Никаких «ручек» и миф о младенцах, спящих всю ночь: чем западное родительство отличается от других мировых практик

Нам очень нравится изучать разные подходы к родительству — это дает более объемный взгляд на те родительские практики, которые используем мы сами, и помогает подобрать те варианты и решения, которые подходят именно нам и нашим детям.

Мы уже рассказывали вам о разных родительских стилях и о разных теоретических подходах к родительству, а теперь решили узнать, чем отличается родительский опыт, привычки и обычаи, в зависимости от того, в какой стороне света проживают родители. Разница между подходами к родительству между Западом и другими странами мира местами колоссальна и удивительна — дело, разумеется, в исторических, культурных, религиозных и прочих особенностях.

Итак, давайте разбираться, чем западное родительство так отличается от всех остальных, и к какому миру ближе всего наши собственные родительские практики.

Совместный сон

В западном родительстве сон занимает едва ли не центральное место — во всяком случае, на первом году жизни ребенка. Родители прибегают к помощи специалистов по сну, читают книги, рассчитывают подходящее по возрасту время сна и бодрствования ребенка, делятся лайфхаками, приобретают специальные гаджеты (вроде генератора белого шума или игрушек, имитирующих звук сердцебиения матери).

Педиатры рекомендуют родителям спать с детьми в одной комнате хотя бы до тех пор, пока им не исполнится полгода, но вообще в западной культуре сон с родителями в одной спальне или, более того — одной кровати — рассматривается как не самая лучшая привычка и перевалочная станция на пути к кроватке в детской. Однако такая практика распространена только в европейских странах и США — большая часть мира не против делить свою постель с детьми.


Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что в других странах мира дети без проблем спят в одной кровати с родителями.


В более, чем 70 процентах семей в Индии и Индонезии и в более, чем 80 процентах семей на Шри-Ланке и во Вьетнаме дети делят кровать с обоими родителями или с одним из них.

Индийские родители, по словам врача и консультантки по вопросам родительства Дебмиты Дутты, вопреки мощному влиянию западной культуры, тоже предпочитают совместный сон, даже если могут позволить выделить каждому ребенку собственную комнату.

«В семье из четырех человек есть три спальни, по одной на ребенка и одна для родителей, но в итоге вы найдете обоих детей в родительской кровати, — говорит она. — Это очень часто встречается».


По словам Дебмиты Дутты, совместный сон помогает решить проблемы частых ночных пробуждений.


Ее собственная дочь спала в спальне родителей на выкатной кровати до тех пор, пока ей не исполнилось семь лет — в Индии это совершенно нормальная практика.

Любопытно то, что в западной культуре, ценящей индивидуализм, умение спать отдельно от родителей считается очень полезным и необходимым для дальнейшего формирования независимости и самостоятельности. Считается, что позволяя детям спать в одной кровати с родителями «слишком долго», родители мешают им развивать эти качества.

Однако, по словам Дебмиты, в более коллективистских обществах нет такой проблемы: «Вы даете им немного уверенности в себе и независимости, и они сами от вас сепарируются, — говорит она. — Они не будут вечно за вас цепляться».


Кстати, в странах, где совместный сон с ребенком является нормальной и распространенной частью родительства, количество случаев СВДС значительно ниже, чем в западных странах. Причем дело тут не столько в географии, столько в традициях — у детей из пакистанских семей, живущих в Великобритании, СВДС случается реже, чем у детей из британских семей.

«С низким уровнем СВДС связаны культурные практики», — говорит профессор антропологии в Даремском университете Хелен Болл. Матери пакистанского происхождения, проживающие в Британии, дольше кормят грудью и реже употребляют алкоголь, курят и укладывают детей спать в отдельной комнате — то есть, учитывают практически все факторы, влияющие на риск СВДС.

Время отбоя

Культурные различия также влияют и на продолжительность детского сна в разных странах. Так, например, японские дети днем спят меньше, чем их ровесники из других азиатских стран, потому что в японской культуре сон считается проявлением лени.

Кроме того, в Японии дети традиционно ложатся спать вместе с родителями, а значит, делают это позже своих сверстников — причиной тому все тот же совместный сон, который очень распространен в Японии, и желание родителей общаться с детьми после рабочего дня.

Ношение в слинге

Переноска детей в слинге для западных родителей до сих пор является не самой распространенной практикой, однако именно так родители носили детей задолго до появления колясок. Коляски стали популярны в Викторианскую эру, в то время как родители в других странах мира продолжали носить детей на себе самыми разными способами.

