Многие из вас, наверное, знают, что самые вовлеченные отцы в мире — это морские коньки. Почему? У этого вида потомство вынашивают самцы! Конек носит икринки в брюхе всего пару недель, но сам факт! Такие же невероятные существа — рыбы-иглы. Других видов животных, у которых вынашиванием занимался бы самец, наука, увы, пока не знает.
Когда я писала текст про первых русских феминисток и их взгляды на материнство, меня поразило, что за 150 лет, до начала 2000-х, только одной русской феминистке пришла в голову идея привлечь отцов к воспитанию детей. Идея была высказана в 1910-х годах и поддержки не получила.
Интересное по теме
Материнство как дело государственной важности. Первые русские феминистки — о родительстве
Допустим, Мария Покровская, говоря о «новом отцовстве», действительно опередила свое время — вообразите, что за 50 лет до ее заявлений женщине нельзя было ни учиться, ни работать. Даже передвигаться отдельно от мужа она часто не могла, так как была вписана в его паспорт.
Потом на сцену борьбы за женские права вышли революционерки. В первые годы советская власть дала женщине очень многое (через 15 лет многое отобрала, но сейчас не об этом). Итак, женщине можно учиться, работать, хотите в общественную жизнь погрузиться по уши — пожалуйста. Рядом партнер — он тоже учится и работает. Вы рожаете ребенка и…
Нет, вы не делите обязанности по его воспитанию между собой, а передаете часть обязанностей обществу (читай — государству)! Неожиданный поворот, не правда ли? Как и маме дать воздуха, и на папу не взвалить больше ответственности.
Ладно, сделаем марксисткам скидку — они планировали, что, когда наступит коммунизм, вообще никаких семей не будет, а будут одни товарищи, от всей чистоты своего большого коммунистического сердца бросающиеся успокаивать чужих орущих детей и менять им пеленки. Коммунизм, как известно, не случился.
Отбросив сарказм, признаем, что предложенная советскими феминистками система действительно важная и полезная. Именно благодаря марксисткам-феминисткам у нас сегодня есть все «меры поддержки матерей» и необходимые социальные учреждения.
Между тем, пока мама разбиралась с квази-папой — государством — мужчина, как и прежде, оставался за бортом, и в этом нет ничего хорошего ни для самого мужчины, ни для ребенка.
Есть у такого положения дел и еще один коварный эффект. У многих сформировалась привычка ждать помощи извне. Какую-то помощь заинтересованные люди дадут, конечно, но не за красивые глаза.
Однако вернемся к морским конькам.
Людям до коньков так же далеко, как до Луны. А может, и еще дальше. С тем, что задача вынашивать ребенка всегда будет лежать на женщине, придется смириться (кстати, зачастую это невероятно прекрасный и ценный опыт, которому иной мужчина и позавидует).
Родительские функции морских коньков заканчиваются ровно после того, как потомство со свистом вылетает из папиного живота. Новорожденные рыбки полностью самостоятельны и удаляются от родительской пары. Прочитав это, кто-то взгрустнет, а кто-то продолжит погружаться в невиданные доселе пучины зависти.
В отличие от морских коньков, у людей есть волшебный дар разума, умения анализировать, осознавать свои потребности, а также — говорить об этом с партнером.
Сейчас время свободы — по крайней мере в семье, которую мы строим. Мы все еще можем выбирать партнера или решить остаться в одиночестве, рожать или не рожать детей, обращать внимание на чьи-то косые взгляды или бесцеремонные замечания — или нет.
Интересное по теме
Рождение детей — выбор, а не обязанность
А в отношениях мы можем на равных с партнером устанавливать правила и при необходимости менять их; мы можем настаивать на своем, предлагать компромиссы, искать решения вместе, делать выводы.
Вовлеченное отцовство может начинаться уже с двух полосок на тесте — с заботы мужчины о будущей маме, внимания к ее состоянию, помощи и поддержки, обсуждения будущего.
Не всегда мужчина вовлекается сразу, но если словами через рот донести до него ваши мысли, пожелания и предпочтения, есть шанс, что он прислушается. И это тоже на выбор: ждать, молчать и злиться, тратя энергию на раздражение — или предложить, попросить обсудить. Поискать помощи где-то еще, в конце концов.
Вывод тут такой: женщина сама может сделать многое для того, чтобы ей стало лучше. И речь не только о материнстве. Женщины могут менять свою жизнь. Жизнь — это череда выборов и ответственность за них. В этом и кайф! Это дает ощущение силы и осмысленности жизни. Морским конькам такое даже не снилось.