Недавно в Австралии появился первый графический роман Келли и Люка Джексонов «Двухнедельное ожидание: история ЭКО», рассказывающий об этом непростом периоде в отношениях пары.
Мужчина стоит в дверях ванной комнаты, чистит зубы. Его жена лежит в постели, читает. «Ну что… ммм… мы собираемся…?», — спрашивает она. Он останавливается на мгновение, затем входит в спальню. Они говорят о сексе, овуляции, циклах. Почти по-деловому, как в больнице. Так начинается графический роман «Двухнедельное ожидание» о паре, Джоанн и Конраде, и их непростом пути к родительству.
Эта история основана на реальном опыте авторов книги Келли и Люка Джексонов — и на историях других пар, прошедших через процедуру ЭКО и проинтервьюированных для этого проекта. Этот роман рассказывает о душераздирающих трудностях, с которыми сталкивается каждая пятидесятая пара в Австралии, которая безуспешно пытается зачать ребенка и вынуждена обратиться в репродуктивную клинику.
Когда в 2011 году Келли и Люк Джексоны начали заниматься сбором анализов для проведения ЭКО, они стали искать литературу об этой процедуре, но практически все что им удалось найти — это были медицинские брошюры.
«Мы подумали, что было бы здорово, если бы появилась более доступная книга, которая помогла бы проходящим через процедуру ЭКО партнерам общаться друг с другом, прорабатывать этот процесс. Книга, которую кто-то захочет взять в руки, чтобы понять, через что проходят такие семьи, чтобы говорить с ними деликатно об этой процедуре».
Хотя в «Двухнедельном ожидании» собрана и медицинская информация, прежде всего эта книга — драма отношений. Процесс ЭКО оказывает влияние на то, какие чувства испытывают партнеры к друг другу, особенно если женщине вначале удалось забеременеть, но вскоре произошел выкидыш.
В книге показаны финансовые и эмоциональные трудности, через которые пары проходят в этот период, а также недопонимание, с которым они сталкиваются в более широких социальных кругах.
Главный герой, Конрад, показан в романе очень уязвимо. Хотя табу на ЭКО для женщин в значительной степени снято (например, отчасти благодаря Мишель Обаме и Эми Шумер, которые открыто рассказали о своем преодолении репродуктивных трудностей), авторы «Двухнедельного ожидания» считают, что многим мужчинам до сих пор очень тяжело и стыдно признаваться в проблемах с фертильностью.
«У меня есть знакомые мужчины, которые шепчут мне на ухо, что они проходят через ЭКО, особенно если знают, что это как-то связано с их спермой», — говорит Люк. «Да, сегодня есть сильное разделение. Женщинам легче говорить о медицинских процедурах, а роль мужчин как будто бы сводится к тому, что им нужно всего лишь предоставить свой биоматериал, и на психологическое состояние мужчины в этот период никто не обращает внимание», — добавляет Келли.
Пара работала над книгой вместе с иллюстраторкой Марой Уайлд, чтобы воплотить историю в жизнь с помощью простых рисунков. Формат графического романа упрощает медицинские процедуры с помощью визуальных диаграмм, но позволяет глубоко выразить эмоции каждого персонажа.
Пожалуй, самые сильные страницы этого комикса — это панели без слов.
«Я был фанатом комиксов с детства, — говорит Люк. — По мере того, как я рос, я стал ценить, как слова и изображения могут одновременно рассказывать несколько разных историй, а несоответствие между ними приводит к появлению третьей истории».
В книге «Двухнедельное ожидание» счастливый конец. В жизни Келли и Люк тоже стали родителями двух дочерей, а их младшая дочь была зачата естественным путем. При этом пара открыто говорит со своей старшей дочерью о том, что она появилась на свет благодаря процедуре ЭКО.
«Мы хотим нормализовать восприятие ЭКО в обществе для нашей дочери. Мы рассказали ей о том, что нам было трудно забеременеть, поэтому мы обратились за помощью к ученым. Мы говорили ей о том, что видели оплодотворенное яйцо внутри чашки Петри, и это был волшебный момент — так рано посмотреть на нашу девочку», — признается Келли.
Ещё почитать по теме
Что изменится в мире для женщин, когда в нем появится искусственная матка?
Все по контракту: как пары после развода делят ответственность за замороженных эмбрионов
«Все раздражало, особенно неспособность врачей толком обнаружить причину и назвать способы ее решения»: монолог читателя НЭН, который наконец стал отцом (после почти семи лет попыток)