Даже те родители, которые не носят своих детей в рюкзаке или слинге, наверняка замечали, что дети заметно успокаиваются и затихают, если взять их на руки и немного поносить. «Они интуитивно знают, что такое ритмичное движение примерно с частотой один-два герц способно успокоить ребенка», — объясняет Куми Курода, ученая из центра исследований человеческого мозга в Японии.


Она провела целое исследование, в результате которого выяснила, что ношение ребенка на руках способствует снижению его сердечного ритма, интенсивности движений и плача.


Курода отметила, что когда ребенок перемещается в коляске или в автомобильном кресле, или когда его держат на руках, но не качают, он тоже быстро успокаивается, однако комбинация обоих факторов — движения и близости с родителем — работает наиболее быстро и эффективно.

Непрерывный ночной сон

Дети с рождения ориентированы на поддержание близости с родителем — это важно для их выживания и развития. Поэтому новорожденные младенцы так часто кормятся и даже просыпаются ночью — им необходимо знать, что взрослый всегда находится рядом с ними.

«За последние сотни и тысячи лет детская биология не особо изменилась, — объясняет Болл. — Однако наша культура претерпела серьезные изменения, как и наши ожидания от родительства и от детей, которые полностью сменили курс за последние несколько десятилетий».

По словам Болл, в современной западной культуре ночные пробуждения ребенка превратились во что-то неправильное, ненормальное, хотя на самом деле это совершенно естественный феномен.


«Мы создали своеобразный культурный миф о том, что дети не должны просыпаться по ночам», — говорит профессор антропологии Хелен Болл.


Идея о том, что младенцы «должны» спать всю ночь напролет появилась, благодаря исследованию, которое провели в пятидесятые годы прошлого века в Лондоне. Исследователи опросили 160 семей с младенцами и выяснили, что 70 процентов из них после трех месяцев уже начинали «спать всю ночь». Однако важно здесь то, что исследователи определили понятие «спать всю ночь» совсем не так, как мы себе представляем. Они считали, что ребенок «проспал всю ночь», если он не беспокоил своих родителей ни плачем, ни капризами в период от полуночи до пяти часов утра. Не очень похоже на целую ночь непрерывного спокойного сна, правда?

Кормление

Подход к кормлению ребенка в западной культуре также отличается от распространенных мировых практик. Так же, как и раннее переселение в отдельную кроватку, умение ребенка кормиться по графику, быстро насыщаться и не использовать материнскую грудь «как соску», в западном обществе считается едва ли не обязательной практикой, которая важна для скорейшего освобождения женщины от роли незаменимого родителя.

Матерям рекомендуют не позволять ребенку подолгу «висеть» на груди и давать ребенку грудь только тогда, когда он голоден, а не тогда, когда он болен или хочет успокоиться. По словам профессора антропологии Джеймса МакКенны, распространенная в западном обществе идея о том, что родители должны с ранних лет ограничивать пищевое поведение своего ребенка, связана не с улучшением благосостояния ребенка, а со страхом «избаловать» ребенка, под которого родителям придется подстраиваться.

Впервые этот довод появился в книге «Психологическая забота о младенце и ребенке», написанной американским психологом Джоном Уотсоном в 1928 году. Ученый предупреждал родителей об опасностях проявления чрезмерной любви и заботы по отношению к детям.


По этой логике, те родители, которые кормят своих детей грудью для того, чтобы успокоить, обрекают их на серьезные проблемы в будущем.


Однако наука не стоит на месте, и сейчас такой подход считается нелогичным. «У младенцев нет желаний. Желания предполагают более развитый уровень осознанности, — объясняет МакКенна. — У младенцев могут быть только потребности — и между этими понятиями есть огромная разница. Западная психология никогда не отличалась добротой по отношению к младенцам. Мы отдалились от естественного поведения и наделили моральным смыслом рекомендованные практики, которые нельзя подтвердить научно».


Как вы наверняка уже заметили, практики западного родительства нацелены, в первую очередь, на предоставление большей свободы и независимости родителям, и строятся на страхе вырастить несамостоятельного и избалованного ребенка, который не выживет в требовательном современном мире. Однако нередко эти практики идут вразрез с биологическими потребностями ребенка и особенностями его психики.

Так или иначе, сложно выделить какой-то один вид родительства как наиболее правильный и эффективный — благодаря накопленным знаниям и научному прогрессу, современные родители способны комбинировать на практике опыт из разных культур, парадигм и поколений для того, чтобы выработать тот стиль родительства, который будет подходить именно им и их детям.