Да это же мы!
В домах у этих женщин — настоящий бардак, жизнь редко идет по плану и графику, в ней нет ничего идеального. Зато они не стесняются показывать всю правду в соцсетях!
О «мамфлюенсерах» было сказано уже немало. Эти ухоженные и все успевающие мамы с безупречными домами и фотогеничными детьми одновременно всех восхищают и бесят. Но, похоже, в этом утопическом мире идеального родительства назрел бунт. Знакомьтесь: «Неэстетичные Мамы» (Nonaestheticmoms) — новый вид блогерш, поставивших аутентичность выше эстетики и откровенно показывающих повседневность семейной жизни.
Одна из самых известных представительниц этого движения — Кэти Цимер, 29-летняя учительница и мать троих детей. Славу ей принес ролик, запечатлевший типичное родительское утро: женщина, одетая в невзрачные спортивные штаны, нарезает фрукты для детей на своей — слегка неопрятной — кухне.ш
Это, казалось бы, ничем не примечательное видео стало вирусным в ТикТоке: пять миллионов просмотров! Уж слишком все показанное отличалось от глянцевых картин, которые обычно ассоциируются с мамами-блогершами. То, что Кэти рассказала о себе, тоже звучало революционно.
«Раньше я думала, что не смогу создавать контент, потому что живу в некрасивом доме, — призналась она на видео. — Я имею в виду… посмотрите на меня. Мы с мужем — обычные люди c обычными зарплатами, которых хватает на выживание. Мы не можем себе позволить ежедневно или еженедельно ходить по магазинам, или иметь гардероб своей мечты или украшать дом так, как бы мне этого хотелось».
Цимер сообщила, что впала в уныние и обзавелась комплексами, когда они с мужем и детьми переехали в свою нынешнюю съемную квартиру. Дешевое жилье нашлось в Калифорнии.
«Когда я зашла туда, то сразу подумала: „Я не смогу снимать видео в этом доме!“. Да сами посмотрите, какие уродливые шкафы. Ковер коричневый, боже мой… — вспоминала Кэти. — Сначала я думала, что показывать такое просто стыдно. А потом поняла: либо я буду тут хозяйкой, либо придется скрывать от всех место, где мы живем (но это не сработает). Решила быть хозяйкой».
Искренность Кэти подкупила зрителей. Но самое главное — в своем первом вирусном видео она приободрила людей с ограниченным доходом, напрямую сказав им: «Вы не одиноки». Ролик принес ей более 100 000 новых подписчиков, и дела пошли в гору. Сейчас у «неэстетичной мамы» есть даже менеджер, который помогает находить клиентов и заключать сделки.
«Я, наверное, каждый день получаю сообщения от людей, которые просто благодарят меня за контент, хотя для меня это так странно, — признается Цимер. — Они говорят: „Постоянно вижу в соцсетях мам, которые роскошествуют, носят и покупают красивые вещи. Я так не могу. А от твоих видео становится легче“».
Интересное по теме
Я не должна извиняться за селфи с ребенком — и вы тоже
31-летняя Алиша Ашур (momlife_of1), домохозяйка из Чикаго, пришла в ТикТок в 2021 году. На тот момент она только что стала мамой и решила делиться своим опытом со зрителями. Но, изучив родительский сегмент платформы, Алиша пришла в ужас.
«Нигде в ТикТоке мамы-блогеры не показывали дом вроде моего, — вспоминает она. — У всех были огромные дома, с внедорожниками, белыми столешницами и паркетными полами. Так что во время съемок мне сначала приходилось блюрить фон, чтобы не было видно моих стен и всего остального».
В какой-то момент Алише надоело прятать скромные интерьеры, и она решилась показать свою крохотную квартиру — как есть. Именно тогда к ней и хлынули подписчики. Поняв, что людям интереснее всего смотреть на таких, как они сами, Ашур окончательно отказалась от идеи лакировать действительность.
Теперь женщина регулярно показывает беспорядок в квартире (с маленьким ребенком это неизбежно) и рассказывает, как распланировать бюджет, если он совсем ограничен. Она откровенно сообщила подписчикам, что ее муж зарабатывает менее ста тысяч долларов в год, а самой выйти на работу не получается. И это только подогрело интерес и симпатию.
«У нас нет больших домов, у нас нет красивой, идеальной жизни, — объясняет Челси Дельгадо, многодетная мама-домохозяйка из Финикса. — Мы живем средней жизнью обычных людей. Это кажется близким и понятным».
