В издательстве «Питер» выходит книга «Как объяснить ребенку, что… Простые сценарии для сложных разговоров с детьми» из серии «Родителям о детях». Ее написала психолог Наталия Преслер, которая и сама воспитывает дочь. В книге вы сможете узнать, как говорить с ребенком на сложные темы — от развода до смерти. С разрешения издательства «Питер» НЭН публикует главу книги, которая называется «Как говорить с ребенком об опасных людях».
Мир — замечательное, интересное место, полное увлекательных знакомств, открытий и возможностей. А еще в мире есть разные ужасы и опасности. Как рассказать об этом ребенку, не запугав его, не лишив жажды исследования, доверия к людям и вкуса к жизни?
Воспринять двойственность этого мира ребенок способен, но не сразу. Ведь двойственность состоит не только в том, что есть «хорошие» и «опасные, плохие» люди, но и во многих других аспектах. И со всем этим малышу предстоит разобраться. А прежде всего, понять непростую вещь про родителей: что они не только источник счастья, добра, нежности, любви и подарков, но и ограничений, разочарований, обиды, боли, гнева и других тяжелых переживаний. Да и сам ребенок имеет не только хорошие мысли и совершает не только добрые поступки: иногда он очень злится на тех, кого вроде бы любит, дерется и ругается на тех, кто для него ближе всех на свете. И ему предстоит ответить себе на очень важные вопросы: мои папа и мама — добрые или злые, я — хороший или плохой, мир — источник удовольствия или опасности?
Вырастая, мы осознаём, что мама одновременно хорошая (когда дает, понимает и принимает) и плохая (когда не дает, отвергает и не понимает). Она реальная. Осознание этой концепции называется интеграцией (объединением) в психике. Это очень важная часть взросления, без которой невозможно воспринимать мир реальным. Интеграция происходит за счет объединения черного и белого во множество существующих оттенков. Так мы приходим к восприятию реальности. Психическая интеграция набирает обороты в 3–4 года, и к 6–7 годам ребенок более-менее способен уложить эту концепцию в голове. Но конечно, впереди еще много внутренней работы.
Зачем нам с вами все это знать? А для того, что бы мы могли разговаривать с детьми об опасностях этого мира так, чтобы не запугивать их и в то же время научить защищаться и избегать опасностей. Чтобы понимание того, что у ребенка есть плохие желания и мысли, не заставляло его думать о себе как о плохом в целом. Чтобы осознание того факта, что мама не всегда бывает доброй, не делало его зависимым. А понимание правды про то, что в мире есть очень плохие люди, не мешало ему доверять людям и радоваться жизни.
Подумайте о том, какое у вас отношение к опасностям. Нет ли перегибов, иррациональных страхов или следов детских травм, способствующих тому, что вы воспринимаете мир скорее как место, полное опасностей. Если вы отвечаете себе «да» на эти вопросы, то, вероятно, вам важно поработать над этим.
Во всем нужна мера, и в безопасности тоже. Легко перешагнуть ту грань, за которой мир — гиблое, опасное место, где на каждом углу подстерегает маньяк. Не проецируйте свои страхи на ребенка, следите за тем, чтобы принцип реальности и адекватности не нарушался.
Примерно с трех лет дети начинают осмысливать тот факт, что у других людей могут быть отличные от них желания. И что эти желания не всегда могут ребенку понравиться. А еще — что не все люди хотят ему добра. Он сталкивается со злыми намерениями и действиями в сказках, а иногда и в реальности — в основном от других детей, которые могут злиться или обижаться на него. Он и сам начинает желать зла другим, когда злится.
В возрасте до пяти лет про мир зла достаточно знать, что не все люди хорошие. Ребенок постепенно осознает, что не все делают добро, — иногда другие по разным причинам хотят причинять зло. Это некая подготовка к восприятию информации про очень плохих людей. Речь идет не о тех детях, которые могут умышленно укусить, ударить совочком по голове или даже забрать любимую игрушку. И даже не о взрослых, которые могут накричать на чужого ребенка или намеренно запугать его. Речь идет о по-настоящему плохих людях.
Рассказывать об этих людях имеет смысл, когда ребенок может с ними столкнуться, то есть когда он настолько подрос, чтобы оставаться где-то без вас и без ответственного присмотра других взрослых. |
---|
При этом важно помнить, что, даже если вы ведете с ребенком беседы про плохих людей и он «все понял», это не значит, что вы можете оставлять его одного на детской площадке и быть уверенными, что он ни с кем не уйдет. Дети до 5–6 лет не в состоянии распознать дурные намерения взрослых, противостоять взрослому, даже если с ними об этом говорили. Забота о безопасности ребенка — это ваша ответственность, а не его.
