Вечером 22 марта в московском «Крокус Сити Холле» четверо мужчин в упор расстреляли гостей, пришедших на концерт группы «Пикник», затем подожгли здание и скрылись. В результате погибли 137 человек. Более ста продолжают оставаться в больницах.
Четверо обвиняемых в совершении теракта задержали и арестовали.
24 марта в стране был объявлен днем траура. У «Крокус Сити Холла» в Москве, а также в других городах и странах организовали стихийные мемориалы: люди приносили цветы, свечи, мягкие игрушки и записки. На фасадах зданий транслировали изображения траурных свечей и слово «скорбим».
Редакция НЭН выражает соболезнования родным погибших и поддержку всем пострадавшим.
События в концертном зале шокировали всю страну. И в то же время мы стали свидетелями случаев настоящего мужества, доброты и взаимовыручки.
Интересное по теме
«Мы нервничаем — и это „окей“»: психотерапевтка Вера Якупова рассказала о том, как справляться с тревогой
Два Артема, Ислам и Никита, подрабатывавшие в гардеробе «Крокуса», помогли десяткам посетителей зала эвакуироваться.
14-летний Артем Донсков рассказал, что все начиналось как обычный концерт, ребята принимали куртки. Но незадолго до третьего звонка вниз стали бежать толпы людей. «Потом мы услышали, через секунд пять, очередь выстрелов, и все начали кричать, бежать в сторону служебного помещения. Когда все прибежали в сторону служебного помещения — там еще и рядом туалет — все оказались в тупике, — продолжил подросток. — Мы с ребятами это увидели и решили все взять в свои руки, развернули их и повели в нужную сторону. Как раз там открыли аварийный выход, и все вышли через него. Мы с работниками старались убедиться, что все люди вышли, эвакуировались и что мы никого там не оставили. Соответственно, выходили мы тоже самыми последними».
Парни отводили людей до ТЦ «Вегас», метро, парковки и МКАДа. «Когда вывел людей, позвонил маме, сообщил, что случилось», — рассказал Артем.
Всех школьников наградили благодарственными письмами за самоотверженность, смелость и личное мужество при оказании помощи пострадавшим. Рэпер Моргенштерн (признан иноагентом) отправил Исламу миллион рублей. Он также заявил, что готов компенсировать пострадавшим расходы на лечение и восстановление.
Мужчина, имя которого в СМИ не называют, спас зрителей.
«Я взглянул на супругу и увидел в ее глазах дикий ужас. И понял, что должен что-то делать, — рассказал он в интервью медиа „Контекст“. — И в том момент, когда он [террорист] поравнялся с нами, он стал перезаряжать оружие… Я оттолкнул жену, а сам оббежал его слева, схватился левой рукой за автомат и потянул вниз, а правой рукой стал наносить ему удары по голове. Он стал опускаться вниз. Я его левой рукой перехватил за шею и также продолжал наносить удары. И в этот момент ко мне подбежал еще один мужчина крупной комплекции, тоже нанес еще пару мощных ударов. И мы его вырубили».
41-летний москвич Денис Бычков был на концерте с супругой и 12-летним сыном. Во время стрельбы им удалось перелезть через деревянные ограждения и спрятаться.
«Мама говорила, что они просто сидели, обсуждали, какие музыканты не пунктуальные. Потом, она говорит, что услышали фейерверк, но папа понял, что это стрельба. Они быстро перелезли через деревянный забор, они упали, папа их закрыл. Дальше мама как-то вышла, она ничего не помнит, очнулась уже в больнице», — рассказывает 19-летний Александр, сын Бычкова.
Дениса до сих пор ищут его родные.
Пока люди спасались из зала, в на месте уже работали специальные службы, живущие неподалеку жители приехали помогать.
Одна женщина принесла бутерброды и горячий чай, волонтеры привезли воду. Несколько мужчин из разных районов приехали, чтобы оказать первую помощь раненым.
23-летний Андрей, живущий неподалеку от зала, узнал о теракте из телеграм-каналов. Он схватил две каски и отправился на место происшествия. Когда начался штурм, Андрей уже был на месте, но его помощь силовикам не потребовалась. Мужчина сказал, что не может стоять в стороне, «когда происходит, что происходит. Даже если просто надо будет раненому водички принести, это уже что-то».
Людям, которые смогли выбраться из зала, тоже требовалась помощь.
Когда началась стрельба, 55-летняя Елена с сестрой спрятались между рядами, а потом стали убегать. Елена была ранена, но выбраться на улицу им все же удалось. Из-за ранения женщина не могла сама дойти до места, где стояли скорые. Тогда ее сестра остановила проезжавшую мимо машину и попросила о помощи. «Девушка водитель выгнала своих пассажиров, согласилась довезти маму, постелила одеяло и отвезла маму к ближайшей скорой. Весь салон был залит кровью, мы очень хотим найти ее если бы не она, мамы бы уже не было в живых», — рассказал позднее сын Елены.
На следующий после трагедии день жители Москвы и Подмосковья стояли в очередях у пунктов приема крови для пострадавших, чтобы стать донорами.
СМИ и благотворительные организации распространяли списки отделений. В результате в Москве кровь сдали более четырех тысяч человек, в Подмосковье — почти три тысячи.
Многие психологи и психиатры, помимо штатных специалистов МЧС, оказывали в течение всех выходных бесплатную помощь всем тем, кто в ней нуждается.
Власти Москвы и Подмосковья пообещали выплатить компенсации пострадавшим в теракте и семьям погибших — от 500 тысяч до трех миллионов рублей. Также власти этих двух регионов сообщили, что возьмут на себя организацию похорон погибших.
Российский Красный Крест совместно с чиновниками и Сбером организует сбор пожертвований на помощь семьям погибших и пострадавшим. О переводе денег рассказывают селебрити: фигуристка Алина Загитова пожертвовала полмиллиона рублей, певица Инстасамка — миллион. Сто тысяч перевели участницы поп-панк группы «Кис-кис».
Несколько банков, включая Сбер, Совкомбанк, Газпром и Хоум банк пообещали «урегулировать» кредиты погибших и пострадавших.