Как подготовить ребенка к встрече детьми с самыми разными особенностями, что отвечать на сложные вопросы про инвалидность и почему опыт инклюзии может стать важным и полезным в будущем? Рассказывают специалисты инклюзивного центра «Йом-Йом».
В книге «Время колоть лед» Катерина Гордеева* вспоминает о своей первой встрече с детьми с инвалидностью: «…к нам в школу в рамках какого-то обмена привезли детей-инвалидов. Это кажется был первый раз, когда я увидела других людей. <…> Да я их, по правде говоря, не встречала: на нашей улице жил только Гена с синдромом Дауна. По старой русской традиции он был „нашим юродивым“. А других не было. И вот, увидев человек двадцать или тридцать моих же ровесников, но инвалидов, то есть совсем других, я онемела от ужаса и удивления».
Реакция взрослой школьницы была совершенно нормальной. Как еще мог отреагировать неподготовленный подросток? В его картине мире таких людей раньше не существовало.
У маленьких детей восприятие устроено иначе: для них видеть и принимать «других» — совершенно естественный процесс.
В наши дни общественное сознание начало меняться, и родители детей с инвалидностью все чаще живут вместе с ребенком обычной жизнью: они гуляют на детских площадках, посещают музеи, театры, спортивные мероприятия. Чем раньше ваш ребенок увидит в одном из этих мест малыша, который чем-то от него отличается, тем меньше ему придется что-то объяснять.
Конечно, если это случится в пять-шесть лет, ребенок может задать вопрос: «А что случилось? Почему тот мальчик или девочка не ходит/не говорит/странно себя ведет?»
Гораздо хуже, если ребенок не спрашивает, но при этом держит свои страхи в себе. В этом случае ему можно помочь — вызвать на разговор наводящими вопросами: «А ты заметил, что тот ребенок отличается от других?»
Будет ли первая встреча с ребенком позитивным или травматичным опытом, во многом зависит от степени напряжения и неуверенности родителей. Сами взрослые выросли и практически не сталкивались с «другими», поэтому им очень трудно отвечать на вопросы своего ребенка. А все, о чем не говорят взрослые, дети воспринимают как скрытое и постыдное.
Родителям мешает не только отсутствие личного опыта, но множество страхов, стереотипов вокруг детей с особенностями. Ниже мы расскажем о самых устойчивых из них.
Нет, особенности развития зависят от ряда причин и уж точно не передаются воздушно-капельным путем. Это может быть генетика или перенесенная травма. На многие из этих заболеваний, например, синдром Дауна или ДЦП, сложно повлиять, и, конечно, они не заразны.
Повторив слова или действия несколько раз, ребенок удовлетворяет свой интерес и переходит к другим ярким для него событиям. Научится он хорошему или плохому — больше зависит от реакции значимых взрослых, которые своим поведением могут закрепить эти навыки.
Всем детям требуется внимание: кому-то меньше, кому-то больше. Безусловно, ребенку с особенностями часто бывает нужно больше внимания, однако далеко не в кратном объеме. В смешанных группах как правило работает больше педагогов, и каждый из них грамотно распределяет свое время и внимание.
Обычно все бывает наоборот. Некоторые дети с ментальными и поведенческими особенностями могут вести себя шумно, например, бурно реагировать на неудачи, но одногруппники к этому быстро привыкают и со временем совсем перестают обращать внимания на шум.
«В инклюзивной учебной среде дети учатся лучше понимать поведенческие проблемы, которые могут проявляться у их одноклассников. Они начинают понимать, что в данный момент у этих детей нет возможности вести себя лучше, и учатся принимать это. В то время как учителя работают над улучшением способности детей контролировать свое поведение», — говорится в международном исследовании, опубликованном в научном журнале Frontiers in Psychology в 2021 году.
Дети с особенностями родились на свет не для того, чтобы с ними общались и занимались исключительно специалисты. У них такие же человеческие потребности, как и у других людей. Задача педагогов — помочь такому ребенку жить нормальной жизнью. Нам же следует общаться с ним так, как мы это делаем в повседневной жизни со всеми остальными детьми.
Родители любят своих детей, радуются их успехам подчас сильнее, чем успехам их братьев и сестер, воспринимают трудности как вызов и повод творчески помочь ребенку и себе. А инклюзивное место — это место, где происходят игры, общение, а внимание направлено к уникальности каждого ребенка и каждой семьи.
Инклюзия — это человечный приветливый мир, где каждый может быть собой — разным и равным, это право каждого сидеть за одним общим столом.
Общение с разными детьми и раннее представление о том, что такое инклюзия, дает всем детям полноту картины мира: есть люди с особенностями и своими ограничениями. Инклюзия формирует безбарьерное мышление.
