«Не лезь. Жди. Предлагай». Концепция обучения ребенка чтению от очень ленивой мамы

Ира Зезюлина делится опытом и успокаивает тех, кто переживает из-за нежелания ребенка учиться читать.
Иллюстрация Настасьи Железняк

Дочь начала читать! А-а-а-а! До сих пор не верится, что человек, который еще каких-то пару лет назад валялся в истерике из-за того, что левый ботинок никак не натягивается на правую ногу, теперь умеет складывать буквы в слова.

Ладно, до чтения ей еще далеко, да и буквы мы еще не все выучили, а с концепцией твердого знака дочь в корне не согласна. Короче, мы читаем по слогам, не все и не всегда, но процесс идет!

Интересное по теме

«Как только я отстала от дочери, она сама начала читать»: главред CJ о детской литературе

Почему я в таком восхищении от обычного навыка пятилетки? Потому что еще полгода назад она совсем не проявляла интереса к буквам. Нет, к некоторым проявляла, например, большая и красная английская буква M в торговом центре волшебным образом к себе притягивала (и превращала деньги в маленькую картошку фри с молочным коктейлем). Но в остальном буквы ребенка никак не прельщали.

А тут на тебе: «Покажи, в какую сторону пишется „И!“. Пришлось показывать. А потом еще, и еще, и вот мы сидим с букварем и читаем слово „му-хо-мор“.

Как я к этому пришла? Как нашла лазейку и направила детскую жажду познания в алфавитное русло? Все очень просто!

Записывайте! Вам понадобятся:

Ребенок — 1 шт.

Очень ленивая мама — 1 шт.

Культура раннего развития, на которую мы плевать хотели — 1 шт.

Да, если бы кто-то попросил описать тремя словами мою стратегию развития дочери (без использования нецензурщины, конечно), я бы сделала это так.

«Не лезь. Жди. Предлагай».

Если коротко, то ее суть в названии — не лезь к ребенку со своими чертовыми развивашками, жди, пока он сам заинтересуется, и когда это случится, предлагай помощь.

Эти принципы помогли нам в освоении прямохождения (никогда не водила ребенка за ручку, чтобы научить ходить, ведь если у него не получается делать шаги самому, значит, еще не готов, значит, лезть не нужно), в борьбе за взятие горшка, за освоение речи, правильного произношения буквы «р» и всего остального.

Я не лезла, не приучала (ужасное слово), не объясняла, если видела, что со стороны ребенка интереса к предмету нет. И это работало!

Сработало это и с буквами. Так что если в вас свербит неуемное желание научить ребенка читать, вот простое направляющее руководство от очень ленивой мамы.

Ребенку два года, а он все еще не пишет в прописи? Отстаньте от него!

Не нужно скупать все пособия для обучения раннему чтению и пытаться по нему заниматься. Нет, если очень хотите, можете сами почитать для общего развития, но позвольте маленькому человеку развиваться в его стиле: бегать по дому голышом и в папиных строгих кожаных туфлях, сортировать кастрюли и зарисовывать стены несмываемым маркером. В общем, позвольте ребенку быть ребенком, а не инструментом в реализации родительских амбиций.

Тут стоит оговориться, что это все касается обычных, среднестатистических детей, которых буквы в таком возрасте интересуют ровно столько, сколько и экспериментальная физика. Если ребенок действительно в два года увлечен изучением букв (такое тоже бывает) и жаждет новых знаний, переходите к пункту четыре.

Прошло время, ребенок сына маминой подруги уже бегло читает по диагонали, а ваш использует «ёклмн» только в качестве ругательства?

Отстаньте от ребенка! Во-первых, сравнивать детей — заведомо ложный путь, во-вторых, у каждого свой темп развития.

Ребенку в следующем году пора в школу, а интереса к буквам все еще нет?

Угадаете, что делать? Правильно, отстаньте от ребенка! Продолжайте ждать. Дети по своей природе существа любопытные, ищущие, вероятно, ваш сейчас занят исследованием чего-то более важного.

Ребенок начал активно спрашивать, что за буква на вывеске в магазине или на какую букву начинается его имя?

It’s time, baby! Это тот самый знак, который должен отвести вас в магазин и купить ребенку азбуку.

Это совсем не значит, что теперь-то все пойдет по-новому. Вероятно, вы вместе повесите на стену постер с алфавитом и дружно про него забудете еще на полгода. Но первый интерес ребенка очень важно поддержать, даже если он сдуется на следующий день. Не давите, но наблюдайте.

Из личного опыта: покупайте азбуку, где есть и заглавные, и строчные буквы, ибо потом может случиться путаница. Моя дочь очень расстроилась, когда поняла, что «А» и «а» — это одно и то же, а ей об этом никто не сказал.

Дальше все просто. Продолжайте наблюдение, удовлетворяйте любопытство, подсовывайте пособия, предлагайте.

Я на этом этапе купила самый обычный букварь Жуковой и предложила попробовать позаниматься. Буквально одной странички достаточно. По ребенку четко видно, когда он устал, перегрузился и лучше закрыть и пойти пить какао. Опять же, очень важно не давить и ждать интереса от ребенка, а не от родителя.

Вчера дочь впервые прочитала слово «МУ-ХО-МОР». Никогда не думала, что вся семья может так радоваться мухомору. Ребенок радовался, потому что САМ без взрослого «надо» и вездесущего «пора» прочитал такое длинное слово, а родители, что в очередной раз оказались правы — «Не лезь. Жди. Предлагай» снова сработали.