Когда моя дочь была помладше, она уверяла, что женихи — это «фу». Затем добавляла, что муж ей в будущем, конечно, понадобится, но исключительно чтобы родить себе дочку. «Мы поженимся, у меня родится ребенок, а затем мы разведемся», — уверяла она. На любые попытки рассказать ей о том, что вместе с кем-то бывает здорово, качала головой. На тот момент мы с ней жили вдвоем, она видела нашу модель семьи и именно ее считала правильной. Сейчас ситуация изменилась, дочка подросла и не исключает другие варианты.
Мои знакомые дети смотрят на эти вопросы очень по-разному. Например, дочь моей лучшей подруги хочет выйти замуж в 19 и родить ребенка в 22, как ее мама! А вот мальчик из семьи, в которой трое детей, планирует жениться, построить дом и стать многодетным отцом — словом, быть как его родители. Впрочем, эти примеры еще ни о чем не говорят. Ведь мама мальчика росла в неполной семье и именно поэтому свою жизнь постаралась построить совсем иначе. Есть среди моих знакомых и дети, которые вообще не думают о семье, а считают, что куда важнее построить карьеру и заработать много денег.
Часто люди вообще поступают наперекор представлениям собственных родителей и пытаются жить свою жизнь совсем не так, как делали те. И все же хотя бы частично наше окружение, родительская семья и общество, в котором мы живем, закладывают фундамент наших представлений о том, как должна быть устроена жизнь.
А общество меняется. И наши взгляды на создание семьи, заключение брака, рождение детей сейчас очень сильно отличаются от взглядов наших родителей и уж тем более бабушек и дедушек. Уровень рождаемости падает во всем мире, даже в Африке. Люди не хотят или не могут жениться и выходить замуж. Европа стала регионом с самым старым населением в мире и держится только благодаря мигрантам из Африки и Латинской Америки.
Интересное по теме
В России зафиксировали спад рождаемости
Среди испанцев старше 80 лет, умерших в 2018 году, только восемь процентов не состояли в браке.
В Испании 1976 года вероятность выйти замуж или жениться до 50 лет составляла около 100 процентов, то есть в брак вступали практически все. К 2019 году цифры составили 47 процентов для женщин и 43 процента для мужчин.
В Великобритании прогнозируют почти полное исчезновение института брака к 2062 году. К этому времени жениться будет лишь одна пара на 400 человек, что составляет примерно 0,62 процента населения.
В России тенденция та же. За последние 20 лет количество одиноких россиян увеличилось вдвое. Доля домохозяйств из одного человека превысила 40 процентов. И хотя выросла доля многодетных семей, полных семей с детьми в России лишь 21 процент от общего числа. Детей нет почти у каждого четвертого россиянина.
Интересное по теме
Почему люди не хотят заводить детей?
Одиночество стало новой нормой. Но откуда она взялась и почему столько людей выбирает именно такой образ жизни?
Пожалуй, первая и главная причина заключается в том, что на одиноких людей больше не смотрят с жалостью как на неудачников. Одиноким людям доступно практически все то же, что и семейным — хорошая работа, возможность путешествовать и отдыхать, качественное и не очень дорогое жилье. Рынок заполнен недорогими квартирами-студиями, которые строятся с расчетом на тех, кто не планирует делить быт с другими людьми.
Интересное по теме
Сологамия: почему женщины выходят замуж за самих себя?
В прошлом наличие семьи было необходимым условием для выживания. Дети были нужны, чтобы помогать родителям. Женщины долгое время вообще не имели права работать. Позже такая возможность появилась, но выжить на одну зарплату было очень непросто. Жизнь в целом была устроена так, что оставаться в одиночестве было трудно и некомфортно.
Традиционно люди женились и выходили замуж и вместе воспитывали много детей. Развод был делом очень редким. Во-первых, в обществе разводы не поощрялись. Во-вторых, у людей часто не было выхода. Например, мать восьмерых уже взрослых детей рассказала мне, что в течение многих лет знала о любовной связи мужа, но не видела возможности воспитывать в одиночку такое количество детей. Со временем связь мужа прекратилась, и они продолжили жить вместе еще долгие годы.
