Подборка от создательницы канала «новая детская» Натальи Бесхлебной.
Одна из первых современных книжек-картинок про смерть — «Самые добрые в мире» — появилась на отечественном рынке В 2008 году. Общественность была шокирована, высказывались не только покупатели. Так, «Общественный совет по социальной рекламе Северо-Западного федерального округа» назвал книгу «потенциально опасной». Отдельно было отмечено, что «даже обложка проиллюстрирована рисунками могил». На самом деле на обложке была лишь веселая детская компания, шагающая в лес, закапывать дохлых мышек, но маленькие крестики в самом низу — о ужас!
За 15 лет, прошедших с того скандала, количество родителей, осознавших необходимость подобных книг, увеличилось. Психологи успели не раз объяснить нам, что литература о смерти помогает детям ответить на мучающие их вопросы, снять тревожность по поводу исчезновения любимой кошки или родственника, установить доверительные отношения, предполагающие честный разговор о самых трудных вещах. И хотя теперь цензуры и страхов стало намного больше, больше стал и выбор книг по теме.
Автор: Эдвард ван де Вендел, Марейе Толман
Издательство: Компасгид, 2021
О жизнерадостном лисенке, который погнался за фиолетовыми бабочками и сорвался с обрыва. Упавшему лисенку снится длинный сон, в котором он заново проживает всю свою жизнь. Вот он еще совсем маленький и слепой, вот дерется с братишками и ползает по подземным тоннелям, а вот стал такой большой, что бесстрашно лизнул мокрый нос пятнистого оленя. Наконец, он гонится за теми самыми фиолетовыми бабочками и — падает, а потом видит себя спящего со стороны. Проснется ли он?
Настоящий арт-объект с картинками, как бы нанесенными на страницы альбома монохромных фотографий. На снимках — пустынные северные пейзажи: голые ветки на фоне неба, открытое ветрам побережье, сухие травы, торчащие из-под снега. Но поверх этой холодной вечности поселилась рисованая разноцветная жизнь: больше всего рыжих лис и птиц всех мастей — черно-белые шилоклювки, дятлы с красными шляпками, розовощекие зарянки. Повествование ведется то с помощью текста, то с помощью одних картинок, что создает завораживающий ритм.
Отдельный важный разговор о том, что жизнь нужно беречь: не совать лишний раз нос в банки с узким горлышком, не бросаться куда попало сломя голову.
У книжки открытый финал: картинки показывают, что все хорошо — лисенок просыпается и его забирает домой большое семейство. Но текст изящно намекает, что, может быть, это и не тот же самый мир и здесь живут уже совсем другие бабочки.
Автор: Алекс Ногес, Гуриди
Издательство: Белая ворона
Музыканты играющие на похоронах не дают только что умершему мексиканцу Парко «покоиться с миром». Тогда он вылезает из могилы, чтобы всех утихомирить. Живые в ужасе разбегаются, а мертвец отправляется бродить по родным местам. Еще разок покатать на спине своих детей, услышать ароматы кухни, сыграть жене на гитаре и — успокоиться, ведь «осталось еще много жизней, чтобы прожить их в мире».
Книжка не претендует на то, что сможет что-то прояснить в вопросах о смерти. Но, несмотря на грустную тему и черный фон рисунков, с каждой страницы веет теплом и связью между всеми когда-либо посетившими эту землю. Живые и мертвые танцуют, выпивают и веселятся вместе, празднуя феерию бытия.
В конце книги есть небольшой раздел, в котором рассказывается о мексиканской культуре и «Дне мертвых». Как сложился знаменитый культ черепов, что такое «мариачи» и «калавериты» и зачем относиться к смерти с любовью.
Автор: Вольф Эльбрух
Издательство: Самокат, 2020
О дружбе забавной длинношеей птицы и смерти в клетчатом платьице. Утка задает смерти все волнующие ее вопросы — попадают ли умершие на небо? Будет ли пруд, когда не будет утки? Смерть дает бесстрастные философские ответы и утка проникается к ней доверием: они вместе ходят на пруд, залезают на деревья и любят тихо сидеть рядом. Так утка полностью примиряется со своей смертью.
Книжка наполнена тонким юмором, как в тексте, так и в иллюстрациях. Облик смерти сочетает привычные пустые глазницы с непривычным обаянием: ее позы, ее сдержанные эмоции, ее манера дружески подшучивать над уткой — вызывает симпатию. Утка боится говорить о том, что когда-нибудь умрет, но смерть подсказывает правильные и простые слова, «говорить о смерти ей было легко» — иронизирует автор.
Финал печальный, смерть прощается с уткой, пуская ее в последнее плавание по реке. Но тут, наконец, на сцене появляется третий заявленный в названии персонаж истории — тюльпан. Цветок — не просто часть похоронного обряда, но и символ вечного обновления.
Автор: Элисабет Хелланд Ларсен, Марине Шнейдер
Издательство: Поляндрия, 2021
В истории нет развивающегося сюжета — это поэма или гимн, воспевающий бесконечность и красоту жизни. Каждый, кто приходит в мир, должен однажды его покинуть, но лишь потому, что нужно уступить место новым росткам и птенцам. Если от этого грустно — есть один секрет: любовь, которая никогда не заканчивается.
Изящные иллюстрации с разными видами растений и животных. Образ смерти не имеет вообще ничего общего с тем, как ее обычно изображают. Вместо старухи с косой здесь розовощекий андрогин, разъезжающий на красном велосипеде. Одеяние у существа такого же сине-зеленого цвета, который использован в изображении растений, тропинок и водоемов, вплетен в узор на ковре.
Очень деликатно вводится важный рассказ о том, что смерть может прийти не только к пожилым людям, которые «насытились жизнью как насыщаются едой». Иногда и к молодым или даже к тем, кто еще и вовсе не успел родиться. Смерть поет им свои лучшие колыбельные и рассказывает «про бабочек, одуванчики и деревья».
Издание парное и во второй книге главная героиня — жизнь. Такое же существо, только в оранжевом — цвете беличьего хвоста, морских кораллов и бабушкиной кофточки. Жизнь и смерть приходят в гости друг к другу и выглядят как сестры-близняшки.
Автор: Брайан Лиис
Издательство: Гудвин, 2022
Лис Эван счастливо жил со своим псом и возделывал сад, где под бескрайним голубым небом «все вырастало очень большим». Но однажды случилась беда и в том же саду Эвану пришлось закопать умершего друга. Эван больше не хотел радоваться жизни и превратил свой сад в мрачное логово — искромсал всю красоту и поставил страшные пугала. Но жизнь продолжалась: сначала сад украсили буйные сорняки, затем туда пробралась тыква, а за вслед за ней появился и новый друг.
История очень наглядно показывает, что жизнь всегда побеждает. Вместе с главным героем читатель проживает стадии горя, когда ярость сменяется принятием, а затем — возвращается способность радоваться.
Очаровательная картина американского фермерского быта, в которой символом надежности выступает джинсовый комбинезон с садовыми инструментами в карманах, символом вкусной еды — фастфуд-пицца, а за самую большую тыкву в округе можно получить медаль на конкурсе урожая.
Не смотря на метафору чудесного сада, здесь нет попытки говорить экивоками — сюжет изложен прямо и доходчиво и мог бы легко превратиться в диснеевский мультфильм. Классические выпукло прорисованные персонажи, завязка, драма, трансформация героя и — неизбежный хэппи-энд.