Факты из жизни великого мульт-предпринимателя.
5 декабря 1901 года родился Уолт Дисней, а спустя 65 лет в мире стало на 687 фильмов больше (111 из них — детища студии Уолта Диснея, остальные 576 он продюсировал).
Помимо фильмов, после его смерти осталось очень много противоречивых историй и воспоминаний его коллег и родных. Он был трудоголиком и фанатиком, воплотил в жизнь мечту, создав крупнейшую компанию в индустрии развлечений, но в то же время был деспотичным начальником, строгим отцом и отъявленным сексистом, ни во что не ставящим чувства других, даже самых близких, людей.
В честь 122-летия со дня рождения великого мультипликатора собрали для вас факты о его жизни.
Семья Диснея несколько раз меняла место жительства в поисках лучших условий работы для главы семейства Элиаса Диснея. В 1911 году, когда Уолту было десять лет, семья осела в Канзас-Сити, где он начал заниматься доставкой газет.
Уолт и его брат Рой вставали в 4:30 утра, чтобы успеть разнести утренние газеты до начала занятий в школе, после уроков их также ждала пачка вечерних газет и журналов.
Ничего удивительного, что с таким графиком работы успевать в школе было довольно сложно, так что оценки Уолта оставляли желать лучшего.
С детства он любил рисовать и по выходным посещал занятия в школе искусств. И это, в отличие от уроков в школе, приносило ему куда больше удовольствия.
Несмотря на то что тяжелая работа изматывала его, он продолжал заниматься доставкой газет до 1917 года, пока семья не покинула Канзас-Сити и не вернулась в Чикаго.
В 1917 году Уолт бросил школу, желая принять участие в Первой мировой войне. Его не приняли в американскую армию: он был слишком юн, чтобы стать солдатом. Однако ему удалось обмануть систему, подделав свое свидетельство о рождении (он прибавил себе один год).
В конце 1918 года его отправили во Францию. Принять участие в боевых действиях ему не удалось: к тому времени, когда он попал на фронт, между враждующими сторонами уже было подписано перемирие. До 1919 года он служил водителем кареты скорой помощи и возил официальных лиц движения Красного Креста.
Находясь в армии, он продолжал рисовать. Говорят, что вверенная ему машина скорой помощи вся была покрыта его рисунками, а пара иллюстраций была опубликована в армейской газете.
После службы в армии Дисней вернулся в Канзас-Сити, где ему посчастливилось устроиться на работу в рекламное агентство. Там он встретился с аниматором Абом Айверксом, с которым проработал много лет, но уже в собственных проектах.
Через несколько лет Дисней, горя кинематографом, открыл свое первое дело — киностудию Laugh-O-Gram. Первая и единственная выпущенная студией работа — 12-минутный фильм «Алиса в стране мультфильмов», в котором сочетались живая съемка и анимация. К сожалению, «Алиса» не смогла окупить всех затрат производства, и Дисней признал себя банкротом.
После первой неудачи он отправился в Голливуд к своему старшему брату Рою. Там Уолту повезло: он смог продать «Алису» и заключить контракт на несколько короткометражных фильмов.
Чтобы работать над ними и масштабироваться после, братья основали Disney Brothers Studio, но по решению Роя переименовали ее в Walt Disney Studio. Уолт нанял сотрудников, среди которых были его друг Аб Айверкс и молодая художница Лилиан Боундс, ставшая его женой.
Студия работала над серией фильмов про «Алису» несколько лет, а в 1927 году Уолт и Аб придумали нового героя — Счастливого кролика Освальда, скетчи про которого транслировались компанией Universal Pictures. Кролик стал первым персонажем, созданным Уолтом Диснеем.
К сожалению, очень скоро Освальд был потерян для студии. В процессе разногласий с дистрибьюторами братья выяснили, что все права на Кролика принадлежат Universal Pictures. Кроме того, они потеряли большую часть своих сотрудников, которых переманили конкуренты.
На смену Кролику Освальду пришел мышонок Микки Маус. Существует несколько версий его создания. По одной из них, Уолт придумал его во время поездки на поезде, по другой — во время бессознательного чирканья ручкой по бумаге, но на самом деле образ мышонка, каким мы его знаем, получился благодаря аниматору Абу Айверксу.
Есть мнение, что, несмотря на свою любовь к рисованию, Уолт Дисней так и не смог стать выдающимся художником, так что даже рисунок мышонка был ему не под силу. Поэтому, как только у него появилась возможность передать все обязанности по прорисовке своих героев профессиональным художникам, он тут же сделал это.
В 1928 году, когда вышел первый мультфильм про Микки Мауса, Уолт Дисней перестал рисовать самостоятельно, а занимался только обдумыванием персонажей, написанием сценариев и режиссурой.
Так как сам анимацией как таковой он не занимался, Дисней ревностно следил, чтобы все мультфильмы, выходившие на студии, связывались именно с его именем. Громкими скандалами стали массовые увольнения художников, работавших над «Бэмби», «Пиноккио» и «Белоснежкой»: они во всеуслышание осмелились заявить, что это они авторы этих фильмов, а не Уолт Дисней. В этом противостоянии снова победил Уолт: недовольных он обвинил в коммунистических происках, а сам вышел сухим из воды.
Интересное по теме
Кто на самом деле написал «Приключения Незнайки» и другие любимые сказки
За свою жизнь Уолт Дисней получил больше «Оскаров», чем кто бы то ни было. Первый раз его наградили за анимационный фильм «Цветы и деревья» из цикла «Наивные симфонии» (Silly Symphonies), вышедший в 1932 году. Эта работа, по сути, была экспериментом, на ней Уолт Дисней тестировал новую технологию «Техниколор», позволяющую делать анимационные фильмы в цвете.
