Опять эта ваша привязанность: рассказываем, какие еще подходы к родительству существуют

Большинство современных тенденций в родительстве связаны с теорией привязанности. Однако эта теория — не единственная из тех, что были созданы для объяснения и регуляции детско-родительских отношений. Рассказываем, какие еще подходы существуют.

Теория привязанности

Но для начала давайте разберемся с самой теорией привязанности. Мы о ней писали уже не раз (например, здесь и здесь), так что сейчас просто вспомним основные моменты.

Автором теории привязанности считается детский психиатр Джон Боулби. Во время войны он работал в лондонской больнице, где мог воочию наблюдать, какой эффект на развитие и психику ребенка оказывает разлука и потеря родителей.

Чуть позже Боулби начал работать вместе с канадским психологом Мэри Эйнсворт, и вместе они продвигали идею того, что взаимная привязанность, возникающая между матерью и ее ребенком, необходимы им для выживания.

Ключевыми ценностями в теории привязанности считаются чувствительность матери, ее внимание к ребенку, умение понимать его потребности и нужды и удовлетворять их.


Низкий уровень эмпатии, включенности и поддержки со стороны матери подает ребенку сигнал о том, что мир вокруг него враждебен, а он сам — не заслуживает любви и заботы.


В рамках теории выделяется четыре основных типа привязанности: надежная, тревожная, избегающе-отвергающая и тревожно-избегающая. Основной тип привязанности, который формируется между ребенком и родителем, в будущем влияет на отношение ребенка с другими людьми, с миром и с самим собой.

Интересное по теме

Отверженные: как привязанность на самом деле влияет на нашу жизнь, отношения и поведение

Теория привязанности оказала сильное воздействие на современный подход к родительству — именно ей мы должны быть благодарны за беззастенчивый совместный сон, кормление по требованию и право носить ребенка на руках столько, сколько нам хочется. Популярность теории привязанности в отдельных европейских странах даже повлияла на увеличение продолжительности декретного отпуска и рекомендованные нормы пребывания детей разного возраста в детском саду.

Конечно же, не обходится здесь и без критики. Основные претензии несогласных заключаются в том, что формирование крепкой и надежной привязанности является очень ресурсоемким и требует от родителей большого количества усилий и затрат, в результате чего им приходится жертвовать личным временем, желаниями и амбициями.

Теории привязанности предшествовали и сопутствовали и другие подходы к родительству и анализу детско-родительских отношений. Сейчас мы вам о них расскажем (справедливости ради хочется ометить, что далеко не все перечисленные теории напрямую связаны с родительством — некоторые из них касаются развития личности или познавательных процессов, но они тоже оказывают влияние на то, как можно подходить к воспитанию детей).

Ненаучные теории родительства

Расцвет исследований детско-родительских отношений и формирования различных систематических подходов пришелся на первую половину двадцатого века. Это не значит, что до этого никто не думал о родительстве вообще — просто раньше большинство теорий основывались на личном опыте авторов, социальных тенденциях, потребностях общества и религиозных догмах. Все разнообразие подходов и теорий родительства, не основанных на научных данных, называется ненаучными или народными теориями.


Так, например, в Средневековье ходовым способом уложить ребенка спать были наркотические вещества или алкогольные напитки, которые быстро и надежно «вырубали» ребенка.


Этот пример наглядно показывает, как сильно изменился подход к родительству за это время (если вас интересует средневековое родительство, то у нас на эту тему есть целый отдельный материал).

Еще один показательный аспект — это отношение к физическим наказаниям. Австралийские психологи Питер Ньюкомб и Антония Киш в 2015 году опубликовали статью, в которой привели порядка 10 разновидностей подходов, оправдывающих физические наказания детей. Эти подходы основывались на двух основных идеях: о том, что наказания безвредны, и о том, что наказания необходимы и эффективны. Исследователи называют эти подходы «мифами», поскольку им не удалось найти им никаких научных обоснований.

Что касается религиозных догм, то здесь ярким примером является родительский подход пуритан в колониальной Америке. Они были убеждены, что дети изначально представляют собой «зло» и «грех», а потому задача родителей заключается в том, чтобы «избавиться от зла».

Теория психосексуального развития Фрейда

Автором одной из первых научных теорий развития ребенка стал австрийский психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд. В 1936 он представил теорию психосексуального развития личности, в рамках которой он выделил пять основных стадий: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную. В рамках своей теории Фрейд предполагал, что развитие ребенка происходит в строгом порядке.


Каждая стадия означает то, где, по мнению психоаналитика, концентрируется сексуальная энергия человека.


В результате детских травм или нездоровых отношений с родителями, ребенок может начать «отставать» от своего графика психосексуального развития и фиксироваться на определенной стадии, что приведет к психологическим проблемам в будущем.

Несмотря на то, что среди ученых нашлись те, кто поддержал теорию Фрейда, последующие исследования показали ее несостоятельность, и научное сообщество отказалось от ее широкого использования. Однако в чем-то теория психосексуального развития оказалась все-таки полезна: она открыла двери для создания и разработки других научных теорий в области развития детей и детско-родительских отношений.

