Однако, как водится, есть у этого и другая сторона — не менее проблематичная. Она заключается в том, что компетентным и молодым врачам, которые хотят разбираться в каждом случае индивидуально и общаться с пациентами по-человечески, этого не дает сделать система.
Тут и огромная загрузка, и бешеный ритм работы, и гора бумажной работы, и пациенты, регулярно нарушающие личные границы врача, и еще очень много всего, что делает работу участкового терапевта невыносимой за довольно короткий срок.
Интересное по теме
Что современным родителям не нравится в несовременных педиатрах: 5 причин нашего недовольства
Мы считаем, что говоря о проблемах бесплатной медицины в России, важно рассматривать их со всех сторон. Не так давно мы опубликовали колонку педиатриссы Ульяны Ерофеевой, которая ушла из детской поликлиники, не выдержав нагрузки и условий работы.
Теперь хотим рассказать вам про тред, написанный педиатриссой из Твиттера с ником AlyonaLyo. Называется он коротко и понятно: «Что бесит участкового врача». Итак, что же бесит участковых педиатров больше всего?
«Пережиток прошлого, которого давно нет во многих цивилизованных странах», — пишет Алена о возможности вызвать педиатра на дом в случае болезни ребенка.
«Ничего не бесит участкового врача так, как необоснованные вызовы на дом. У педиатрического отделения это температура 37.0, ребенок один раз пукнул, у ребенка плохое настроение», — объясняет она.
Проблем в доступности медицинской помощи на дому много: во-первых, необходимость ходить по вызовам отнимает у врачей время, которое они могли бы потратить на что-то более полезное.
«Пожалуйста, уважайте труд врачей и не ленитесь дойти до поликлиники», — призывает читателей Алена.
Кстати, она — далеко не первый педиатр, открыто заявляющий о бессмысленности медицинской помощи на дому — об этом не раз говорил и московский педиатр Федор Катасонов, которые считает возможность вызвать врача на дом едва ли не главной проблемой российского здравоохранения.
«У врача выделено 12 минут на одного пациента, что действительно мало для того, чтобы собрать анамнез, посмотреть пациента, выписать лечение и объяснить все рекомендации. Каждая минута вашего опоздания забирает у врача возможность оказать вам хорошую помощь», — объясняет Алена.
В результате вариантов остается всего два: «сумбурная консультация или переписаться на другой день».
Известный факт: медицинская диагностика — штука недешевая, а потому многие предпочитают сдавать анализы по ОМС вместо того, чтобы обращаться в частные лаборатории.
Впрочем, как отмечает авторка треда, «ОМС не резиновый», и «он включает четкое количество назначений на каждый диагноз», а потому выпрашивать у врача на всякий случай провести полное обследование организма после перенесенного ОРВИ не стоит — все равно ничего не получится, только нервы и время потратите.
Последние несколько лет жалобы в Минздрав стали настоящим бичом поликлиник — на врачей жалуются за малейшие провинности. И хотя нередко жалобы являются обоснованными и справедливыми, Алена призывает пациентов сперва выяснять все спорные вопросы со своим врачом, а потом уже браться за перо.
В качестве примера девушка приводит своих пациентов, которые перешли к ней от другого врача, любившего назначать антибиотики на любую простуду. «Я объяснила родителям показания для назначения антибиотиков. Когда их это все равно не устроило, я предложила уйти к другому участковому», — рассказывает она.
По словам авторки треда, после начала массовой вакцинации от коронавируса эта тема стала намного более проблемной. «Врачам никто не платит за продвижение вакцинации. Ни один врач бы не стал намеренно советовать своему пациенту то, что может ему навредить. Все дорожат своей лицензией», — объясняет она, а также напоминает, что, предлагая родителям вакцинировать детей, врач заботится не только о них, но и об эпидемиологической обстановке, потому что никто не хочет новых пандемий.
«Люди в одежде в кабинете, пьяные люди, грязные люди, люди без масок. Мы стараемся поддерживать чистоту своего кабинета, стараемся, чтобы в нем люди не заражались друг от друга, и пациентам было более комфортно находиться у врача», — пишет Алена.
Она признается, что с удовольствием вела бы приемы с распущенными волосами и без маски, но у посещения медицинского учреждения есть свои правила, которые важно соблюдать. «Пожалуйста, давайте уважать пространство друг друга», — призывает она.
Ну и последний пункт — требования халявных препаратов и мелочей — таких, например, как медицинские маски.
«Со мной регулярно ругаются, что я не хочу (по факту — не могу) выписать льготный рецепт на физраствор, парацетамол и називин, — рассказывает авторка треда. — Я всегда стараюсь идти навстречу пациентам, искать дешевые альтернативы препаратов. <…> Но физраствор?».
На этом Алена закончила свой тред, стартовый твит которого на момент написания этого текста лайкнули более двух тысяч раз.
К сожалению, в современной организации бесплатного здравоохранения все еще существует немало проблем, молчать о которых уже просто невозможно — причем страдают от этого и врачи, и пациенты. Одна из таких проблем — это необходимость брать справки о состоянии здоровья по любому поводу. Крик души педиатра на эту тему читайте здесь.