Учимся смотреть, ощущать, слышать и наслаждаться прогулкой вместе.
Издательство «Самокат» перевыпустило книгу психолога Екатерины Мурашовой «Пойдем гулять». В сборник вошло более 700 упражнений, которые помогут обогатить опыт детско-родительского взаимодействия. Задания подходят детям от полугода до девяти лет и родителям в любом возрасте.
Можно ли ходить с маленьким ребенком в лес? Нужно, потому что в лесу все другое — запахи, звуки, свет и цвета. Даже совсем крошечный ребенок готов трогать, нюхать, видеть и слышать.
Рассматриваем, как лес, единый организм, биосистема, просыпается после зимы. Кто в нем проснулся после зимнего сна, кто родился, кто вернулся из странствий, а кто просто на месте радуется тому, что пережил зиму.
Интересное по теме
Как пойти с ребенком в лес с палатками: инструкция для начинающих туристов
Вводим для ребенка само понятие леса. Идем в лес, как герои сказок. Объясняем, что он живой, огромный и целостный. «Видишь его? Слышишь? Чувствуешь, как он пахнет? Сейчас весна, он просыпается после зимнего сна».
Изучаем основные составные части леса. Деревья. Кусты. Коряги. Показываем ребенку березу как единственное дерево в лесу, которое можно выделить из прочих до распускания листьев. Белый ствол — березка.
Позже покажете ребенку сначала белые «пушистики» вербы (ивы), а потом и желтые (с тычинками). Обязательно измажьте нос (себе и ребенку) пыльцой — покажите ему его с желтым носом в зеркале.
Заодно попускайте с ребенком в весеннем лесу солнечных зайчиков — это весело.
Найдите что-нибудь похожее на берлогу и поиграйте в то, как мишка-медведь весной из нее вылезает.
Если увидите следы мартовских зайцев (у них в это время гон), поиграйте с ребенком в зайчиков: «Вот они тут бегали, и мы с тобой тоже. А покажи, как зайчик прыгает. А какие у него ушки?» Найдите смолу на стволе сосны или ели, дайте ребенку ее понюхать, к ней приклеиться, измазать руки или даже комбинезон. Ничего страшного, потом керосином или ацетоном отмоете.
Покажите ребенку, что смола горит, пусть знает. Потом поймет идею древних факелов.
Трогаем мох, лишайник, кору, играем с ними. Чем больше разных природных материалов исследовал и освоил ребенок в раннем детстве, тем больше у него потом развита кора больших полушарий и вообще больше возможностей для развития всяческого креатива.
Запахи весны — клейких листочков (пусть пальчик приклеит, или приклейте себе листочки на лоб и щеки), талой воды и всякого такого: весной пахнет! Нюхайте с ребенком все подряд — из чего этот всем знакомый запах будет уникально состоять для вас, для вашей семьи?
Пройдите с ребенком по весенней лесной дороге с лужами, может быть, даже не до конца оттаявшими. Упадет туда, ничего страшного — это приключение. Пусть почувствует себя героем сказки — я иду по лесу.
В добавление к березе показываем сосну и елку и учим различать их между собой (по иголкам, по форме кроны). Собираем внизу у ствола шишки и тоже учим их различать — это шишка сосны, а это елки. Показываем, что на шишках тоже есть смола. Весеннее оголтелое пение птиц — просто стоим и слушаем с ребенком. Объясняем: они вернулись с юга к своим гнездам, они рады и зовут свою вторую половинку — обычно жену.
Показать один из лесных первоцветов, например ветреницу дубравную, потом проследить с ребенком, как он сменится другой травой.
Игра «найди все зеленое» — ребенок ищет в ранневесеннем лесу, а вы называете все, что он нашел.
Заячья капуста — появляется очень рано, листики-сердечки легко запомнить, к тому же они кисленькие и съедобные. Можете собрать и добавить в салат, можете на месте поесть.
Увидеть лягушек в весеннем лесу и послушать их громкое весеннее «пение».
Обнимашки с деревьями — очень полезно. Послушаем большое дерево — когда оно просыпается, там начинается движение соков, дети обычно его слышат. Объясните им, что это как у людей в животе бурчит. Дерево живое.
Пускаем кораблик по живописному весеннему лесному ручью и следим за его судьбой.
Находим папоротники. Весной у них листья скручены как улиточки. Эти проростки съедобны. Покажите их ребенку, если сумеете, соберите, приготовьте (в интернете много рецептов) и попробуйте на вкус.
Найдите в весеннем лесу кого-нибудь живого и вместе с ребенком проследите (хотя бы минут пять) за его жизнью, за его весенними хлопотами.
Интересное по теме
Не хотите — не ходите: 3 причины не гулять с коляской сегодня
Это тот возраст, когда дети уже могут заблудиться в лесу, и, увы, это регулярно случается. Поэтому отсюда и дальше значительная часть наших упражнений будет направлена на тренировку ориентировки. Как устроен лес на плоскости.
Покажите ребенку в лужах, в бочажке, в канаве икру лягушек. Возьмите ее в кювету, рассмотрите зародышей с помощью лупы и верните на место.