Пожилые люди часто говорят о том, что во времена их молодости не было принято жить вместе до брака, а развод считался чем-то постыдным. Сейчас же мало кто готов терпеть неудобства, жертвовать чем-то ради брака и детей.
Интересное по теме
«Седой развод»: почему люди заканчивают долгие отношения в зрелом возрасте?
Растить ребенка — дорого. Хотя официальной цифры о том, сколько денег придется потратить родителям на содержание ребенка до совершеннолетия, не существует. Вот некоторые неофициальные данные: 13 миллионов рублей составляют расходы на ребенка от рождения до 22 лет в Москве. Из этой суммы государство возьмет на себя всего семь процентов. В среднем по России цифра чуть ниже — 300 тысяч рублей в год или 5,4 миллиона, которые придется потратить с момента рождения и до совершеннолетия ребенка.
Если задуматься о том, что эти суммы можно потратить на собственные нужды, то желание завести детей часто пропадает. Впрочем, многих останавливает не это, а боязнь не обеспечить ребенку достойный уровень жизни. Ведь цифры выше предполагают лишь самые основные траты, необходимый для выживания минимум.
Немалую часть одиноких домохозяйств составляют молодые люди, которые только начинают жизнь и не спешат связывать себя обязательствами. Они хотят пожить для себя, получить впечатления, опыт, понять, чего хочется в жизни, сделать карьеру и, возможно, когда-нибудь «дозреть» до отношений и семьи. Но такая картина наблюдается в городах, например в Москве доля одиноких людей трудоспособного возраста составляет 69 процентов, а в Санкт-Петербурге — 64 процента.
Молодые женщины часто в первую очередь выбирают карьеру и саморазвитие и лишь затем — отношения и семью. Такие женщины выбирают одиночество сознательно. Однако для части населения одиночество — вынужденная ситуация из-за стечения обстоятельств.
В России одинока каждая десятая женщина. И это далеко не всегда можно назвать сознательным выбором. Например, в число одиночек попадают женщины зрелого возраста, потерявшие партнера, которым сложно найти новые отношения. Впрочем, это касается и мужчин.
В сельской местности доля одиноких пожилых людей составляет 52,8 процента.
И, как ни странно, кажется, что хуже приходится именно мужчинам. По крайней мере, в России, где социальные связи среди женщин более развиты и лучше воспринимаются обществом. Две подруги на концерте или в музее — это нормально. Двое мужчин, проводящие вместе досуг, скорее всего, вызовут вопросы и насмешки.
Возможно, именно поэтому, согласно опросам, лишь каждая десятая одинокая женщина сказала, что страдает от тягот одиночества. В то время как среди мужчин таких людей 20 процентов.
Интересное по теме
«Всему свое время, и к отношениям надо быть готовой». Истории про женское одиночество
Исследователи разных стран обеспокоены. Уровень рождаемости снижается, население стареет, и люди все больше склонны смотреть на себя, а не вокруг. Современный человек очень высоко ценит личный комфорт и чем дальше, тем чаще не готов им жертвовать ради отношений и семьи.
Люди, которые привыкли жить в одиночестве, с большим трудом подстраиваются под других, а необходимость терпеть неудобства от совместного проживания их фрустрирует.
Хорошим примером может стать первый год в университетском общежитии, куда все мы попадаем из комфортных домов, где у каждого было личное пространство, семья, которая знала нас и наши привычки, удобный нам распорядок. Первый год часто бывает своего рода шоком, но одновременно и школой жизни, в которой мы учимся идти на компромиссы, договариваться с другими людьми, уважать их привычки, но при этом отстаивать свои границы.
Что же происходит с теми, кто готов к отношениям и мечтает о семье? Давайте снова посмотрим на статистику, в этот раз на ту, что касается детей.
В Европе эта цифра составляет 41,9 процента.
В Японии — 3 процента.
В Коста-Рике — 70 процентов.
Больше всего неполных семей — в Москве и Петербурге: 54,2 и 51,5 процента соответственно. Меньше всего — в Дагестане и Ингушетии.
