20 детсадовцев в Зуме, не считая учителя: как выглядит дистанционное обучение в Канаде

Колонка Тамары Высоцкой.
Фото Depositphotos

Заходит как-то двадцать пятилеток в Зум, а один и говорит: «У меня попа чешется!» Мне хотелось бы, чтобы это было всего лишь невинным анекдотом на злобу дня, но, увы, такова моя реальность последние две недели.

Дело в том, что мы с семьей сейчас живем в Канаде. Здесь мой пятилетний ребенок пошел в обычную государственную школу — в класс, который в России называется «подготовительной группой». По сути это детский сад с прогулками и играми (но без дневного сна), но есть в нем и уроки, на которых дети учат буквы, цифры, изучают природу и науку.

До того, как мы переехали, Канада была в довольно суровом локдауне — почти весь прошлый год школьники учились на удаленке. Я радовалась тому, что все эти жесткие ограничения обошли нас стороной, но тут появился «омикрон», история начала повторяться, и все школы в нашем регионе отправили учиться дистанционно.

Итак, что надо знать об онлайн-учебе у пятилеток?

Это сложно

Не открою тут Америки, но жонглировать работой, учебой и своим психическим здоровьем — то еще испытание. Нам вообще досталось задание со звездочкой — сын еще не очень хорошо знает английский язык, а потому во многих моментах ему требуется помощь просто для того, чтобы понять задание учителя или выразить собственные мысли.

Впрочем, для меня главной сложностью оказалась даже не постоянная беготня из комнаты в комнату, а мучительная ответственность за то, что происходит в виртуальном классе. Куда подевались ножницы для поделки? Какой вопрос только что задали?


Почему мой ребенок ковыряет в носу вместо того, чтобы рассказывать о том, как прошли его выходные?


Много суеты, много стресса, и вот я из рассудительной женщины превращаюсь в дышащего огнем цербера, который выключает микрофон и рычит за кадром: «Слушай, что тебе говорят!»

Фото из личного архива

Это хаотично

Все обучение проходит на специальной онлайн-платформе, разработанной для местных школ. Платформа довольно удобная, и с ее помощью учителя каждое утро делятся с нами планом урока на предстоящий день.


Помогает ли это хоть немного морально подготовиться к тому, что будет происходить? Да. Проходит ли хоть один день по плану? Нет.


Причин множество — основная, как мне кажется, в том, что двадцати пятилеткам довольно сложно проводить по шесть часов в день (не пугайтесь, с перерывами!) перед экраном, и потому они с удовольствием съезжают с образовательных рельсов на разговоры и тыканье в камеру своими котами, младшими сестрами, лего-конструкциями, рисунками и бутербродами.

Учителя этому не противятся. Как известно, лучший способ предотвратить безобразие — это возглавить его, так что они с удовольствием общаются с детьми на тему того, что они ели на завтрак, какие мультики смотрели и куда пойдут гулять после уроков.

Конечно, немало хаоса возникает еще и из-за того, что пятилетки и высокие технологии — не самые совместимые в мире вещи.

Мне кажется, половина самого первого дня учебы ушла на то, чтобы научить детей включать и выключать свой микрофон и камеру, но до сих пор в общении с детьми учителя почти каждую свою фразу начинают с просьбы: «Пожалуйста, включи микрофон. Включи микрофон, мы тебя не слышим. Надо нажать вот на эту кнопочку» (после этого учитель обычно показывает специально заготовленную табличку).

Это интересно

Благодаря онлайн-обучению я смогла поближе познакомиться с тем, что вообще происходит на занятиях в школе — и, должна сказать, мы с мужем ежедневно немного завидуем сыну, чей день проходит так насыщенно и интересно.

Каждый учебный день разбит на смысловые блоки, между которыми — перерывы (довольно большие, по 30–40 минут) или двигательная активность. Как правило, детям показывают видеоролики с танцами или упражнениями, которые они повторяют, глядя на экран.

Иногда есть интерактивные задания — например, можно попробовать себя в роли героя видеоигры, который бежит на месте, периодически то подпрыгивая, то пригибаясь, то уклоняясь в разные стороны.


