Многие родители сознательно кормят маленьких детей протертой и жидкой пищей, чтобы снизить риски протестов против кусочков и скандалов из-за нежелания есть самостоятельно. И конечно, все до ужаса боятся того, что малыш может подавиться. Вот кое-какие советы, которые помогут вам понять, как устроено жевание и как помочь ребенку наладить этот процесс.
Чтобы прожевать пищу, человеку нужно задействовать целый комплекс органов: кости, мышцы, зубы, язык, губы, щеки. Работа каждого из этих составляющих жевательного аппарата важна и необходима, чтобы сделать измельчение пищи максимально эффективным.
У малышей жевательный аппарат нестабилен, ведь они растут, количество и размер зубов у них меняется, поэтому невозможно требовать от них безошибочного умения пережевывать даже такие простые вещи, как кусочки банана.
В период с четырех до шести месяцев малыши совершают первые жевательные движения, ритмично поднимая язык к небу и опуская его к нижней десне. Челюсти при этом тоже движутся вверх-вниз, а интенсивные вращательные движения появятся только к 24-30 месяцам.
Дети активно начинают осваивать жевание в период с шести до восьми месяцев. В этот момент при этом они могут есть только пюреобразную и очень мягкую еду. Но даже консистенция инстантной каши помогает им развивать навыки жевания.
К десяти месяцам дети ловко владеют языком и с его помощью перемещают еду со стороны одной щеки к другой.
Более или менее хорошо жевать большинство детей начинает не раньше двух лет. Однако существует исследование, которое говорит нам о том, что полностью зрелые движения челюстями появляются у детей не раньше 11 лет, да и то — тольк тогда, когда они едят жевательный мармелад.
Обучение навыку жевания связано и с развитием речи, и со здоровьем зубов, и с формированием прикуса. Ну и конечно, это открывает ребенку дверь в мир интересной и разнообразной еды.
Чем скорее вы познакомите ребенка с различными текстурами еды (важно: не надеясь на то, что он с радостью их примет), тем выше вероятность того, что по мере роста он будет с большим энтузиазмом относиться к блюдам различных консистенций и текстур. Начинать знакомство с едой для жевания лучше всего до десяти месяцев — есть сведения, что первая встреча с твердой пищей после этого возраста чревата снижением аппетита и капризами за столом.
На помощь придет не только собственно еда, но и ваша эмоциональность. Вы можете гримасничать, таким образом заставляя ребенка копировать вас. Вы можете поддакивать ему, когда он говорит свои смешные младенческие «слова» и складывает звучи в слоги. Хвалите и повторяйте за ним, чтобы поддерживать в нем энтузиазм к активным движениям челюстями, языком и губами.
Рефлекс выталкивания — естественная защита ребенка от угрозы удушения. С пяти-шести месяцев он постепенно угасает. Поэтому начинать предлагать кусочки можно вскоре после старта прикорма. Не пугайтесь — первое время ребенок действительно будет давиться и демонстрировать вам все прелести рвотного рефлекса. Сейчас самым неправильным решением будет резкое возвращение к пюре и протертым продуктам, поскольку процесс обучения жевания, как и многие другие явление в жизни младенца, нелинейны, и дают результаты только по итогам практики.
Предложите то, что не сломается во рту и не застрянет в горле. То есть не надо давать крошечному ребенку сухое печенье, чернику и виноград. Дайте банан, авокадо, отварной картофель, детский творог, печеное яблоко, позднее можно перейти на отварную же или запеченную свеклу, дыню, очищенный от кожуры огурец (можно через ниблер), кусочки сыра, домашнее желе.
Обычно подобная проблема встречается у детей, у которых диагностирован рефлюкс. Им необходимо чуть больше времени на то, чтобы преодолеть рвотный рефлекс и перестать давиться. Чтобы помочь им справиться с трудностью, поощряйте самостоятельное общение с едой и минимизируйте присутствие ложки в случае кормления полутвердой пищей. Не давите и побольше хвалите своего маленького едока. И не прибегайте к насилию за столом, это навсегда запечатлевается в памяти ребенка как крайне негативный опыт, который может повлечь за собой расстройство пищевого поведения.