И конечно — у этих обычных людей дети не всегда красиво получаются на фото и видео. Они играют не с трендовыми и не с дизайнерскими, а с самыми обычными игрушками; неряшливо едят, не дают маме выспаться и навести марафет. В общем, вы и сами все знаете. Синяки под глазами; застиранные пижамы, наспех собранные из разных комплектов; футболки, испачканные детской рвотой — вот атрибуты движения #nonaestheticmoms.
Интересное по теме
«Дом для взрослых, в котором живет ребенок»: в Твиттере обсудили, как меняется интерьер с появлением детей
По сути, «Неэстетичные мамы» стали ответом на колоссальное давление, которое многие женщины испытывают, листая соцсети. Не похудела после родов? Не можешь отдраить дом до блеска (да не видишь в этом смысла)? Не готовишь детям красивые завтраки? Сидишь дома и не успеваешь развиваться (что бы ни значило это слово)? Но другие же все могут и успевают! «Это со мной что-то не так», — против своей воли думает женщина.
Согласно новому исследованию, среднестатистическая мама чувствует себя «никудышной матерью» примерно 156 раз в год. Таковы данные опроса, в котором участвовали две тысячи американок. Также оказалось: женщины, которые регулярно просматривают соцсети, в четыре раза чаще чувствуют, что не справляются с воспитанием детей (46 процентов против 11 процентов женщин, не следящих за чужими блогами).
Интересное по теме
«Я продолжала жевать печенье и любоваться чужими спортивными достижениями»
Более трех четвертей опрошенных согласны с тем, что социальные сети заставляют мам выглядеть или вести себя определенным образом (77 процентов). Примерно столько же женщин уверены, что у общества слишком завышенные ожидания относительно того, какой должна быть мать (79 процентов). И около половины мам чувствуют необходимость добавить что-то в свою повседневную жизнь: например, физические упражнения (46 процентов), совершенствование кулинарных навыков (44 процента), ранний подъем (43 процента), частую уборку (42 процента) и готовку из «органических продуктов» (37 процентов).
В общем, идеализированные стандарты материнства занимают в нашей жизни больше места, чем должны. На этом фоне Кэти Цимер и ее единомышленницы стали настоящей отдушиной. Они отмели идеалы и показали материнство со всем присущим ему хаосом.
Их каналы оказались не только правдивее, но и полезнее. В отличие от мамфлюэнсеров, рекламирующих дорогие товары для дома и ухода за детьми, «неэстетичные мамы» дают практические советы по тому, как тратить меньше.
Например, Цимер иногда делает репортажи из дешевого супермаркета Walmart — показывает, какие продукты по акции она берет, и что купить для семейного обеда за 100 долларов. А Дельгадо регулярно показывает, как гуляет с детьми и находит для них совершенно бесплатные развлечения. Одно из них — вручить детям рулетку и поручить измерить в доме все предметы, которые попадутся им на глаза. Это займет их надолго.
На всякий случай, если вы забыли: у этих фей всегда чистая посуда и сияющие столешницы, просторные дома (квартиры) и грамотно организованное пространство. Мебель и стены — обычно пастельных оттенков. Такая мама всегда стройна и подтянута, даже если у нее целая орава детей (впрочем, няни остаются за кадром), классно одевается и так же классно одевает своих малышей. Причем детские вещи — от одежды до колясок — идеально гармонируют с ее собственными кашемировыми свитерами и женственными макси-платьями. Все это, конечно, недешево стоит, но она подскажет вам промокод на скидку.
Интересное по теме
Что на самом деле скрывается за ширмой идеального материнства: колонка одной мамы
Один из самых ярких примеров — «простая американская фермерша» Ханна Райт, по блогу которой можно предположить, что жить на ферме весело, а быть многодетной мамой — красиво и легко. (Ранее НЭН посвятил отдельную статью этой стройной красавице, которая с улыбкой печет хлеб, доит идеально чистых коров и нянчит детей в дизайнерских комбинезончиках. Сколько во всем этом правды? Читайте здесь).
Но на самом деле, momfluencer — не какой-то отдельно взятый живой человек. Это — рекламная конструкция, еще в начале нулевых созданная реальными матерями-блогерами совместно с технологическими компаниями и потребительскими брендами.
«Самое простое определение: мамфлюэнсеры — это те, кто монетизировал свою материнскую идентичность в социальных сетях», — объясняет американская писательница Сара Петерсен. Она посвятила этому явлению целую книгу — Momfluenced — в которой исследовала идеализацию (а затем и фальсификацию) материнства в интернете.
