«Интерес детей — это нормально. Они должны расти и понимать, что люди разные, мир разный»: как стоит (и не стоит) учить детей общаться с людьми с инвалидностью

Рекомендации из первых уст.

Коллаж Настасьи Железняк

Каждый год в начале декабря проходит декада, посвященная людям с инвалидностью. В это время (и не только) важно говорить о том, что такое инклюзия, как правильно говорить об инвалидности, людях с ограниченными возможностями здоровья и как корректно с ними общаться.

Дети часто удивляются, когда видят на улице взрослого на коляске, человека без руки или с протезом или идущего с ходунками. Как реагировать родителям, чтобы и объяснить ребенку, и не обидеть незнакомого человека, какие особенности общения есть — по просьбе «Нет, это нормально», инклюзивный проект Everland собрал советы от взрослых людей с инвалидностью.

Люди с видимой инвалидностью привыкли к любопытным взглядам, к тому, что в их сторону могут показывать пальцами. Когда это делают дети, чаще всего все реагируют спокойно, с пониманием. Хочется, чтобы подобного удивления становилось меньше. А для этого нужно объяснять. Этим и занимаются герои нашего материала.

Маргарита, незрячая

Екатеринбург

Я абсолютно незрячая. Это видно по моим глазам. Я не могу контролировать движение глазных яблок. Они то закатываются, «смотрят» в потолок, как будто мне стало плохо или я употребила запрещенные вещества, то устремляются вниз, то убегают резко влево. Вот почему со студенческих лет я ношу затемненные очки. По не слишком уверенной походке, по белой трости в руке во мне тоже легко распознать незрячего человека.

Я не могу быть уверена, что на меня смотрят, интуитивно не чувствую чужих взглядов. Не люблю, когда малознакомые зрячие следят, как я наливаю себе чай или делаю нечто подобное. Когда мое отсутствие зрения громко и явно обсуждают, мне неприятно. Могу одернуть, если мне с этими людьми придется в ближайшее время взаимодействовать. Если же я знаю, что «вижу» их в первый и, надеюсь, последний раз, то игнорирую.

Интересное по теме

«Старший сам понял, что мы с мамой немного различаемся»: монолог незрячего отца двоих детей

Если вы встретили человека с белой тростью:

Если ребенок спрашивает: «Почему тетя так ходит? Почему она в очках, с белой палочкой, почему не отвечает на кивок или жест?», нужно спокойно объяснить, что тетя не видит, у нее не работают глазки (если ребенок совсем маленький).

Не стоит говорить, что глазки болят, что «тетя болеет», ведь это, во-первых, неправда, во-вторых, у ребенка создастся впечатление о незрячих как о больных, несчастных, которых нужно жалеть. То же самое касается любых других видимых форм инвалидности. Достаточно объяснить, что этот дядя (тетя, мальчик, девочка) не слышит, не может ходить, говорить.

Ни в коем случае не одергивать ребенка: «Не смотри! Не приближайся! Не разговаривай с этой тетей! Ты что, не видишь, она болеет!?»

Не препятствовать естественной любознательности, но и не обсуждать громко, не показывать пальцем, вместе с ребенком помогать человеку с инвалидностью, если требуется: помочь перейти дорогу, сесть в нужный транспорт, прочитать вывеску, написать то, что человек не услышал, и так далее.

Когда ребенок видит, как вы помогаете, например, незрячему, страхов и сомнений станет меньше, а понимания — больше. Но, конечно, помогать человеку с инвалидностью тоже важно грамотно и только при необходимости, ненавязчиво.

Важно, чтобы ребенок понял: людей с инвалидностью не нужно бояться, обходить стороной за километр, считать их больными, заразными.

Спокойный доверительный разговор и правдивость — вот что важно.

Павел, слабослышащий, остаточные явления ДЦП

Москва

Я понимаю речь собеседника в основном по губам. Внешне больше заметны проявления церебрального паралича, чем недостатка слуха. Активно это проявляется, когда начинаю общаться с людьми.

За всю жизнь я привык, что на улице кто-нибудь обязательно посмотрит в мою сторону. Это происходит не часто, но до сих пор бывает. От взглядов в транспорте напрягаюсь сильнее. Как-то раз летел в самолете, и рядом со мной среди пассажиров были мама с тремя детьми. Дети уставились на меня в упор, не отводили взгляд. Попросил маму воздействовать на них и объяснить, что это некрасиво. Сработало. Я мог бы не обращать внимания на них, но если не заниматься воспитанием, то из них вырастут люди без понятия о толерантности и внутренней культуры. Когда я с неслышащими общаюсь языком жестов, то часто вижу, как на нас обращают внимание, но стараюсь не реагировать.

Если вы встретили человека с нарушением слуха:

Говорите медленно и четко.

Встаньте так, чтобы собеседник видел ваше лицо и мог читать по губам.

Не нужно кричать или говорить прямо в ухо — это не поможет.

Родителям стоит объяснить ребенку, что на свете есть люди без каких-то особенностей здоровья и с ними (неслышащие, слабослышащие, незрячие и так далее). Им нужно помогать по мере необходимости. Полезно приводить примеры людей с инвалидностью, которые достигли успехов в своей области.

