Святослав Довбня
Эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Сексуальное воспитание — это далеко не только про секс.
В преддверии самого романтичного праздника в году поговорим о сложной, но важной теме — сексуальном образовании детей и подростков с РАС. О нюансах коммуникации в этом деликатном вопросе мы спросили у экспертов фонда «Обнаженные сердца» Святослава Довбни и Татьяны Морозовой.
Эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Эксперт фонда «Обнаженные сердца»
Бытует ошибочное представление, что сексуальное образование и воспитание — это разговор с детьми о сексе. На самом деле сексуальное воспитание включает в себя гораздо больше: мы рассказываем детям о том, как стоит вести себя с другими, как заводить и поддерживать безопасные дружеские и романтические отношения, как заботиться о своем здоровье и теле.
Сексуальное воспитание — это прежде всего обучение безопасной жизни. Мы учим детей распознавать, когда что-то идет не так, принимать самостоятельные решения, касающиеся своего тела, защищать себя и развивать здоровые отношения. Секс — всего лишь небольшая часть сексуального образования.
К сожалению, дети и взрослые с нарушениями развития нередко становятся жертвами сексуального насилия. По данным исследований, около 80 процентов девушек и женщин с нарушениями развития подвергаются насилию. Женщины с особенностями в семь раз чаще сталкиваются с насилием, чем нормотипичные девушки и женщины.
Статистика среди мужчин с нарушениями развития показывает, что около 30 процентов переживают сексуальное насилие. Важно учитывать, что мужчинам в целом свойственно реже сообщать о подобных случаях, чем женщинам.
Многим людям с нарушениями развития сложнее общаться и понимать, что допустимо, а что нет.
Поэтому знания о безопасном поведении, понимание того, какие ситуации могут быть опасными, так важны для детей и взрослых с нарушениями развития. Адекватная информация и поддержка помогут защититься от возможного насилия и лучше функционировать в обществе.
Интересное по теме
Мой ребенок пережил насилие. Что делать?
Этот разговор никогда не бывает слишком ранним. От возраста и уровня понимания ребенка зависит форма беседы. Например, маленьких детей родители учат называть части тела, используя медицинские термины. Использовать «детские» названия частей тела тоже можно, однако родители должны убедиться, что ребенок понимает их значение.
Важно говорить о согласии: это твое тело, и никто не может прикасаться к нему, кроме тебя, мамы и папы, если они помогают тебе переодеваться или мыться. Разговор с дошкольником можно начинать с того, что в жизни детей есть разные люди и отношения. По мере взросления темы будут меняться и включать вопросы полового созревания.
Помимо этого, родители должны рассказать о видах отношений (дружеские и романтические) и о том, что в них приемлемо.
Интересное по теме
Вы не одни: 19 организаций, которые помогают детям и взрослым, пережившим насилие
Сексуальное образование должно начинаться дома, это задача родителей. Важно поделиться с ребенком дошкольного возраста теми убеждениями и ценностями, которые приняты в семье. Родители могут обратиться к педагогу за поддержкой, но детям важно узнавать о своем теле и об отношениях именно от близких людей — чаще всего это мама и/или папа.
Важно быть спокойными и готовыми к тому, что ребенок с интересом начнет обсуждать вопросы половых различий и/или полового развития. Если дети не спрашивают вас о сексе, они могут обратиться к другим источникам, например, в Интернет, где так много сомнительных видео и статей.
Помните, что вопросы о том, чем отличаются мальчики и девочки, абсолютно нормальны. Если вы чувствуете смущение из-за подобных вопросов, можно честно сказать: «Я никогда не говорил (а) об этом с ребенком, мне нужно подумать, давай поговорим позже». Затем вернуться к этому разговору, будучи более подготовленными.
Также нормально выражать переживания или на какие-то вопросы отвечать: «Я не знаю».
Отвечайте на конкретный вопрос. Например, если ребенок спросил, чем отличаются мальчики и девочки, достаточно сказать: у мальчиков пенис, а у девочек влагалище. Вполне возможно, что этого окажется достаточно. А если нет, ребенок задаст другие вопросы.
Интересное по теме
Такой уязвимый подростковый период: 10 рекомендаций родителям, у чьих детей начался пубертат
Обсуждая вопросы, касающиеся тела ребенка, полового созревания, уместного поведения и отношений, вы не учите ребенка заниматься сексом. Родители лишь рассказывают о том, как поддерживать свое сексуальное здоровье, учат распознавать, когда что-то идет не так, и понимать безопасные границы.
Исследования показывают, что молодые люди, получившие сексуальное образование, начинают половую жизнь позже и с большей вероятностью практикуют безопасный секс. Дети, не получившие сексуального образования, хотя и проявляют сексуальное поведение в том же возрасте, начинают половую жизнь раньше и реже практикуют безопасный секс, что подвергает их здоровье риску.
Многие родители считают, что «особые» дети остаются детьми всю свою жизнь, и поэтому взрослые не готовы поднимать с ними вопросы сексуального образования. Однако исследования показывают, что это неверно.
Дети становятся взрослыми, меняется их тело, меняются их потребности. Очень многие молодые люди с нарушениями развития делятся своими потребностями в работе, социальном окружении и близких отношениях. Мы все чаще видим молодых людей с нарушениями, которые заявляют:
«Мы точно такие же, как и все остальные. Мы заслуживаем иметь друзей и романтические отношения. У нас есть потребности, которые нужно удовлетворять. И наша безопасность так же важна, потому что, если мы не будем иметь этих знаний, мы не сможем вести здоровую и безопасную жизнь».
И это действительно важно!
Еще почитать по теме
«Помню день, когда поняла, что мы с сыном из врагов превращаемся в друзей». История мамы и ее ребенка с глубоким аутизмом