Сара сама является матерью троих детей. Уже почти десять лет она следит за развитием тенденции, к которой у нее есть свои счеты.
«У меня был новорожденный малыш, и меня соблазняли все эти розовые изображения материнства, но при этом я чувствовала, что мне продают лишь частичную правду», — признается Петерсон.
В Momfluenced писательница рассказала о том, как инстматери стали той мощной экономической силой, которой являются сегодня; как их изображения и видео отражают сексизм и расизм (вы заметили, что большинство этих чудо-матерей — белые?), и о том, как их эстетизированная версия родительства проникла в головы пользователей.
Надо сказать, общей причины нет. Каждая топовая мама-блогерша берет чем-то своим. Кто-то косплеит жизнерадостную крестьянку, как Ханна Райт, а кто-то убеждает подписчиков, что и с тремя детьми можно жить, питаясь смузи и не вылезая из спортзала — как, например, тайваньская модель Кейт Панг. Это может быть мама-преуспевающая бизнесвумен, мама-солнечная домохозяйка, мама-балерина или просто многодетная мама, которая только что с улыбкой сообщила об очередной своей беременности (и вы устыдились, что вас «хватило» только на одну).
«Люди выбирают себе любимых мамфлюенсеров в зависимости от культурного контекста и личного происхождения, — объясняет Сара Петерсен. — Мне кажется, многие из нас тяготеют к блогершам, которых считают успешными, а себя на их фоне — неудачницами. „Моя“, например, всегда была радостной, естественной, позитивной мамой, которой материнство (как это казалось) дается очень легко. Другие люди могут тяготеть к матерям с безупречно организованными детскими, порядком в доме или чем-то еще».
Интересное по теме
Матерей стыдят и обзывают в соцсетях, но ведь это же не по-настоящему? Нет!
Золотой эпохой мамфлюэнсерок были 2010-е. Тогда соцсети наводнили родительницы-фитоняшки, пропагандировавшие нереалистичные, а иногда и токсичные идеи о том, как поскорее прийти в форму после родов, радовать мужа кубиками пресса и подавать детям пример. Но, по мнению экспертов, эти времена уже не вернутся.
«Недавние сдвиги в нашей культуре и экономике, особенно вызванные пандемией, усилили потребность в более реалистичных, откровенных и неприукрашенных изображениях женственности, — говорит профессорка Брук Эрин Даффи, доцентка кафедры коммуникации Корнелльского университета. — Те, кто бросает вызов этим принципам „реальности“, не просто рискуют потерять аудиторию; они становятся объектами ненависти, преследований и других проявлений онлайн-антагонизма».
Возможно, плохая новость: в ближайшее время от мамфлюэнсеров мы никуда не денемся. «Это уже многомиллиардная индустрия, и я определенно не вижу, чтобы сила влиятельного маркетинга в одночасье куда-то исчезла, — говорит Петерсен. — Большинство из нас более склонны совершать покупки через социальные сети, чем, например, через традиционные источники рекламы (журналы, телевизионные рекламные ролики и т. д. Кроме того, формирование парасоциальных связей с людьми, рекомендующими нам ту или иную вещь, с большей вероятностью вызовет у нас особое доверие и желание ее купить».
К тому же люди мыслят по-разному. Одни из нас — реалисты, другие — идеалисты и эскаписты, стремящиеся погрузиться в красивое реалити-шоу. Так что гламурные блоги и каналы останутся востребованными.
Теперь хорошая новость: появляется все больше аккаунтов, показывающих материнство с самых разных сторон — в том числе, и реалистичных. По мнению Сары Петерсен, ТикТок, переманивший огромную часть аудитории у ранее доминировавшего блог*, гораздо менее ориентирован на идеальное изображение, а завируситься в нем — гораздо легче. Возможно, именно поэтому в ТикТоке дебютировали блогерки, которых можно назвать мамфлюэнсерами с положительным зарядом: Кейс Дэвис и Лора Дэнджер, много рассказывающие о гендерном неравенстве в семье. И, возможно, движение «Неэстетичные мамы» (зародившееся там же) — только начало большого пути.
А ранее одна из наших любимых блогерш, австралийская мать троих детей Лора Мацца написала вдохновляющий пост о том, почему нам не стоит переживать из-за того, что мы «запустили» себя — в декрете, на карантине или в любой другой момент — или внезапно стали менее продуктивными.
* — В материале упомянуты организации Meta Platforms Inc., деятельность которой признана экстремистской и запрещена в РФ.
Еще почитать по теме
Как блог превратился из страны «счастливых жен и мам» в пропасть боли