Когда ребенок маленький, родители для него — боги. Они самые лучшие, и все, что они говорят, — правда. Но чем старше становится ребенок, чем критичнее он мыслит, чем глубже развивается его психика, тем больше он понимает, что это не так. И это нормальный, позитивный процесс — разочарование в родителях. Потому что идеала в жизни не существует, и если родители всеми силами поддерживают миф о своей непогрешимости, это держит ребенка в плену иллюзий, что мир может быть идеальным. Тогда он не признаёт его и своих ограничений, жестоко винит себя за ошибки и «болеет» перфекционизмом, вырастая. Но, конечно, если ребенок разочаровывается в родителях слишком рано, это тоже его ранит.
Так вот, осознавая неидеальность родителей, он осознает и свою неидеальность, признает за собой право ошибаться. А если еще и родители допускают в себе свою неидеальность, он растет в парадигме, что взрослые не всегда могут быть правы. И это очень важное осознание для безопасности ребенка. Потому что если ребенок убежден, что слово взрослого закон, это очень затруднит его сопротивление людям, которые хотят ему зла. Ведь они взрослые. А значит, он должен подчиниться/молчать/хорошо себя вести/делать то, что требуют.
Постарайтесь сохранить родительский авторитет, но не играйте в непогрешимость и «слово матери — закон» со своими детьми. Они непременно перенесут это правило и на других взрослых. |
---|
Полезнее будет обсуждать с ними обоснованность тех или иных ваших запретов, а не утверждать их в виде «я так сказала и точка».
Постепенно отказывайтесь от нереалистичного образа взрослого. Позволяйте малышу говорить «нет» взрослым (начиная, конечно же, с вас). Слишком вежливые дети, которые боятся противостоять взрослым, молчат, когда нужно кричать, из страха повести себя плохо. Объясняйте: «Отказываться, говорить “нет” взрослому или ребенку старше тебя — это нормально».
Чтобы противостоять опасностям окружающего мира, ребенок должен иметь опыт безопасных отношений с родителями. Это такие отношения, где он может говорить, не боится быть наказанным, где он доверяет и любим. То есть у него должен быть надежный тыл, выступающий поддержкой в борьбе с трудностями. Поэтому не наказывайте ребенка за непослушание — так вы унижаете его и подавляете его волю. Атмосфера доверия и четких понятных правил, обсуждение дисциплинарных норм гораздо полезнее для его самооценки. Безусловно, нужно, чтобы родитель принимал важные решения, но не через насилие.
Открытая атмосфера — в смысле принятия всех эмоций ребенка — позволит ему чувствовать себя безопасно с вами, а значит, делиться даже чем-то непростым, например, рассказать о случаях, когда другие взрослые угрожали ему или сделали что-то плохое.
Объясняйте ребенку, что, когда нарушаются его права (например, его куда-то ведут насильно, заставляют делать то, что он не хочет, трогают его против его воли), он должен кричать и не бояться, что это будет невежливо. |
---|
Если вы уважительно относитесь к ребенку, а он к вам, если в вашей семье соблюдаются права и взрослых, и детей, то ребенок перенесет этот опыт и на отношения с окружающими. Ребенок, границы которого уважают, будет чувствителен к их нарушению и быстро поймет, что что-то не так.
Поэтому важно, чтобы ребенок имел право высказывать в семье недовольство или обиду, говорить о своих негативных эмоциях (читайте об этом подробнее в главе о гневе).
Например, если вы рассказываете ребенку, что его тело неприкосновенно, что он может сказать «нет» любому человеку, если не хочет, чтобы его трогали, а потом настаиваете, чтобы он принимал поцелуи от бабушки, которые ему не нравятся, или заставляете его обнимать родственников, — это двойное послание. Ребенку может быть неприятен человек, его запах и пр. Возможно, вам очень неловко, что внук не хочет обнимать бабушку, но гораздо хуже заставлять его делать то, чего он не хочет. Когда это входит в привычку, то становится частью личности: человек не может сказать «нет» в ответ на действия, которые ему неприятны, вредят или нарушают его границы.
Вам не нужно проводить одну большую лекцию на эту тему. Правила должны усваиваться органично, через бытовые ситуации, иначе ребенок может испугаться или пропустить важную информацию мимо ушей. Идете в супермаркет — рассказывайте о том, что делать, если потерялся. На улице женщина предложила малышу конфетку — обсудите с ним важное правило: «Никогда не бери ничего у чужих взрослых, даже конфеты, без разрешения мамы». Не ругайтесь, а просто рассказывайте.
Обсуждайте правила безопасности, когда читаете книги. «Как ты думаешь, какое правило безопасности нарушил мышонок? К чему это привело?» |
---|
Так вы не просто рассказываете, а поощряете ребенка самого задуматься над правилами, анализировать их.
Уже с 2,5–3 лет обучайте малыша правилу о допустимых прикосновениях (подробнее об этом рассказано в главе о сексуальности). Подмывая ребенка, скажите: «Это твои интимные места. Прикасаться к ним может только мама, когда тебя моет, или няня, которая помогает вытирать попу».
Сформулируйте важное правило: «Твое тело принадлежит только тебе», «Ты можешь сказать любому человеку, даже взрослому, что ты не хочешь, чтобы тебя трогали».