Дети перестают акцентировать внимание на различиях и вешать друг на друга ярлыки, чаще проявляют заботу об окружающих, у них снижается страх перед различиями между людьми. Эти преимущества инклюзии для учащихся отмечены в международном исследовании «Краткий обзор данных об инклюзивном образовании» (2017), подготовленном доктором Томасом Хехиром, профессором Гарвардской высшей школы образования.
Принятие «других» развивает в ребенке чуткость, искренность, эмпатию и другие важные качества, что не менее важно, чем изучение иностранных языков или искусства. Развиваясь в инклюзивной группе, дети начинают понимать язык тела, жесты, невербальную коммуникацию, лучше осознают свои способности и возможности.
Инклюзивные группы небольшие, поэтому педагоги могут адаптировать задания под каждого ученика, чтобы он мог добиться наилучших результатов. Индивидуальный подход к ребенку помогает повысить его успеваемость.
Педагоги, работающие в инклюзивных классах, более терпимы, компетентны и сдержанны. Они умеют принимать учеников с разными характерами и особенностями, найти разные способы объяснения сложных вещей простым языком.
Интересное по теме
«Больше всего удручает невежественность, особенно среди врачей»: монологи матерей, воспитывающих детей с синдромом Дауна
В инклюзивных классах логопеды, психологи, арт-терапевты и другие специалисты работают со всеми учащимися, а не только с детьми с особенностями. Поэтому все ученики развивают свои творческие способности, пространственное мышление, мелкую моторику и эмоциональный интеллект. В обычных же классах такие специалисты могут быть не предусмотрены.
У детей, имеющих продолжительный опыт взаимодействия с разными сверстниками, лучше развиты soft skills (гибкие навыки). Они умеют хорошо организовать командную работу, отлично адаптируются к новым условиям, легко договариваются, быстрее учатся новому. И в дальнейшей жизни в школе, университете, а также при построении карьеры они могут использовать эти гибкие навыки: успешно находить язык с другими людьми, анализировать ситуации вокруг, эффективно вести переговоры.
У детей, прошедших обучение в инклюзивном классе, повышается уверенность в себе и развиваются когнитивные навыки. «Совместная учебная деятельность вызывает дополнительные когнитивные усилия у типично развивающихся детей, когда они пытаются объяснить свои действия своим сверстникам с особенностями развития. Обычные дети ставят себя на место другого, чтобы понять его трудности и начинают думать о том, как помочь преодолеть эти трудности», — говорится в исследовании.
Например, когда дети с двигательными ограничениями играют на полу, остальные ложатся рядом с ними, чтобы быть на одном уровне и взаимодействовать. Или берут за руки тех, кто передвигается на инвалидном кресле, чтобы начать танцевать с ними. Здесь мы видим не только развитие человеческих качеств, но развитие навыка поиска нестандартных решений для нестандартных задач.
«Все дети — часть этого мира, и с самых ранних лет в инклюзивной среде ребенок получает возможность попрактиковать это общение с самыми разными детьми: с теми, кто говорит много, громко, быстро, с теми, кто вообще не говорит. Мне кажется, общение и обучение в этом разнообразном мире, позволит моему ребенку в будущем гораздо полнее воспринимать жизнь», — говорит Игорь, отец мальчика, занимающегося в инклюзивном центре.
Интересное по теме
«Родион спокойно подходил к людям и говорил: „Дуня не умеет разговаривать, она не понимает“»: как живут братья и сестры детей с аутизмом
Практика инклюзии оказывается полезной не только для самих детей, но также их родителей, которые также могут расширить свои социальные коммуникативные навыки и познакомиться с опытом других родителей:
«В инклюзивный центр меня с сыном привела моя сестра. Я тогда вообще ничего не знала про инклюзию. Потом в какой-то момент мы подружились с мальчиком с синдромом Дауна, это было очень интересно, он такой классный, веселый, и родители у него тоже замечательные», — рассказывает Алина, мама воспитанника инклюзивного центра.
В инклюзивных центрах дети с ментальными особенностями и занимаются наравне с нейротипичными детьми, которых, как правило, больше. Педагоги учат тех и других взаимодействовать и вместе познавать мир.
Родители ценят такое погружение: «Меня приятно радует, что мой ребенок с самого раннего детства понимает, что мы не только отличаемся цветом кожи, мы можем в принципе быть абсолютно разными людьми, но все по сути одинаковы», — говорит Александр про опыт своей дочери в инклюзивной группе.
* — Катерина Гордеева внесена Минюстом РФ в «реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента».
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ ПО ТЕМЕ