Эти цифры показывают, что существует определенное распределение полных и неполных семей по регионам проживания.
Подобная тенденция существует и в других странах. В английском языке появилось выражение marriage desert — «брачная пустыня». Она обозначает целые районы, где большинство жителей составляют одинокие люди или неполные семьи. Исследователи высказывают предположение, что у детей, которые растут в таких районах, перед глазами нет модели семьи, которую они могли бы захотеть воспроизвести в будущем. Они в принципе знают о существовании полных семей только из фильмов и книг.
Считается, что для формирования представления об отношениях мы используем ролевые модели. Как правило, главным примером для нас становится родительская семья. Если человеку повезло и он вырос в полной благополучной семье, то к 18 годам будет представлять, как работают семейные отношения. Если же ребенок живет с одним родителем или его родители постоянно конфликтуют, представить, какой бывает счастливая семейная жизнь, ему будет очень сложно.
Кстати, подобное распределение существует и в сфере доходов. Лишь у небольшого процента людей с низким уровнем доходов есть богатые друзья. Исследователи считают, что здесь может работать похожий принцип. Ведь у бедных людей перед глазами нет ролевой модели и работающих способов повышения уровня благосостояния. Попросту говоря, им не с кого брать пример и не к чему стремиться.
Значит ли это, что миллионы детей, выросших с мамой, скорее всего, не смогут завести полную семью? Насколько важны модель родительской семьи и окружение для формирования взглядов на брак? Мы задали эти вопросы психологу.
Клиническая психологиня
Лия Хабарова
Клиническая психологиня
«На решение иметь семью влияет много различных факторов. Речь идет не только о том, вырос ребенок в полной семье или с одним из родителей, но и о том, как именно проходило его детство, какие взаимоотношения были между членами семьи. Иногда ребенок растет в монопарентальной семье, а затем, став взрослым, стремится компенсировать это, создать полную семью. Бывает, что люди, которые росли в большой семье, вообще отказываются от брака и детей. Случается, что в юности человек создает семью, а затем обстоятельства складываются так, что он остается один. Решение зависит от множества вещей, особенно когда речь касается детей.
Еще один важный момент: вырос ли сам человек, в какой позиции он находится — во взрослой, в детской или в родительской? Бывает, что дети выросли в полных семьях, но это дисфункциональные семьи, например семьи алкоголиков. Такие дети были «старшими» в семье, вынужденно повзрослели слишком рано и несли ответственность за родителей. В таком случае человек может завести детей, желая исправить ошибки прошлого, или, наоборот, отказаться от семьи, чтобы подобная ситуация ни в коем случае не повторялась. Словом, наличие полной родительской семьи — это лишь один из множества факторов, и далеко не всегда он является определяющим, когда речь идет о принятии решения о собственной семье.
Что касается «брачных пустынь», мне кажется, тут может срабатывать принцип подобное к подобному. Одиночки и неполные семьи селятся в районах, где живут люди с похожей на их собственную ситуацией. Таким образом, они чувствуют себя комфортно с психологической точки зрения, не боятся осуждения. Трудно быть белой вороной среди тех, кто очень от тебя отличается. Так и соло-мама может чувствовать себя не очень комфортно в районе, где более 90 процентов жителей — члены полных семей».
Люди не хотят жениться и заводить семьи, детей рождается все меньше, а пожилых людей становится все больше. Для общество все это в скором будущем может стать серьезной проблемой. В каждой стране ее пытаются решить по-разному: в России устраивают семейные слеты и снимают кино о счастливом родительстве, проводят уроки «семьеведения», сулят золотые горы, дают грамоты и медали многодетным родителям. Но мало что из этого работает. Люди мотивируют нежелание формировать семью финансовыми сложностями, климатическими изменениями, другими приоритетами.
Возможно, мы действительно становимся сконцентрированными на себе эгоистами, не желающими жертвовать комфортом в угоду отношениям с другими людьми. А может быть, мы просто меняемся, переходим к новому этапу — другие люди, другие семьи, другие отношения. И когда этот переход произойдет, мы будем решать совсем другие проблемы.