Самый знаменитый одаренный ребенок в СССР, чья жизнь прервалась в 17.
Надя Рушева прославилась в возрасте двенадцати лет. Ее выставки проходили не только в СССР, но и за рубежом. Надя Рушева стала первым ребенком, чьи иллюстрации к книгам действительно публиковали, и казалось, что впереди у нее огромное будущее.
Мы хотели бы вспомнить о ее жизни и работах, которые восхищали как простых обывателей, так и профессиональных критиков.
Родители художницы познакомились в Тувинском музыкально-драматическом театре в 1945 году. Николай Рушев был художником-оформителем, а Наталья Ажикмаа — балериной.
В 1946 году пара поженилась, а в 1950 году семью отправили в творческую командировку в столицу Монголии Улан-Батор. Там 31 января 1952 года у них и родилась дочь, которую назвали Надеждой.
По национальной монгольской традиции имя ребенку должен дать мудрец. Родители Нади, хоть знали, как назовут ребенка, были очарованы восточным колоритом этого обычая — и тоже решили ему последовать.
Знакомый семьи, Бямбын Ринчен (писатель и первый монгольский академик) предложил дать девочке созвучное с выбранным семьей имя Найдан, что в переводе с монгольского означает «вечно живущая».
В Улан-Баторе Рушевы прожили недолго и уже летом переехали в Москву.
Надя росла в творческой семье: ей много читали, водили ее в музеи и на концерты, возили на море, рассказывали об искусстве и литературе. При этом родители не собирались делать из нее вундеркинда — ее не учили ни читать, ни писать до поступления в школу, не водили на дополнительные занятия.
Просто все в доме любили искусство — полюбила его и совсем маленькая Надя.
Перед ней был пример постоянно рисующего отца, и маленькая Надя с самых ранних лет что-то черкала на бумаге — благо, ее в доме было достаточно.
Интересное по теме
Арт внутри: книги для малышей, вдохновленные мировым искусством
Мама девочки рассказывала: «Рисовала она легко, играючи, как бы обводя лишь одной ей видимые контуры. При этом улыбаясь, приговаривала: „Какая-то слива получается… Или нет? Это, пожалуй, пароход. Ах, нет, нет! Эта печка. А Емелька две подушки положил и ушел…“ Это была радостная игра в рисование, свободные шутки воображения маленькой девочки».
Семья в ребенке души не чаяла. Когда в детском саду, который Надя посещала, к 8 Марта устроили смотр художественной самодеятельности, Рушевы подошли к вопросу с выдумкой. Мама разучила с ней танец «Декей-оо» и сшила синий национальный костюм с орнаментом, папа смастерил из того, что было под рукой, лимби — тувинский музыкальный инструмент. Надя блистала!
В семь лет девочка пошла в школу, и в том же году она создала первый цикл иллюстраций. Папа читал ей «Сказку о царе Салтане», а Надя рисовала. Всего она создала 36 картинок, которые показала отцу. Тогда Николай Рушев впервые понял, что у него растет настоящее дарование.
Девочка много и с охотой рисовала, ее работы становились все лучше и лучше. Многие друзья и родственники говорили: «Ей нужно в художественную школу!» Но семья приняла решение позволить таланту Нади развиваться свободно, опасаясь, что стандартная программа обучения нанесет вред ее самобытному дару. Но совсем без наставников юная художница не осталась: с 1962 года она посещала изостудию Дворца Пионеров по субботам.
Надя очень любила читать (а все, что читала, стремилась проиллюстрировать), хорошо училась, участвовала в школьной самодеятельности и создании стенгазет. Естественно, что ее работы оказывались на школьных выставках, а в 1963 даже появлялись на страницах «Пионерской правды».
Но как-то специально над тем, чтобы девочка стала знаменитой, ее семья не работала — в отличие от родителей многих других советских вундеркиндов.
И тем не менее, первую выставку Нади Рушевой в 1964 году организовал Борис Полевой, знаменитый писатель и редактор журнала «Юность», а первую статью о девочке и ее творчестве создал не менее знаменитый Лев Кассиль. Произошло это благодаря тому, что 12-летняя Надя принимала участие в выставке «Рисуют наши дети», которая проходила на работе у ее отца.
Там оказался внештатник «Юности», который взял у родителей Нади папку с рисунками и отвез ее в редакцию к Полевому, чтобы тот посмотрел. Борис Николаевич не поверил, что это работы 12-летнего ребенка, он попросил Надю саму приехать и показать, как она это делает. Писатель был поражен ее талантом и решил устроить в помещении редакции «Юность», где всегда выставляли работы молодых авторов, большую персональную выставку из 165 работ Нади.
Позже было много выставок, в том числе и зарубежных: в Варшаве, Польше, Румынии, Индии. Творчество юной художницы особенно полюбилось японцам, которые оценили ее лаконичность и технику владения пером.
Надя рисовала сразу набело. Она говорила, что видит, как рисунки проступают на бумаге, и ей остается только обвести их. Если что-то не выходило, она просто выбрасывала набросок. Если хотелось нарисовать то же самое, но по-другому, она брала новый лист. Ластиком она не пользовалась в принципе.
Девочка рисовала карандашом, углем, фломастерами, тушью, акварелью, цветными карандашами. Техника совершенствовалась и менялась в соответствии с задачами, которые художница перед собой ставила.
Надя Рушева создала около 12 тысяч работ: многое она дарила друзьям, посылала в письмах и даже на школьной доске периодически что-то набрасывала. Эта девочка хотела и любила рисовать, и ее талант сверкал буквально в каждой иллюстрации.
