Интересное по теме
«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»
Ни одной поездки домой за шесть лет.
Лицей в Царском селе открыли в 1811 году — идея принадлежала самому императору Александру I. Предполагалось, что в учебном заведении будут воспитывать современную элиту, — и действительно, среди выпускников много значимых государственных и литературных деятелей (да-да, не только Пушкин). Но обучение там вряд ли пришлось бы по вкусу современным детям.
Попасть в лицей могли только дети из привилегированных классов 10–14 лет. Предполагалось, что там будут вместе учиться дети высшей знати и императорской семьи. Но потом стали брать и других дворянских детей, в том числе из обедневших семей.
Стресс на экзаменах знаком всем. Вступительные, выпускные, ОГЭ, ЕГЭ… А представьте, что мальчики, поступавшие в Царскосельский лицей, должны были не только сдать вступительный экзамен, на котором проверялись знания языков, истории, географии и пр., но и пройти собеседование с самим министром просвещения! Вот это проверка на устойчивость психики!
Интересное по теме
«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»
Да, были еще часы прогулок, но они проходили под присмотром воспитателей — какая уж тут свобода. Полюбуйтесь на распорядок дня лицеистов (как его описал один из выпускников Иван Пущин — друг Александра Пушкина):
По крайней мере, такие, которых придерживаемся мы сегодня. По рассказу все того же Ивана Пущина, в баню мальчиков водили раз в неделю, белье на теле меняли дважды в неделю — заведовала этим особая кастелянша.
Интересное по теме
Правила гигиены подростка — и как говорить с ним об этом
Поначалу, по рассказу Пущина, на обед лицеистам давали по полстакана портера. Правда, потом «эта английская система была уничтожена», дети «ограничивались квасом и чистою водой», но один из дядек, приставленных к мальчикам, Леонтий Кемерский продавал детям запрещенку — и ладно бы в его «уголке» были только конфеты, кофе и горячий шоколад — там можно было приобрести даже ликер («Разумеется, контрабандой», — отмечает Пущин)!
Однажды чуть не «забрили» само будущее солнце русской поэзии — Пушкина, он был тем еще любителем шалостей и дерзких поступков!
По рассказу историка Николая Маркевича (который, правда, подвергается критике как искаженный и дополненный слухами), как-то Пушкин увидел на аллее фрейлину, «бросился перед нею на колени и начал ее целовать» — ей едва удалось вырваться. Когда она бежала к фрейлинским квартирам, ей повстречался царь, который, «увидя ее расстроенную и туалет в беспорядке, спросил о причине». Узнав все, государь решил отправить Пушкина солдатом в Финляндию. Но императрицы и прочие высокие заступницы поэта уговорили царя оставить мальчика учиться.
Лицей был устроен на манер интерната: дети там и учились, и жили. Пишут, что мальчики сначала не знали о том, что за все время обучения ни разу не смогут попасть домой, узнав — поплакали, а потом привыкли. Родные могли приезжать к лицеистам, но и здесь были ограничения.
Конечно, этот список шутливый. Царскосельский лицей остается важной вехой в развитии русского образования. И у него были несомненные плюсы, которые понравились бы и современным детям, и их родителям. Вот некоторые из них. Обучение было бесплатным (для небогатых семей — отличный шанс дать ребенку хорошее образование). Длилось оно шесть лет и приравнивалось к университетскому. В лицее — в отличие от других заведений того времени — были запрещены телесные наказания, учителя говорили ученикам «вы». Кроме того, там была богатейшая библиотека — по тем временам действительно огромный плюс: без гаджетов и высокоскоростного интернета знания получали только из лекций и книг.