Ребенок давится, когда ест. Это нормально?

Дети, которые знакомятся с прикормом, довольно часто давятся и чувствуют тошноту — это нормальная часть освоения навыка жевания, пугаться его не стоит.

Фернхольм, Ламм: Большая книга о еде и детях

Если не верите, прочтите экспертное мнение Анн Фернхольм и Кайсы Ламм, шведских популяризаторок науки, которые написали «Большую книгу о еде и детях».

Она вышла в издательстве «Попурри», а мы попросили его дать нам на публикацию отрывок из нее. Он как раз посвящен прикорму в возрасте от шести месяцев до года. В нем рассказывается об особенностях развития оральной моторики ребенка.

Тошнота — это нормально

Выберите время суток, когда ребенок в хорошем настроении и начинает чувствовать голод. Обычно это раннее утро. Потом выберите еду, которую малыш может захватить рукой и в то же время достаточно мягкую. Например, кусочки запеченного картофеля, моркови, пастернака или красной капусты, нарезанные соломкой. Годится спелый авокадо или половинка яичного желтка.

Засунув в рот свой первый кусочек, ребенок попытается его проглотить, как делал это с пюре. Но в результате только продвинет пищу в заднюю часть ротовой полости, чем вызовет тошноту — защитный механизм, данный нам от рождения для более эффективного удаления всего того, что угрожает застрять в трахее.

Тошнота — начальная стадия процесса, который может закончиться приступом кашля или рвотой. То, что прошло слишком далеко, возвращается в полость рта, после чего ребенок предпринимает новую попытку это проглотить.


Воспринимайте это спокойно. Со стороны может показаться, что еда все время попадает в трахею.


Детский организм очень чувствителен и реагирует на малейшее изменение положения пищи во рту. Детей часто тошнит — и это нормально. Мягкая соломка из вареной моркови или картофеля не застрянет у ребенка в горле. Но если нечто подобное все-таки произойдет, малыш начнет кашлять и вытолкнет кусок струей воздуха.

Позвольте же малышу кашлять, глотать и развивать оральную моторику. Рано или поздно он научится измельчать мягкие кусочки пищи и, изогнув язык должным образом, проталкивать их в горло. Если ребенок хочет, чтобы вы помогли ему удалить застрявший кусок, воспринимайте это спокойно. Помните, что ваши чувства заразительны. Пусть малыш думает, что жизнь идет своим чередом и тошнота — это нормально.


Некоторые дети нуждаются в дополнительной помощи, чтобы запустить процесс пережевывания.


Если ваш ребенок из таких, попробуйте положить ему между зубов кусочек мягкой пищи и ждите, когда сработает кусательный рефлекс. Не спуская глаз с ребенка, покажите ему, как нужно жевать, подвигайте челюстями. Дети любят подражать. Скорее всего, он попробует сделать то же, особенно если увидит, что работа челюстями доставляет вам удовольствие.

Кусочки плотной пищи, смешанные с пюре, — проблема для ребенка

Иногда в баночках с детским питанием можно обнаружить пюре, смешанное с кусочками спагетти или картофеля. Обычно оно предназначено для детей постарше, от восьми месяцев, но и им может доставить серьезные проблемы. Представьте себе, если бы вы сами ели нечто подобное. Ваш язык словно бы слизывал пюре с твердых кусочков, прежде чем отправить их на пережевывание. Одним детям такая операция под силу, другим она доставляет неудобства, поскольку они недостаточно ловко управляются с кусочками пищи.

Если вы заметили, что ребенок не справляется с блюдами смешанной консистенции, — подождите. Просто наберитесь терпения и время от времени проверяйте готовность оральной моторики.

Интересное по теме

Первая помощь детям: как делать сердечно-легочную реанимацию и как реагировать, если ребенок подавился

Нарезайте сосиски соломкой

Давая ребенку возможность упражняться в пережевывании и глотании, следите, чтобы он не поперхнулся. Маленькие и твердые кусочки пищи, например, арахис, могут застрять в горле, даже если они круглые и гладкие. Консервированные помидоры, виноград и фрикадельки нарезайте четвертинками. Сосиски нарезайте вдоль, соломкой, как вариант — дольками в форме полумесяца.


«Монетки» из колбасы и сосисок — это то, что застревает в горле у детей чаще всего.


Даже большие куски хлеба ребенок может размягчить слюной и, собрав в комок языком, проглотить. Нарезайте хлеб маленькими кусочками и смазывайте их маслом или печеночным паштетом, чтобы они легче проходили в горло.

Пока ребенок ест, не спускайте с него глаз. Следите, чтобы он сидел прямо. Пройдите курс первой помощи при поражении сердца и легких у детей, эти знания могут пригодиться не только за обеденным столом.

Совать в рот что ни попадя — можно или нет?

Вернемся к защитным рефлексам. Если ребенок имеет привычку совать в рот пищу, игрушки и другие предметы, рефлекс тошноты постепенно отступает. В буквальном смысле, он отодвигается все глубже в полости рта — так, что вызвать его становится все труднее. Имеет смысл поддерживать эту привычку. (И не думайте о бациллах, в разумных количествах они только укрепляют кишечную флору.)

У детей, лишенных возможности держать игрушки во рту, впоследствии чаще возникают проблемы с пережевыванием и глотанием пищи. В этом убедил Кайсу опыт работы в логопедии. К примеру, такие дети не всегда могут справиться с неоднородными по текстуре блюдами. Мы еще поговорим о том, как их обучить.

Интересное по теме

Прячьте резиновых уточек и отвертки: самые странные предметы, которые глотали дети

Мочь и хотеть есть самостоятельно

С этим у детей бывает по-разному. Одни любят, чтобы их кормили вплоть до детсадовского возраста, другие в шесть месяцев уже отмахиваются от поднесенной ложки. В последние годы организовалось целое движение вокруг так называемой системы Baby Led Weaning (BLW, буквально: «направляемое ребенком отучение»), или самостоятельного прикорма.

Авторы этой методики рекомендуют перескочить через стадию пюре и уже в шесть месяцев сделать упор на кусочки более плотной, но мягкой пищи — той, которую ребенок может взять пальцами и сам положить себе в рот.


Идея в том, чтобы, ощущая пищу рукой, малыш получил представление о том, как она чувствуется во рту. Что упрощает задачу приучения к пище разнообразной консистенции.


Исследователи пришли к выводу, что BWL способствует более позитивному восприятию еды. Дети, обучавшиеся по этой системе, чаще получали удовольствие от принятия пищи, чем те, кто приобщался к ней обычным способом. Это продемонстрировали, в частности, исследования, проведенные в Новой Зеландии.

Итак, если ваш ребенок не желает принимать пищу с вашего пальца, позвольте ему есть самостоятельно. Возможность исследовать пищу руками пробудит интерес к ней, который, в свою очередь, подстегнет аппетит. (Разумеется, все будет лететь в разные стороны. Поэтому персидский ковер под столом лучше на время свернуть.)

НЭН-курс