Бихевиоризм (поведенческая теория)

К классическим теориям родительства, наряду с теорией привязанности, относят поведенческую теорию, одним из основоположников которой стал бихевиорист Джон Уотсон. В основу идей Уотсона легли работы Павлова (того самого, с собачками) и Торндайка. По его мнению, ребенку можно привить совершенно любое поведение, пользуясь теми же методиками, что используются, например, при тренировке собак.

Уотсон отрицал участие внутренних переживаний, личных предпочтений и самоанализа в процессе формирования личности — он считал, что при должной методичности ребенка можно научить не только вести себя определенным способом, но и испытывать при этом определенные эмоции (так же, как собаку можно научить пускать слюни при виде лампочки).


Ученый считал выработку «правильных» условных рефлексов рабочим способом преодоления психологических проблем, даже таких, как страх или застенчивость.


Также он выступал против проявления чрезмерной нежности и заботы по отношению к ребенку, потому что боялся, что это может привести к «выученной нетрудоспособности». Короче, в отличие от сторонников теории привязанности, Уотсон был уверен, что ребенка можно разбаловать «ручками».

В 1930-ых годах теорию Уотсона поддержал другой ученый — основоположник радикального бихевиоризма Беррес Скиннер. Скиннер утверждал, что при помощи внешнего воздействия можно регулировать не только поведение, но также мысли и чувства человека.

Также Скиннер отмечал, что человек стремится повторять то поведение, в результате которого он получает вознаграждение, и стремится избегать того поведения, в результате которого он получает наказание. Подкрепление может быть как социальным (например, похвала), так и материальным (конфета или новая игрушка), то же касается и наказания.

Теория социального научения

Еще одна теория, а точнее, еще одно направление поведенческой теории было предложено Альбертом Бандурой и называется теорией социального научения. По мнению Бандуры, предыдущие теории фокусировались только на каких-то отдельных аспектах формирования личности человека (например, только на его окружении и внешней среде), тогда как на деле надо было учитывать все в комплексе: и внешнюю среду, и личностные факторы, и внутреннюю мотивацию самого человека.


Согласно теории социального научения, человек понимает, что какое-то поведение — хорошее, а какое-то — нет, основываясь не только на собственном опыте, но и наблюдая за другими.


Ребенок следит за тем, что происходит в окружающем его мире, и какие формы поведения являются в нем приемлемыми, а какие — нет и, исходя из этого, делает свой личный выбор.

Теория Бандуры подчеркивает значимость не только действий родителей, направленных на формирование у ребенка определенного поведения, но и среды, в которой он растет (это как раз про то, что нельзя пытаться скорректировать поведение ребенка, если его родители сами показывают ему обратный пример).

Немецкая теория «антипривязанности»

Несмотря на то, что теория привязанности очень популярна в современной Европе, так было не всегда. Так, например, во времена нацистской Германии родители придерживались теории «антипривязанности», популяризатором которой стала врач Джоанна Харер. В 1934 году Харер написала книгу по воспитанию детей «Немецкая мать и ее первенец», которая содержала в себе ряд рекомендаций.

Харер утверждала, что в первые 24 часа после родов младенца необходимо разделить с матерью и поместить в соседнюю комнату, чтобы мать могла восстановиться после родов, а ребенок был защищен от чужих микробов. Такая сепарация должна была продолжаться на протяжении первых трех месяцев жизни младенца — матери разрешалось навещать его по строгому графику, чтобы покормить. Кормление должно было заниматься не более 20 минут, а затем мать должна была тут же оставить ребенка — без общения, ласк и игр. По словам Харер, это было необходимо для того, чтобы с раннего возраста сформировать режим.

Согласно теории Харер, младенцы были еще «недолюдьми», и демонстрировали недостаточно признаков осознанности и разума в первые месяцы после родов. По ее словам, плач для младенцев был просто способом хоть чем-то заняться.


Матерям рекомендовалось не брать детей на руки, не успокаивать и не жалеть их, чтобы они будущем не выросли в «маленьких, но настойчивых тиранов».


Все эти рекомендации были направлены на то, чтобы вырастить из детей ответственных и ценных членов общества — именно поэтому дети буквально с первых дней должны были прочувствовать на себе главенство общественного над личным и научиться ставить свои потребности и желания ниже общественных интересов.


Все перечисленные теории и подходы — это лишь меньшая часть того, что было разработано учеными за последние сто лет в попытках объяснить, что влияет на формирование личности, и на что должны обращать внимание родители в процессе воспитания ребенка.

Классическими и ведущими в современном западном обществе на данный момент считаются две теории: теория привязанности и теория социального научения. Именно они сильнее всего влияют на те решения, которые родители принимают в процессе воспитания детей. Безусловно, и тот, и другой подход имеют как свои сильные, так и свои слабые стороны, а потому однозначно говорить о том, что какая-то из теорий наиболее приемлема, нельзя.

Наверное, оптимальным подходом будет тот, который выбирают родители, исходя из своих возможностей, приоритетов, а также из особенностей своего ребенка, и с оглядкой на научные данные (и здесь отдельно хочется напомнить, что не существует научно доказанных фактов, которые бы подтверждали пользу или безопасность насилия в адрес детей, а вот факты, доказывающие его опасность и вред — есть). Помимо теорий и подходов к родительству, существуют еще и разные родительские стили — о них подробно писали здесь.

НЭН-курс