве попала в индустрию медиа. Сначала работала ассистентом фотографа Вадима Гортинского, ставшего для меня лучшим другом и родным человеком, потом оказалась в редакции журнала OM, затем — Maxim, позже — FHM, из которого и перешла в Esquire.
Для себя я придумала «Кадрирование жизни». Желание и умение видеть красоту в самом тяжелом или просто заурядном дне, очень помогает мне и в материнстве, и в эмиграции и в жизни в целом.
Я знаю, что мой дом не всегда в идеальном порядке, но если я поворачиваю голову от кучи игрушек и вижу пылинки в луче света, поднимающиеся от хвоста нашего «медного» кота Фотона, если посреди кухонного хаоса я успеваю сфотографировать руку дочки Тони, стягивающую блин с расписной тарелки, если подушки на кровати сочетаются случайно-идеальным образом — я непременно хочу скадрировать свой быт до волшебства этого единственного кадра.
Я это вижу, чувствую, здесь и сейчас. Я не бегу от реальности, я вижу все ее грани и мне очень хорошо от этого.
Многие мои подруги смеются, что я давно должна выстроить новую религию на этом, а я предпочитаю делиться «кадрированием жизни» со своими подписчиками безвозмездно.
Я не считаю детей исключительно своим продолжением, они не обязаны исполнять мои личные мечты и оправдывать мои ожидания. Мысль, что мои дети — самостоятельные личности, приносит мне куда больше удовольствия. Это классно, а главное — интересно.
Безусловно, я рада в чем-то быть детям авторитетом, но другом, доверенным лицом с безусловной любовью и поддержкой — важнее.
Взаимная поддержка интересов, включение друг друга в увлечения друг друга и терпимое, уважительное принятие чужого мнения помогает не потерять нить доверия и любви.
* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.
Еще почитать по теме
Профеминист и редакторка: приемное родительство, четыре дочки и свидания в отелях