Дети — тоже люди? Воскресное письмо

В последнее время этот вопрос все чаще поднимается в соцсетях: то тут, то там публикуются посты, авторы которых пытаются разобраться в том, имеют ли дети право вести активную социальную жизнь вместе со своими родителями — а именно: ходить в магазины, рестораны, музеи, арт-пространства или, прости господи, летать в самолетах, словом находиться в местах скопления взрослых людей.

Иллюстрация НЭН

Вот и пользователь Твиттера Алексей Сотник задается вопросом: «Зачем брать в ресторан грудных детей?» — и в этой короткой реплике максимально красноречиво слились расчеловечивание и лишение субъектности как самих детей, так и их родителей.


У нас в общественном создании по вопросу взаимодействия детей и родителей с социумом однозначный консенсус: родила — сиди дома.


Вы и сами это знаете — стоит кому-нибудь рассказать о своем негативном опыте взаимодействия с городской средой в контексте родительства (например, не смогли завезти коляску по пандусу в магазин или были изгнаны из музея за кормление грудью — за примерами далеко ходить не надо), как появляются люди в сияющих белых пальто, готовые распять несчастных родителей, позарившихся на кусок социализации.

«Я вырастила троих — и мне ни разу не пришло в голову пойти с ними в ресторан! Что за неуважение! Что за необходимость ходить куда-то!» — это вполне типичный комментарий под постом современной молодой матери, которая осмелилась почувствовать себя живым человеком, а не функцией.

Когда наблюдаешь вот эту, с позволения сказать, дискуссию, понимаешь: нам еще очень долго придется бороться за право родителей и детей быть частью сообщества людей. Потому что родительство и детство — явления, которые нам все еще не удалось нормализовать как некую совершенно обыкновенную практику.


Такая вот ирония судьбы — население Земли размножается с начала времен, но дети все еще считаются нежелательными элементами в жизни взрослых.


Ребенок в ресторане — это повод закатить глаза поглубже в череп, а не прокачать эмпатию и любовь к ближнему. Мать с коляской, вышедшая за пределы родительского гетто — парка или площадки — объект для навешивая ярлыков «яжематери», даже если она никому не мешает и везет спящего ребенка. Она просто всех раздражает — так устроен мир.

Сейчас в мире проходит традиционная Неделя грудного вскармливания — и ее темой в этом году стала защита ГВ. Более того, она названа организаторами Недели коллективной ответственностью! И это очень важно, потому что на самом деле лактация — это не совсем «личный выбор» женщины, это огромное количество социокультурных факторов, которые влияют на ее решение начать, наладить и продолжать кормление.

Вы видите, какое давление оказывается на кормящих женщин даже в Сети — ГВ в общественном месте сравнивают с дефекацией и сексом, грудь называют выменем, стыковку младенца с соском — вываливанием и так далее. Этот абсолютно враждебный вокабуляр — поверьте мне как человеку, который всю жизнь работает со словами и их смыслами — формирует отношение к ГВ как феномену.

Точно также как у нас не поддерживается материнство и детство, несмотря на внешнюю доброжелательность системы (декрет, выплаты на детей и так далее), у нас не поддерживается и женщина, решившая кормить грудью — опять же, несмотря на всю эту риторику о том, что материнское молоко — лучшее, что можно дать ребенку.

Вся эта наносная, поверхностная святость материнства и детства — просто прикрытие, оболочка, под которой скрыта зловонная ненависть, чайлдхейт и женоненавистничество. Человек, который говорит, что мать — это святое, этим же самым ртом скажет вам, что ненавидит орущих личинок и не понимает, что за придурки ходят с ними по ресторанам, как будто имеют хоть какое-то право на социально активную жизнь!


Мы — как общество — глубоко презираем детей, считаем их пустым местом, а их родителей — эгоистичными сволочами, которым больше нечем заняться, как только портить всем остальным отдых и удобную жизнь.


Об этом, кстати, говорит педагог Дима Зицер*, который дал интервью нашим коллегам из «Редакции»: он указывает на то, что в нашей стране дети не считаются за полноценных людей, за личностей, за самостоятельных разумных существ. Так, получеловеки с ненастоящими потребностями и отсутствием реальных знаний о мире.

Я очень хочу, чтобы это изменилось. Как начало меняться родительство, — в котором мы больше не хотим видеть насилия, принуждения, наказаний. Я жду, когда же общество наконец откажется от этих практик по отношению к родительству и детству и увидит наконец в нас — родителях и наших детях — людей, а не объекты.

GIPHY

Берегите себя и детей!

Главред НЭН

Лена Аверьянова

* — внесен Минюстом РФ в «реестр физлиц, выполняющих функции иностранного агента».

/

/

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...