Интересное по теме

Мальчик на детской площадке не наглядное пособие: важный пост об отношении к детям с особенностями

Елена, ампутирована нога

Москва

У меня вместо одной ноги — металлический протез от бедра. Так как не использую косметическую поролоновую оболочку протеза, то люди очень часто обращают на меня внимание на улице, в транспорте и других общественных местах. Обычно это заметные изменения выражения лица, порой поджимание губ, качание головой с неодобрительным выражением, иногда жесты (испуганные, прогоняющие или одобрительные вроде большого пальца вверх), иногда слова (тут палитра также разнообразна: «Молодец! Здорово, что вы такая веселая и не сдаетесь, не унываете!». Ребенку могут сказать: «Только не смотри!»

Я никогда не против ответить на вопросы детей, смущает поведение их родителей, которые сами почему-то решили, что меня обидит детский вопрос. Однажды в магазине двое детей лет по шесть подошли и спросили: «А что это у тебя такое? — Протез вместо ноги. — А тебе больно? — Нет. — То есть у тебя всю кожу содрали, а кости оставили?». Дети удовлетворили интерес, увидели мою адекватность и больше об этом не думали, полагаю.

Если вы встретили человека с протезом руки или ноги:

Родитель может объяснить ребенку, что протез — железная рука или нога, как у робота. Она помогает, если с настоящей частью тела что-то случилось.

С протезом бывает сложнее, чем с обычной ногой. Например, на нем не побегаешь или труднее ходить по ступенькам.

Не стоит затыкать ребенку рот, закрывать ему глаза или шепотом просить: «Не смотри». Вам кажется, что вы делаете это незаметно, но это не так.

Объясните, что показывать пальцем или смотреть в упор невежливо, независимо от того, есть у человека инвалидность или нет.

Полезно сказать, что мы все разные, но можем общаться, дружить, учиться и работать вместе независимо от особенностей здоровья.

Мария, передвигается на коляске

Самара

Я на коляске после травмы спинного мозга, ходить не могу — почти нет движений в ногах. Когда я начала выходить на улицу после операции, на меня часто смотрели. Если я была одна, то хотели подойти, помочь. Были дети, которые спрашивали у родителей: «А тетя — инвалид? А что у нее с ножками?». Отмечу, что родители объясняли, что некрасиво показывать пальцем, тихонько что-то им отвечали. Не было такого, чтобы закрывали глаза или сразу уводили в сторону.

Интерес детей — это нормально. Они должны расти и понимать, что люди разные, мир разный. Есть люди, которые «ходят» вот таким образом — на коляске. Если сейчас ко мне подходит ребенок и спрашивает, что случилось или просит потрогать коляску, без проблем отвечаю. А когда еду с электроприставкой к коляске, дети говорят, что я крутая и модная. Для них это как транспорт из фильмов или из будущего.

Если вы встретили человека на коляске:

Не игнорировать подобную ситуацию, а объяснить.

Такой человек может заинтересовать ребенка как что-то новое и необычное, и это нормально.

Важно, чтобы сами родители не боялись общения с людьми с инвалидностью.

Хорошо объяснить ребенку через мультфильмы или книги. Например, есть мультфильмы «Скарлетт», «Про Диму», «Тамара», «Вальсовый дуэт», «Струны» и другие. Родители могут подобрать те, которые подойдут их ребенку по возрасту и будут ему понятны.

Ульяна, ДЦП

Санкт-Петербург

Мне сложно удерживать равновесие, я хожу с ходунками. Моя походка выглядит неустойчиво, если смотреть со стороны. Люди на улице, конечно, обращают внимание, но в Петербурге это проявляется достаточно корректно. Кто-то предлагает помощь, иногда бывает, что начинают «наносить пользу» без разрешения. Этого делать нельзя, например, по незнанию можно сломать ходунки, или трость, или уронить человека.

Маленькие дети часто говорят, что у меня «ножка сломана» или «ножка болит». Я им отвечаю, что она не сломана, просто я так хожу всю жизнь, мне легче идти, когда есть какая-то опора. Еще могут спросить у мамы: «А девочка — старенькая?». Дети привыкли, что с палочками ходят пожилые люди.

Чтобы таких ситуаций было меньше, стоит показывать детям мультфильмы с героями, у которых есть какие-то особенности здоровья. Например, «Про Диму».

Я ходила в обычный детский сад, и не всем родителям в группе понравилось, что появился такой «нестандартный» ребенок. Сначала все было более-менее нормально, а потом кому-то из детей сказали: «Не общайся с ней, а то тоже будешь так криво ходить». Я это узнала сильно позже, а тогда не понимала, почему вдруг дети в группе меня сторонятся. Вот так делать точно не нужно. Это все еще сохранившийся стереотип: если ребенок или взрослый плохо ходит, то и соображает он тоже плохо. Или что от человека с врожденным заболеванием можно заразиться.

Если вы встретили человека с ДЦП:

Не бойтесь странной походки.

Не стоит жалеть человека, это сильно раздражает.

Если ребенку интересно, можно тихо попросить его не показывать пальцем и не кричать и ответить на его вопросы, отойдя от человека с инвалидностью.

Если ребенок спрашивает, зачем нужны ходунки, можно сказать просто: «Чтобы было удобнее ходить».

На вопрос ребенка, что случилось с девочкой/мальчиком/тетей/дядей, корректно сказать: «Мы с тобой не знаем, что произошло. Но эти трости или коляска помогают ей/ему». Если по ситуации понятно, что человек с инвалидностью не против, можно спросить у него напрямую. Чаще всего на вопросы маленьких детей люди отвечают спокойно.