«Отец, брось пить, отдай деньги маме»: как женщины в СССР превратились в социальных контролеров

Один из проектов советского времени — это «окультуривание» людей. И значительную роль в этом «окультуривании» должны были сыграть женщины — им предписывалось больше осознанности, чем мужчинам. В нашем новом обзоре рассказываем, как на женщин в Советском Союзе повесили роль социальных контролерш и амбассадорок культурного потребления спиртного.

Фото: thomas-park / unsplash.com

Действующими силами окультурирования нередко были всевозможные объединения жен. Считается, что распространились они во многом с подачи народного комиссара тяжелой промышленности СССР, Серго Орджоникидзе.

Во время посещения Красноуральского завода в 1934 году он остался под большим впечатлением оттого, что жена начальника трансформаторной станции, Клавдия Суровцева, сделала на территории завода клумбу и за ней ухаживала. Впоследствии подобным инициативам был придан всесоюзный характер.


Какая за этим стояла идея: общественницы изменят обстановку, а обстановка в свою очередь изменит людей!


Но на самом деле еще до начала 1930-х годов именно к женщинам и их созидательной, а также контролирующей силе взывали общественники. Это особенно заметно на примере антиалкогольных кампаний конца 1920-х годов. Они анализируются в работе Елены Болотовой «Советская женщина как внутрисемейный агент власти в антиалкогольной политике».

«Разумеется, неслыханная нищета, которая была у нас, должна была породить такое явление — как пьянство, потому что если у человека ничего нет, то ему ничего не остается для того, чтобы отвлечься от своей тяжелой жизни, кроме пьянства, ибо пьянство — это самое дешевое удовольствие. Купить маленькую бутылочку водки можно вскладчину: и стоит дешево, и выпить могут несколько человек, а купить билет в театр вскладчину нельзя, потому что на одно место несколько человек не сядут», — пишет один из идеологов антиалкогольного движения в СССР, Юрий Ларин, в 1929 году.

Интересное по теме

«Виноваты не синие киты, а синие родители»: «Редакция» выпустила репортаж о группах смерти

Итак, общепризнанным фактом было то, что пьянство — одна из главных проблем советского общества. На заре существования Советского Союза власти агитировали за трезвость, продажа алкогольных напитков даже несколько лет была под запретом. Все это привело к большому количеству отравлений самопальной продукцией.


В 1925 году в стране все же легализовали продажу спиртных напитков — экономике нужны были деньги от продажи алкоголя (и частично эти деньги как раз собирались тратить на борьбу с пьянством — здравствуй, логика!).


Сближение людей после работы довольно часто происходило за распитием спиртных напитков. При этом пьянство могло срывать не только выполнение производственных планов (эта идея не раз звучала на агитационных плакатах), но и становилось причиной насилия в семье, а также причиной еще большей бедности: женщины жаловались на то, что их мужья просто пропивают получку.

Поэтому со временем от идеи полной трезвости решили отойти (стало понятно, что ее никак не добиться), и задача была поставлена по-другому: надо сделать так, чтобы пить начали культурно, умеренно, чтобы пьянство не мешало ни производству, но семейной жизни. И угадайте, кто за эту культурность должен был отвечать? Правильно, женщины.

Общество по борьбе с алкоголизмом в 1929 году издает книгу «Алкоголизм и социализм» (можно ознакомиться с ней здесь). В издании напрямую говорилось о том, что женщина страдает от алкоголизма втройне.

Во-первых, от пьянства мужа или других мужчин в своей семьи. Во-вторых, иногда от собственного пьянства. В-третьих, от пьянства детей. Автор книги, Юрий Ларин открыто писал о домашнем насилии — о том, что пьяные мужья избивают своих жен и мешают им участвовать в общественной жизни.

О женском алкоголизме говорилось, скорее, вскользь — констатировалось, что таких случаев меньше, чем среди мужчин, но они тоже есть: утверждалось, что некоторые работницы даже пьяными приходили на 8 марта.


Автор книги во многом апеллировал именно к женщинам: призывал их решиться не пить и не давать детям даже пробовать алкоголь.


Он говорил, что матери должны были настаивать на родительских собраниях на том, чтобы детям в школе говорили о вреде алкоголизма. Он вообще давал женщинам массу советов — например, не танцевать с теми, кто пьян!

Также Ларин призывал женщин добиваться открытия вытрезвителей и больниц, в которых бы лечили от алкоголизма. Именно женщины должны были сыграть роль в отказе от пагубных традиций напиваться в день получки — сразу же отобрав эту получку у мужей.

Интересное по теме

Могут ли родители употреблять алкоголь при ребенке? Вот что говорят эксперты

Образ мужчины инфантизировался, а образ женщины наделялся повышенной сознательностью, советская женщина была поставлена на особое место как некое око контроля. То есть получается, что адресатами антиалкогольной кампании становились не только или не столько мужчины, сколько их жены. И женщине советовали не уходить от пьющего мужа, а его перевоспитать. Неформально женщина становится главой по контролю в семье.

Некоторые плакаты антиалкогольной кампании были адресованы мужчинам. Периодически к пьянствующим отцам пытались обращаться и от лица детей с такими лозунгами: «Отец брось пить, отдай деньги маме» и «Мы требуем трезвости от родителей», «Купите нам тетради, а не водку».


В некоторых городах даже проводились специальные пикеты детей против алкоголизма.


По оценке Юрия Ларина, в 1928 году на среднюю московскую семью из четырех человек в год приходилось 65 литров водки, поэтому можно предположить, что дети знали обо всем этом действительно не понаслышке.

И хотя впоследствии в СССР предпринималось еще около десятка различных кампаний против пьянства (водку предлагалось заменить на пиво, на кино, на театр, на книгу и т.д.), убеждение в том, что женщина в силе (а возможно, даже вернее сказать, обязана) контролировать своего мужа в вопросе употребления алкогольной продукции, а также в массе других вопросов, осталось в нашей культуре.

Мнения Старые люди — это будущие мы
О чем я думаю в День пожилого человека.