Игра: почувствуй себя Карлом Линнеем (автор принятой сейчас двойной классификации у растений и животных). Называйте вместе с ребенком все живое, что видите, используя какие-нибудь его реальные признаки: колючка красная, комар длинноногий, желтолистник болотный. Это тренирует мозг ребенка, вы даже представить себе не можете как.
Возьмите зубочистку, акриловые краски и пометьте несколько еще неторопливых муравьев в только что проснувшемся муравейнике. Потом понаблюдайте с ребенком за ними. Объясните ребенку, как лесной муравейник устроен в целом и правила обращения с ним.
Расскажите про биоориентирование в лесу — где на деревьях растет мох (с северной стороны) и где расположены муравейники (с южной стороны дерева). Это интересно, но в общем-то бессмысленно с практической точки зрения. Гораздо полезнее научить ребенка ориентироваться по солнцу и пользоваться компасом — обязательно сделайте и это тоже.
Объясняем ребенку, что если идти вниз по течению любого ручья, то он впадет во что-нибудь побольше, и там есть шанс встретить людей. Если заблудился и увидел реку или ручей — иди только вниз по течению. Научите ребенка, как определять направление течения в медленно текущих реках.
Гуляем в парке или в лесу и говорим ребенку: «Запоминай дорогу». Потом: «А теперь выведи нас обратно, к тому месту, откуда мы пришли» (разумно на том месте оставить какой-нибудь яркий ориентир).
Учимся в лесу искать и запоминать ориентиры — особые деревья, камни, водоемы. Проходим маршрут, потом спрашиваем: «Что особенного запомнил по пути».
Постараемся увидеть с ребенком на деревьях несколько птичьих гнезд (летом в листве их уже не увидишь).
Изучаем дупла, пещерки между корней на предмет того, кто из лесных обитателей мог бы в них жить. А может, он там и живет (следы жизнедеятельности)?
Игра: придумать индивидуальную судьбу большому лесному дереву, камню, источнику. Что они видели на своем веку?
Составьте вместе с ребенком карту лесопарка или вашего куска леса. Нанесите туда все дорожки, канавы, приметные места, обозначьте болотца и все такое прочее. Заодно научите ребенка читать обычные физические карты, ему уже пора.
Умение идти по сделанным ориентирам — игра в следопытов. Зарубки на деревьях, цветные ленточки, стрелки из веток и т. д. Играйте неоднократно, не ленитесь, помните, что жизнь непредсказуема и однажды это может очень пригодиться.
Обсуждаем идею весенних клещей и связанных с ними заболеваний. Где находятся клещи, как выглядят, как от них защититься. Что делать, если увидел клеща. Что делать, если он уже укусил. Все внятно и подробно. Не пугая, а объясняя.
Определяем по голосам хотя бы несколько лесных птиц. В интернете можно послушать и потом сравнить. Постарайтесь хотя бы некоторых певцов увидеть — весной это легче, чем когда-либо. Обязательно отдельно нужно послушать и запомнить пение соловья, вот прямо научите ребенка считать «коленца» в его пении.
И покажите ему соловья, у него покровительственная окраска, его нелегко увидеть (проще всего соловья увидеть на электрических проводах, тут заодно обсудите, почему птичек, сидящих на электропроводах, не убивает током). На соловьиное пение слишком много всего завязано в культуре — надо, чтобы у ребенка был живой, реальный опыт.
Идея лазанья по деревьям, дети в этом возрасте уже ловкие. На какие деревья легко залезть, если что. «Если что» в лесу — это, например, кабан, агрессивный лось или медведь. Или ты от кого-то прячешься. Или просто — посмотреть сверху, где озеро. Относительно легко залезать на елки. Иногда — на очень большие березы. Научите ребенка, что нельзя становиться ногой на сухой сук — только на живые ветви.
Научите ребенка разводить костер со всеми тонкостями и мерами предосторожности. Весна для этого — самое безопасное время. Объясните, как подготовить место, что использовать на растопку, что делать, если спички промокли. Если сами не умеете, почитайте теорию и потренируйтесь. Это умение когда-нибудь (не дай бог, конечно, но мы же ничего не знаем) может спасти жизнь.
Соберите на каком-нибудь пикнике в лесу и увезите до ближайшей помойки один большой мешок с мусором (своим и чужим). Если возьмете это за правило — вашему ребенку повезло с родителями.
Покажите ребенку, что такое березовый сок, и дайте его попробовать прямо из дерева. (Протыкаем дерево под углом вниз и вставляем соломинку, подставляем емкость.) Залепите потом ранку на березе садовым варом или еще чем-нибудь.
Поищите в весенних канавах тритонов (это такие хвостатые земноводные) — раньше они часто встречались, сейчас реже, но еще есть. Если не встретите тритонов, можете еще кого-нибудь найти и определить. Например, щитень (погуглите, кто это) вполне может встретиться. У него три глаза, и они часто плавают в лужах брюхом вверх.
Показываем ребенку самый-самый дремучий лес — ельник. Именно в нем обычно живет Баба-яга, именно в нем разворачивается самое жуткое действие «лесных» сказок.