Мультфильм пришлось переделывать два раза (изначально он был снят в черно-белом варианте), но это стоило того. После успеха «Цветов и деревьев» все последующие серии «Наивных симфоний» снимались в цвете.
Первым полнометражным фильмом студии «Дисней», удостоенным высшей награды Американской киноакадемии, стала «Белоснежка и семь гномов», вышедшая на экраны в 1937 году. Этот фильм получил восемь «Оскаров» (один большой и семь маленьких) и спас Уолта Диснея от второго банкротства.
Снимать полнометражный цветной анимационный фильм во время Великой депрессии в США было само по себе вызовом.
В реализацию этого проекта Уолт Дисней вложил все свои средства (полтора миллиона долларов), но в итоге не прогадал: фильм собрал 418 миллионов в прокате.
Всего Уолт Дисней был номинирован на «Оскар» 59 раз, а также получил три «Золотых глобуса», премию «Эмми» и много других наград.
Дисней женился на Лилиан Боундс, когда ему было 24 года. В интервью он шутил, что согласился на брак, чтобы не отдавать девушке накопившийся за время ее работы на студии долг (после вступления в брак она и вовсе отказалась от зарплаты в пользу студии).
После восьми лет попыток Уолт стал отцом Дайаны, а через несколько лет супруги удочерили девочку по имени Шэрон. И хотя Дисней везде говорил о том, как сильно он любит дочерей и исполняет все их желания, будь то экранизация «Мэри Поппинс» или создание тематического парка развлечений, его нельзя было назвать мягким родителем.
Например, по слухам, он запрещал своим дочерям смотреть собственные фильмы из-за того, чтобы якобы они могли недостаточно громко смеяться над шутками.
Биограф Уолта Диснея Нил Габлер, работавший с личным архивом мультипликатора, называет его в своей книге вздорным и жестоким, отмечая, что Дисней был беспощаден и по отношению к своему старшему брату Рою, который всегда поддерживал Уолта, а его грамотный подход к делу помогал держать студию на плаву. Так, Дисней-младший высмеивал и унижал брата на общих собраниях компании и на публике, видя в нем банкира, а не «творца» и не ценя всего того, что Рой сделал для него.
Интересное по теме
«Однажды швырнул ее туфли в камин, и она заплакала»: Арнольд Шварценеггер рассказал об «уроках», которые преподал своим детям
Уолт Дисней всегда говорил, что хотел создать на своей студии добрые семейные отношения между сотрудниками, однако перегибал палку в своем стремлении стать ближе к подчиненным. На самом деле чем известнее становился мультипликатор, тем строже становились внутренние правила на студии и тем сильнее ухудшались его отношения с сотрудниками.
Хотя сам Уолт женился на своей подчиненной, впоследствии он категорически запрещал любые романы на рабочем месте, да и женщин нанимал неохотно, не веря в их творческий потенциал, а еще боясь, что, забеременев, они будут тормозить рабочий процесс.
Мы говорили ранее, что в свой первый полнометражный фильм «Белоснежка и семь гномов» он вложил много сил, но еще дороже работа над мультфильмом обошлась его аниматорам, получавшим всего 12 долларов в неделю. Большой штат художников трудился над фильмом в течение трех лет. Вынужденные много раз перерисовывать одни и те же макеты, которые не удовлетворяли начальника, они зачастую работали сверхурочно.
Чтобы успокоить своих подчиненных, Дисней пообещал им премии, если фильм будет успешным. Однако вместо премий деньги были потрачены на строительство новой студии.
Последней каплей стал категорический запрет Уолта Диснея на вступление сотрудников студии в Гильдию мультипликаторов.
В 1941 году на студии началась забастовка, продлившаяся пять недель. Договориться с бастующими удалось, только когда Уолт Дисней уехал в отпуск, сам он ни на какие уступки не соглашался.
Интересное по теме
Надо ли редактировать Роальда Даля: немного о лукизме в сказках
Факты биографии мультипликатора говорят не в его пользу. Были слухи, что он не брал на работу евреев, принимал в гостях Лени Рифеншталь и даже предлагал ей участие в проектах (если бы его репутация не пострадала) и вообще симпатизировал нацистам (до начала Второй мировой войны).
Мерил Стрип на церемонии вручения «Оскара» в 2014 году открыто назвала его антисемитом, напомнив о его участии в пронацистском Германо-американском союзе. Однако, по данным Нила Габлера, это спорный факт, так как никто из сотрудников-евреев студии никогда не обвинял Диснея в нападках и пренебрежительном отношении.
Дисней хотел быть на одной волне с прогрессом, но при этом он ничего не мог (да и не хотел) поделать со своим консерватизмом, в том числе по отношению к афроамериканскому населению страны.
Намереваясь создать антирасистский фильм, следуя моде, он попал в эпицентр скандала.
Афроамериканцы были возмущены тем, что в «Песнях Юга», снятых по устаревшему фольклорному сборнику «Сказки дядюшки Римуса», Уолт Дисней воспевает рабовладельческий строй. Его просили изменить некоторые особенно оскорбительные сцены, но Уолт Дисней, как всегда, остался при своем мнении и решил перенести премьеру фильма в консервативную Атланту. Там «Песни Юга» отлично приняли, фильм окупился в прокате и даже завоевал «Оскара», но оставил пятна на репутации мультипликатора.
В современном мире старые творения Диснея нередко критикуют — преимущественно из-за того, что они транслируют устаревшие ценности, взгляды на мир и дискриминируют определенные группы людей. Некоторые родители даже запрещают своим детям смотреть те диснеевские мультики, которые, по их мнению, могут негативно повлиять на детей. Вот здесь — рассказ о некоторых из них.
Впервые текст был опубликован в Chips Journal.