Не надо учить малышей кодить — и вот почему

В 1995 году на экраны вышел культовый фильм «Хакеры» (если вы вдруг подзабыли или просто не в курсе, он о взломе защиты секретного компьютера Гибсон в корпорации "Эллингсон"). Картина была основана на реальных событиях, ее главный герой — Дэйд Мерфи — реально существовавший человек, которому удалось добиться знаменитого обвала нью-йоркской биржи.

Стоит ли говорить, что как практически любой бунтарь, осмелившийся бросить вызов всему миру, Дэйд стал ролевой моделью для многих детей того времени? Именно отсюда — повальное увлечение нашего поколения программированием и желание во что бы то ни стало научиться кодить. А заодно научить кодить наших собственных детей.

Казалось бы, в этом стремлении нет ничего плохого. Знание языков программирования действительно становится необходимым в век компьютерных технологий… и все же. Эдриан Соу, старший райтер интернет-изданий WIRED, призывает современных родителей задуматься, прежде чем поддаваться всеобщему увлечению. Вот как она объясняет свое мнение: «Программирование в широком смысле — это не язык, а навык. Вы не сможете обучить ему дошкольника так же, как английскому или испанскому».

Эдриан считает, что повальное увлечение программированием во многом — результат неверного представления об успешных программистах. Большинству из нас они представляются успешными людьми, этакими миллионерами-бунтарями, которым едва перевалило за 20. Соответственно, формируется ошибочное мнение о том, что чем раньше научить ребенка кодить, тем быстрее он продвинется в этой сфере и добьется финансового успеха.

«Не начинайте знакомить ребенка с программированием до тех пор, пока он не научится нормально читать, — советует Эдриан. — Да, в определенном смысле код — это текст, но не то, что мы понимаем под ”нормальным текстом”».

Раннее изучение языков программирования нередко приводит к тому, что у ребенка не остается возможности войти в мир нормальных человеческих отношений и действий. Это связано с тем, что, общаясь с ребенком, мы передаем ему свои знания о мире, свои чувства и эмоции. Достижению той же самой цели посвящены книги. Но любой язык программирования начисто лишен подобной экспрессивности и многогранности. Изучая его в младшем дошкольном возрасте, ребенок учится только выполнению определенных команд — и ничему более.

Разумеется, проведенное Эдриан исследование ни в коем случае не говорит о том, что программирование — бесполезный навык. Обучиться ему можно в более старшем возрасте. Сейчас существуют даже специальные подростковые лагеря, где дети учатся кодить. Отправить ребенка туда можно и в 10, и в 15 лет.

Навыки нормального человеческого общения — вот что действительно важно для тоддлера и тех, кто уже перешагнул за рубеж трехлетия. Станет он программистом или нет — не так важно. Взаимодействие с другими людьми сегодня становится важным для представителя любой профессии. Дни триумфального восхождения гениев-одиночек остались в прошлом.

Поэтому приберегите высокие технологии для более позднего возраста и вместо успешного программиста постарайтесь вырастить просто классного человека — кем бы он в конечном счете ни стал.