Травля и одиночество: о судьбе Варвары Кашеваровой-Рудневой, первой гинекологини России

Совсем недавно в НЭН вышел текст об истории родовспоможения на территории нашей страны до Октябрьской революции. В частности, в нем описывалось, как за женщинами закреплялись акушерские обязанности, а вот врачебная экспертиза оставалась за мужчинами. Но нет правил без исключения — в сегодняшнем обзоре рассказываем о судьбе героической Варвары Александровны Кашеваровой-Рудневой, первой женщине, защитившей диссертацию врача-гинеколога в России.

Сегодня может показаться, что от Варвары Кашеваровой-Рудневой в мире не осталось никаких материальных следов. Весь ее архив сгорел, и даже могила у стен Старо-Преображенского монастыря в Старой Руссе не сохранилась — кладбище было разрушено во время Великой отечественной войны. Но некоторые свидетельства о ее жизни все же существуют: из них мы попытаемся собрать ее биографию.

Варвара родилась в 1841 году в городе Чаусы Могилевской губернии в бедной еврейской семье учителя. Ее мать рано умерла, и она с отцом переехала в Витебскую губернию, где папа завел новую семью. Как это часто бывало, новая жена невзлюбила дочку мужа от другого брака и всячески ее третировала. Варвара решила бежать из семьи и, по разнящимся данным, то ли в 12 лет, то ли в 15, смогла каким-то образом добраться до Санкт-Петербурга.

У нее была мечта — во что бы то ни стало учиться, получить высшее образовании. Эту мечту она озвучила посватавшемуся к ней купцу Кашеварову, и тот уверил девушку, что если они поженятся, то он обязательно поможет ей получить хотя бы диплом каких-нибудь курсов (выбор в то время для женщин был невелик). Но обещания — обещаниями, а жизнь — жизнью.


Как только молодые обменялись кольцами, муж тут же сменил показания и сказал, что образование для женщины — это бред и блажь, и что вначале надо рожать.


Ту же информацию невестке доходчиво повторила свекровь. Но характера Варваре было не занимать, она отказалась вступать с мужем в связь и стала стелить себе отдельную постель. Отношения в семье ухудшились, начались постоянные ссоры, и в какой-то момент муж просто сдал молодую жену с нервным срывом в лечебницу. Врачи помогли молодой девушке прийти в себя.

Практически единственным доступным способом получить образование для женщин было поступление в Повивальный институт, где готовили акушерок. Варвару зачислили. Годичный курс она прошла за четыре месяца и поразила всех преподавателей своими знаниями. Муж при этом несколько раз пытался забрать Варвару из института, но помогло заступничество генерала Безака, который добился беспрецедентного решения: в 1863 году с разрешения военного министра Милютина Кашеваровой впервые в истории России позволили учиться в высшем медицинском университете, да еще и в военном — в Медико-хирургической Академии.


Планировалось, что после окончания Академии, Кашеварову должны были направить для работы с мусульманским населением, потому что мусульманки были против обращения к докторам-мужчинам.


Чтобы лучше понять контекст, можно вспомнить, что в том же 1863 году Министерство народного просвещения отправило в университеты запрос, можно ли допускать женщин к посещению лекций и к экзаменам (соответственно, могли ли женщины получать ученые степени наравне с мужчинами), и ответом был категорический отказ — только Харьковский и Киевский университеты выступили сторонниками женского образования.

Что же стало фокусом научных интересов Варвары Кашеваровой? Известно, что диссертацию она защитила по теме «Материалы к патологической анатомии маточного влагалища (новообразований)». Это была первая в России диссертация на степень доктора медицины, посвященная теме женской онкологии — область знания, которая только-только начинала пристально изучаться. А еще в Медицинско-хирургической Академии Кашеварова познакомилась со своим будущим супругом, профессором Михаилом Рудневым, специалистом-патологоанатомом. После окончания обучения ей удалось добиться развода, и она смогла выйти замуж за Руднева, и официально обрела свою двойную фамилию.


Естественно, такая необычная история — первая женщина в истории России защищает диссертацию врача — привлекла к себе огромное внимание.


Позже о церемонии вручения диплома доктору написали так: «Когда ученый секретарь академии произнес ее имя, гром рукоплесканий студентов-мужчин огласил зал, и шум продолжался несколько минут; затем, когда кончилась церемония акта, товарищи г-жи Кашеваровой, посадив ее в кресло, с триумфом и восторженными криками пронесли ее по всем залам». Многих женщин эта новость тоже приободрила, они ликовали и думали, что скоро и им позволят учиться. Кто-то, конечно, завидовал. А кто-то считал, что диплом Кашеваровой-Рудневой — это фикция, и все за нее написал муж.


Хотя героине нашего очерка очень хотелось продолжить именно научную деятельность, места на этом поприще для нее не находилось. Она могла только помогать в научных исследованиях мужу, но фактически единственной официально признанной работой для нее самой оставалась врачебная практика.


Но и тут ее не оставляли в покое. В 1879 году в газете «Новое время» был опубликован едкий пасквиль о докторе «Самохваловой-Самолюбовой». В этой сатире все сразу же узнали Кашеварову-Рудневу, потому что других практикующих докторов женского пола в то время просто не было. Анонимный журналист изобразил героиню амазонкой, для которой все средства хороши, лишь бы получить докторскую степень. Варвара Александровна подала на издание в суд. Дело долго рассматривалось, и в итоге сотрудники редакции были признаны виновными. И хотя Кашеварова-Руднева выиграла судебное разбирательство, нападки на нее продолжались и дальше. То тут, то там в прессе появлялись заметки о «лакомой вдове» (к сожалению, профессор Руднев умер в 1878 году и во многом именно с его смертью была связана травля женщины — у нее просто не осталось заступника).

Атмосфера была настолько нестерпимой, что Кашеваровой-Рудневой пришлось уехать из Санкт-Петербурга в провинцию — в Валуйский уезд Воронежской губернии. Здесь она прожила восемь лет — занималась сельским хозяйством и врачебной практикой среди крестьян. В 1884 году она издала популярную книгу «Гигиена женского организма во всех фазисах жизни», занялась литературной работой, написала серию автобиографических очерков, повесть «Пионерка». Но снова случилась трагедия: весь ее хутор сгорел, а с ним и ее архив. Ей пришлось снова переезжать, на сей раз в город Старая Русса Новгородской губернии, где она и умерла в 1899 году. В местной газете в некрологе написали: «День защиты диссертации был для нее днем очень горячих оваций. Другим торжественным днем стало 9 декабря 1898 года, когда все врачи Старой Руссы явились поздравить ее с 30-летием врачебной деятельности. Но в это время Варвара Александровна была одинокой больной женщиной, забытой всеми теми, кто считал за честь поддержать ножку кресла, в котором ее выносили из зала среди рукоплесканий толпы в день защиты ею диссертации…»

И хотя, как видно из этой записи, Варвара Кашеварова-Руднева умерла в забвении, для многих современниц она стала удивительным примером: напоминанием о том, что можно следовать за своей мечтой, бороться за свои права и не давать себя в обиду злобным завистникам. Очень жаль, что последнего у нее самой не получилось.