Это значит, что эмпатии ребенка можно (и нужно) научить, главное — делать это постепенно и начинать с раннего возраста. Подробно о том, что такое эмпатия, как она формируется и с чем ее можно перепутать, мы уже писали здесь. А теперь давайте разберемся, что рекомендуют делать специалисты, чтобы помочь ребенку развить эмпатию и эмоциональный интеллект прямо с пеленок.
Эмпатия развивается в несколько этапов, и начинается этот процесс практически с рождения. Вот основные этапы, которые проходит ребенок в возрасте от нуля до трех лет.
? Распознавание эмоций. Ребенок умеет распознавать простые эмоции — такие как грусть, злость, радость или страх с первых месяцев жизни. Уже в возрасте около шести месяцев малыши могут искренне улыбаться при виде родителей или любимых игрушек.
? Наблюдение за чужими эмоциями. Примерно в том же возрасте дети начинают следить за эмоциональной реакцией, которую проявляют другие люди, и копировать ее.
? Развитие собственной идентичности. К возрасту двух лет ребенок начинает распознавать свое отражение в зеркале, тогда же он впервые начинает задумываться о том, что у людей могут быть свои мысли и переживания, которые отличаются от его собственных.
А вот что могут сделать родители, чтобы помочь малышу развить эмпатию в первые три года жизни:
Малыши всегда ориентируются на своих родителей и старших родственников в самых разных вопросах. И, конечно же, здесь работает старый добрый воспитательный закон: самый лучший способ привить ребенку определенное поведение — это демонстрировать его самому. С маленькими детьми это работает просто: когда вы распознаете их эмоцию и реагируете на нее соответственно, вы подаете им пример эмпатии и заботы.
Это включает в себя такие простые ежедневные действия как смена подгузников, кормление и утешение. Когда ребенок станет старше, вы можете начать проговаривать его эмоции и сочувствовать ему вербально, например: «О, я видел, как ты упал, наверное, это очень больно. Давай я тебя пожалею».
Еще один полезный навык, который способствует развитию эмпатии — это умение видеть причинно-следственные связи. Задача родителей здесь — дать детям понять, что их действия обладают разными последствиями для окружающих людей и научить их предугадывать эти последствия.
Для развития этого навыка у малышей вы можете сыграть с ними в «лицо» — простую и веселую игру. Когда ребенок дотрагивается какой-то части вашего лица — пошевелите ей или сморщите, а если ребенок нажмет вам на нос — высуньте язык. Так маленькому ребенку будет проще понять, что каждое их действие может иметь незамедлительное последствие (ну и посмеяться от души, конечно).
Детям, особенно в раннем возрасте, нередко требуется участие родителей, которые могли бы следить за их поведением и модерировать его. Так, например, малыши не умеют рассчитывать собственную силу, а потому играя с другими детьми или животными они могут непреднамеренно причинить им боль.
Для этого и нужно участие родителей — чтобы объяснить детям, когда они начинают вести себя слишком грубо или прикладывать слишком много силы, и показать, как лучше поступать, чтобы никого не обидеть в процессе игры и общения. Скорее всего, эти знания не приживутся с первого раза, а потому вам понадобится много настойчивых тренировок до тех пор, пока ребенок не научится быть внимательнее и аккуратнее в общении с окружающими.