Дети и гаджеты: что говорит наука

Современные медийные технологии предлагают различные образовательные видео для детей самого младшего возраста. Родители, в свою очередь, верят, что младенцы и тоддлеры способны обучаться во время просмотра видеоматериалов так же, как и в процессе взаимодействия со взрослым. В связи с этим иногда родители дают детям различные девайсы уже с шести месяцев. В этой подборке вы узнаете, что известно про использование гаджетов детьми и какие советы дают специалисты на этот счет.

Не стоит давать смотреть видео детям младше двух лет

Согласно рекомендациям Американской академии педиатрии, родители должны стремиться не давать экраны детям младше 18-24 месяцев, однако этот совет не распространяется на участие детей этого возраста в видеозвонках. В случае же, когда избежать просмотра видео невозможно, взрослые должны находиться с ребенком и объяснять ему происходящее на экране.


Видеозвонки помогут детям сохранять связь с родными на расстоянии

Чтобы вовлечь малыша в общение с человеком с другой стороны экрана, попросите онлайн-собеседника спеть детскую песню, почитать для малыша книжку, показать ребенку игрушку или, например, вы все вместе можете устроить дегустацию его любимых перекусов — печенья, фруктов, сыра и так далее. Важно, чтобы то, что происходит на экране было воспроизведено взрослым, который находится рядом с ребенком. Тоже пойте, возьмите ту же книжку или игрушку: так ребенок сможет лучше понять и запомнить свой опыт общения по видеосвязи. Будьте «руками и сердцем» вашего онлайн-собеседника: если человек на экране наклоняется, чтобы как бы поцеловать малыша, или протягивает руки, чтобы его обнять, делайте то же самое. А если происходят какие-то технические заминки, объясняйте их ребенку.




Просмотр телевизора до двух лет может негативно сказаться на психическом развитии

Линн Мюррей, британская ученая и профессор по психологии развития, пишет в своей книге по психологии детей до двух лет о том, что телевидение и другие СМИ негативно влияют на лингвистическое и общее когнитивное развитие ребенка, и особенно — на способность концентрировать внимание. Прямое негативное воздействие от просмотра видеоматериалов создается за счет скорости подачи информации и громких звуков. По мнению Мюррей, даже те видео, которые называются детскими, на самом деле не учитывают особенностей детского восприятия. Другая причина — косвенная: просмотр телевизора или мультиков с планшета замещает другие более подвижные и социальные активности.


Видео, которые «вовлекают» в обучение с помощью обращений героев к ребенку, тоже работают плохо, если ребенку меньше двух лет

В результате недавнего исследования, в котором проверялось, насколько интерактивные видеоматериалы помогают детям до двух лет учить новые слова, было показано, что взаимодействие экранного героя с ребенком не способствует лучшему запоминанию слов, если рядом нет помогающего взрослого.


Дети обучаются в коммуникативных ситуациях лучше, чем через видеоматериалы

Несмотря на то, что в некоторых случаях дети все же могут понять и запомнить увиденное на экране, ученые говорят о так называемом дефиците передачи информации с помощью видеоконтента. Возраст ребенка серьезным образом влияет на возможность усвоения информации с экранов и ее последующее применение в реальных ситуациях. То есть чем младше ребенок, тем меньше он самостоятельно поймет после просмотра видео. Так, например, дети 12, 15 и 18 месяцев гораздо лучше имитировали многосоставные действия других людей, когда наблюдали их не на видео, а в реальности.




Мультики и игры на телефоне — не лучший способ успокоить ребенка

Хотя электронные медиа и являются «палочкой-выручалочкой» в ситуациях, когда ребенка нужно быстро успокоить и заставить сидеть тихо, это далеко не лучший способ обработки переживаний малыша. Вместо этого (хотя бы иногда) обучайте детей распознавать свои эмоции, говорить о волнующих их проблемах, рассказывайте, как можно приходить в себя, например, с помощью дыхательных практик. Изучайте, как еще можно помочь детям справиться со сложными эмоциями.


Взрослые должны следить и за собственными привычками по использованию девайсов

По возможности находите время, которое вы сможете посвятить общению с ребенком без отвлечений на телевизор и другие электронные гаджеты. В исследовании, которое описано в буклете проекта Screen Sense, 40 из 55 участвовавших в нем родителей пользовались своими телефонами, когда обедали с детьми в кафе. В том же исследовании было замечено, что чем больше родитель «сидел» в телефоне, тем активнее ребенок пытался привлечь к себе его внимание. Родители же реагировали на это с раздражением, агрессией, кричали на детей, а один раз родитель даже ударил ребенка по ноге.

В другом исследовании, тоже описанном в буклете Screen Sense, мать просили объяснить двухлетнему ребенку два незнакомых ему слова. Когда мать объясняла одно из слов, на ее телефон начинали поступать звонки, и она отвечала, тем самым отвлекаясь от взаимодействия с малышом. Неудивительно, что в результате дети гораздо лучше запоминали слово, объяснение которого не было прервано телефонным звонком.




Дети учатся лучше, когда новая информация на экране встраивается в уже имеющиеся знания

К некоторым детским книгам и видео прилагаются дополнительные материалы для родителей, чтобы они смогли лучшим образом преподнести новую информацию детям. Это могут быть истории, которыми можно связать контент, совместные игры с детьми по мотивам книги или реплики для знакомства главного героя истории с малышом. В одном исследовании было показано, что дети лучше понимают математические концепции, когда на экране присутствует уже знакомый им герой.

Совместный просмотр видео, игры и изучение гаджетов могут поддерживать развитие детей через общение

Использование различных технологий может стать важной социальной активностью для ребенка. Однако известно, что только 25 процентов родителей взаимодействуют с детьми, когда дают им свои планшеты. В то же время в исследованиях было показано, что совместное погружение в электронные медиа может повысить способность переноса новых знаний с экранов в жизнь ребенка даже в 15 месяцев. А в 24 и 30 месяцев дети были способны выучить новые слова, когда вместе со своими родителями общались по видеочатам.


P.S. Главный вывод из множества исследований, которые были посвящены просмотру видеоматериалов по телевизору, со смартфонов и планшетов детьми дошкольного возраста или совсем малышами, следующий: старайтесь не оставлять ребенка наедине с электронными медиа и гаджетами. Лучше всего, если вы будете рядом, будете помогать ребенку понять смысл происходящего на экране и по возможности будете обращать его внимание на предметы и события с экранов в вашем настоящем окружении.