В остальное время они изучают буквы, пробуют читать, тренируют устный счет и проводят научные эксперименты (например, сколько получится воды, если растопить снег в стеклянной банке? Больше, чем снега, или меньше?).


Мне нравится, как школьные задания легко интегрируются в реальную жизнь — детям предлагают собрать свой возраст из Lego или деталей любого другого конструктора, они рисуют картинки о том как, по их мнению, насекомые переживают зиму (может быть, они спят под землей? Или улетают туда, где потеплее?) и учатся считать при помощи кукурузных хлопьев или мармеладок — у кого что есть.

Фото из личного архива

Отдельное внимание хочется уделить большой подборке материалов, посвященной ментальному здоровью. Здесь об этом говорят часто, и никто не пытается сделать вид, что дистанционное обучение — это то же самое, что и очное, просто через компьютер.

Поэтому, если это необходимо, родители в любой момент могут воспользоваться активностями, которые собрали для них учителя — есть там и подборка успокаивающей музыки, и расслабляющие упражнения из йоги, и простые сенсорные задания, которые помогают детям снизить напряжение от постоянного сидения перед экраном.

Это очень смешно

Да, это нервно и утомительно, но еще это очень смешно — как будто бы смотришь передачу «Устами младенца» в режиме нон-стоп. Дети делятся странными подробностями своей личной жизни, отпускают неуместные комментарии, а иногда делают что-то и вовсе непредсказуемое.

Так однажды из работы меня вырвала фраза учительницы: «Джун, убери, пожалуйста, ножницы. Нет, не надо стричь себе волосы», произнесенная совершенно будничным тоном. Далеко не все родители могут позволить себе сидеть рядом с ребенком целый день, а потому малыши на экране нередко творят всякую дичь.

Сейчас к концу подходит вторая неделя нашего онлайн-обучения (и пока есть надежда, что с понедельника все вернутся в очный режим). Я надеюсь, что никому из вас не посчастливится столкнуться с дистанционным обучением пятилеток, но если вдруг, то держите пару советов. Смириться с процессом и перестать жутко стрессовать мне помогли две вещи.


Первая — это выключиться из процесса.


Серьезно, я поняла, что чем больше я участвую, перевожу, объясняю, слежу и нависаю над ребенком как вертолет, тем хуже нам всем становится. Он не слушает сам, потому что знает, что это делаю за него я, а я злюсь и устаю.

Самым верным для меня стало решение просто уйти в другую комнату и заниматься своими делами. И внезапно оказалось, что сын сам прекрасно знает, где и как включать микрофон, как переключать режимы просмотра в Зуме, как поднимать руку, ждать своей очереди и отвечать на вопросы. Магия, не иначе.

Второе — это сенсорная разрядка. Да, детям очень сложно высиживать столько времени перед экраном, они довольно быстро устают, начинают ерзать, дергаться и буянить. Однако весь этот стресс можно снизить, если дать ребенку в руки что-то, что позволит ему отвлечься, переключиться и успокоиться.


Плей-до, все то же Lego, поп-ит, альбом с мелками для бездумного чириканья — все средства хороши, чтобы отвлечь и развлечь ребенка в не самые интересные моменты.


Несмотря на то, что весь этот опыт на первый взгляд выглядит тяжелым, непривычным и стрессовым, в целом мне нравится то, что получается — я могу своими глазами убедиться в том, что мой ребенок находится в хороших руках, и побольше узнать о том, что он там изучает, а он становится самостоятельнее и увереннее в себе.

Если хотите побольше узнать о том, как выглядит родительство в США и Канаде до того, как придет пора идти в сад, то рекомендую вам вот этот материал — там много интересного. Ну а если вы до сих пор не понимаете, как работать из дома с ребенком на голове — тут универсального ответа нет, но мы это подробно обсуждали в первом выпуске нашего подкаста «Родили и не поняли».

Ликбез Маленькая балерина из Освенцима: жуткая, удивительная и вдохновляющая история Эдит Эгер
В мае 1945 года 17-летняя Эдит Элефант лежала в куче мертвых тел в концлагере Гунскирхен и едва могла пошевелить рукой. У девушки была сломана спина, она страда...