Например, вы идете с ребенком по улице, и на вас набросилась собака или пристал психически больной человек. Все это хорошие поводы для обсуждения безопасности.
Некоторые родители стараются, наоборот, отвлечь ребенка, чтобы он забыл о пугающем опыте. Но это не верно. Такое вытеснение приводит к разрастанию страха, его фиксации. К тому же вы упускаете прекрасную педагогическую возможность: информация запомнится лучше, если будет подана в контексте.
С детьми старше трех лет можно обсудить ситуацию подробно, предположив, какие чувства вызвала у ребенка встреча, расспросив, как он понял, что дядя отличается от остальных (развитие критического мышления и аналитических способностей). Оцените, как повели себя. Можно сразу сформулировать правило: «Если ты один и встретил такого человека, тебе нужно отойти от него или убежать. Не разговаривай с ним. Не бойся быть невежливым и звать на помощь».
С детьми младше трех лет не нужно вдаваться в подробные объяснения, но если вы заметили, что ребенок напрягся или испугался, ему тоже требуется «вентиляция чувств». «Этот дядя необычно себя вел, и ты испугался. Все в порядке, не тревожься, я была рядом и сказала дяде, что мы не хотим с ним общаться. Он ушел, все хорошо». Так вы проговариваете чувство ребенка, чтобы оно не ушло внутрь и не закрепилось, и одновременно успокаиваете малыша, заверяя, что у вас все под контролем (даже если вы сами напуганы до чертиков).
Если ребенок потерялся в магазине, не кричите на него. Вы можете заплакать, крепко обнять его, показать свой испуг (умеренно). Но не проявляйте гнев, не падайте в обморок, не кричите, что он вас в гроб сведет. Потому что ребенок запомнит эту ситуацию и сделает вывод. Она дает ему ответ на вопрос, справится ли мама, если случится что-то плохое, можно ли обратиться к ней. Поэтому успокойтесь и позже, без сильных эмоций, поговорите с малышом о правилах поведения и опасностях. И помните, что это не его забота — не потеряться, а ваша — следить за ним и не выпускать из виду.
Детям постарше (с шести лет) можно рассказать примерно следующее: «На свете очень много хороших людей. Но иногда встречаются люди, которые могут причинить другим вред, даже детям. Они не выглядят как преступники, а выглядят как самые обычные дяди и тети. Они могут сделать очень-очень плохие вещи, причинить боль или даже лишить жизни. Их мало, но они встречаются.
Чтобы отличить таких людей, помни: нормальный взрослый человек не будет обращаться к ребенку, которому не нужна помощь, он поговорит с его мамой или папой. Нормальные взрослые будут обращаться к ребенку, только если ему нужна помощь, если ребенок потерялся или плачет. Опасные люди могут подойти и обратиться просто так. Их цель — увести ребенка с собой. И поэтому они могут обманывать и заманивать (приведите примеры ловушек опасных людей: пойдем посмотрим/спасем собаку или кошку, отведу тебя к маме, я тебе покажу/дам что-то интересное, мне нужна твоя помощь и пр.). Ты никогда и ни при каких уговорах не должен никуда (даже недалеко) ходить с такими людьми».
Отвечайте примерно следующее: «Есть люди, которые сильно обозлились, и через ужасные поступки они выражают свои чувства, делают это плохими неправильными способами. Но на свете больше хороших людей».
Ребенок растет, и вот уже в 5–8 лет его не только приглашают к другу на день рождения, но и в гости с ночевкой. Это времяпрепровождение может быть очень интересным и приятным, но здесь таятся и определенные опасности. Ребенок попадает в чужую семью, сталкивается с чужими взрослыми, остается с ними наедине.
Вероятность того, что там произойдет что- то плохое, резко снизится, если вы заранее будете осведомлены о следующих моментах:
Не стоит отпускать ребенка в семью, о которой вы совсем ничего не знаете. Иногда невозможно задать интересующие вопросы так, чтобы не показаться странной или не обидеть людей. Тогда вы можете сначала пригласить того ребенка с родителями к себе, а затем сами сходить к ним в гости. Накануне можно позвонить приглашающей стороне и поинтересоваться, на какое время планируется визит, что можно принести в подарок (фрукты, конфеты). Вы вполне можете выяснить, кто будет присматривать за детьми, и попросить не отпускать их одних во двор, если вы еще не отпускаете своего ребенка гулять самостоятельно.
Также перед тем, как отпустить ребенка в гости, напомните ему основные правила безопасности.
Главные правила безопасности, которые должен знать ваш ребенок:
Если вы бываете в местах скопления народа с двумя и более детьми, пришейте им бирки на одежду, наденьте браслеты/кулоны с адресом и телефоном. Можно приобрести часы, по которым вы всегда определите местоположение ребенка и сможете с ним связаться. Иногда достаточно на секунду отвлечься на малыша в коляске, как непоседливый четырехлетка исчезнет из виду.
Родителям часто кажется, что, рассказывая ребенку об опасностях, они формируют у него страхи, он становится робким, нерешительным, запуганным.