Надя Рушева была страстной читательницей: она поглощала классическую литературу, и обо всем прочитанном успевала оставить записи в дневнике. И ко всем историям, которые ее восхитили, она рисовала иллюстрации.
Надя создала работы по мотивам «Маленького Принца», «Войны и мира», сказок и мифов народов мира. А в 1968 году она познакомилась с пушкинистом Арнольдом Гессеном, который предложил ей проиллюстрировать свою книгу. Так появился гигантский цикл «Пушкиниана». Надя, подобно самому Пушкину, рисовала заточенным гусиным пером, как он когда-то делал на полях своих работ. Но Гессен остался недоволен рисунками и выпустил свою книгу без иллюстраций.
В 1968 году 16-летняя Надя прочла «Мастера и Маргариту». Роман так ее увлек, что она попросила отца достать все, что только можно, о жизни и творчестве Михаила Булгакова. И принялась рисовать. Особенно ей нравилась сцена встречи Мастера и Маргариты — девушка изобразила ее несколько раз по-разному.
Уже после смерти Нади иллюстрации передали Елене Булгаковой, вдове писателя. Она была поражена тем, насколько талантливыми были эти рисунки.
Летом 1967 года Надя провела смену в знаменитом «Артеке». Ей дали путевку неожиданно, потому что семья даже не подавала заявку и никто из ее знакомых не выдвигал ее кандидатуру.
Всю смену девушка рисовала, помогала выпускать стенгазету, заводила новых друзей и наслаждалась жизнью. Даже впервые влюбилась.
После возвращения в Москву она продолжила общаться со своими вожатыми, переписываться с новыми друзьями, которые жили далеко от нее, много занималась культурно-массовой работой в классе.
Отец Нади немного ревновал, потому что его девочка начала от него отдаляться. Даже «Мастера и Маргариту» ей дали прочитать ее новые друзья, а не он, и это его огорчало.
Надя не стала «проблемным» подростком, все ее знакомства были исключительно приличными, родителей она по-прежнему нежно любила, но она взрослела. Она думала о будущем, о своей работе, планировала поступать во ВГИК и учиться на художника-мультипликатора. Это при том, что она уже была готовым художником-иллюстратором! Но Наде хотелось покорять новые вершины.
В своих письмах к друзьям она упоминает выставки вскользь, зато горячо рекомендует всем почитать «Мастера и Маргариту», переживает, что у нее застой в творчестве, рассказывает о том, как она переменилась в последнее время, делится планами и надеждами.
Надя была увлеченным творцом и активной девушкой, но никто бы не сказал, что она работала на износ. Да, у нее было много дел, встреч и выставок, она читала, писала дневники и письма, и, конечно же, минимум полчаса в день посвящала рисованию. Но она не жаловалась на усталость, ей все это доставляло радость.
В 1968 году о Наде решили снять аж целых два документальных фильма. На съемки одного из них, который назывался «Твоя Пушкиниана», они с отцом поехали 28 февраля 1968 года в Ленинград. Оператор даже заснял, как Надя набрасывает на снегу веточкой профиль Пушкина — это была удача!
Утром 5 марта Николай и Надя Рушевы приехали домой, в Москву. В честь того, что они вернулись раньше, чем собирались, девушка осталась дома. Надя была переполнена планами и идеями.
Ее отец в дневнике записал: «После завтрака я собрал новую рабочую папку с черновиками и чертежами. Дочка оторвалась от писем и вышла в коридор:
— А ты уже на работу? Дай я почищу сзади на тебе пальто.
Мы вышли на лестницу, и пока Надя обмахивала меня щеткой, она как бы подводила итог:
— «Мастера и Маргариту» я завершила. «Войну и мир» — тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже… Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина… и, конечно, Шекспира! И еще: принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки «Дон-Кихота»: вижу новый цикл!»
Нового цикла не случилось. 6 марта 17-летняя Надя Рушева собиралась в школу: позавтракала, проверила портфель, надела форму, наклонилась застегнуть сапоги и упала без сознания. Отец побежал за врачом, вызвали скорую, Надю госпитализировали в 1-ю Градскую больницу, но спасти ее не удалось. Так и не придя в сознание, молодая художница умерла.
Врачи сказали, что у девушки произошел разрыв аневризмы сосудов головного мозга. О применении МРТ в медицине заговорили только в 1970 году, первый томограф сконструировали лишь в 1977, так что предсказать и предотвратить трагическую гибель юной художницы в ее время никто бы не смог.
Но даже если бы томографы существовали тогда, вряд ли бы это помогло: семья и доктора не подозревали, что здоровью Нади что-то угрожает. У нее не болела и не кружилась голова, не было необъяснимого упадка сил или судорог, — она была обыкновенным подростком.
Интересное по теме
Опухоль мозга у ребенка: как ее распознать и что делать
Известие о смерти Нади потрясло поклонников: буквально, ничто не предвещало! На ее надгробии воспроизвели один из самых ее трогательных рисунков — маленького кентавренка с венком.
Но и после ее кончины художницу не забыли: в родной школе создали посвященный ей музей, ее рисунки не раз выставлялись в музеях, вышло советское издание «Мастера и Маргариты» с иллюстрациями Нади Рушевой, портрет Мальчиша-Кибальчиша ее работы даже летал в космос.
В год ее 70-летия в Музее Пушкина открылась юбилейная выставка работ Нади Рушевой, которая продлится до 27 февраля. Но помимо нее, во всех концах страны в музеях, театрах и библиотеках открываются временные экспозиции, посвященные безвременно ушедшей художнице.
Впервые текст был опубликован в Chips Journal 31 января 2022 года.