Это первый случай в судебной практике России.
В 2015 году жительница Архангельской области Мария Григорьева потеряла мужа. Он погиб в дорожной аварии, виновником которой не был. Через месяц женщина родила второго ребенка, а позже обратилась в суд за взысканием у виновника ДТП компенсации морального вреда, причиненного ее детям смертью отца.
Прошение было удовлетворено частично — компенсацию одобрили для старшего ребенка. Младший, по мнению суда, правоспособностью не обладал, а также не мог испытывать физических и нравственных страданий из-за смерти отца, потому что еще не родился.
Тогда Мария обратилась в Конституционный суд, где женщину поддержали. Суд согласился, что в некоторых случаях правоспособность не всегда совпадает с фактом рождения. Так, например, закон учитывает права еще не рожденных детей при наследовании. К тому же, хоть на момент смерти отца ребенок еще не родился, все же расти и жить малышу придется без папы. Отказ в возмещении морального вреда в данном случае не отвечает «требованиям справедливости» и противоречит статьям Конституции страны.
Конституционный суд впервые удовлетворил подобные исковые требования. Случай стал прецедентным, и теперь судам придется учитывать дело Марии Григорьевой в вынесении решений по аналогичным делам.