Грета Гервиг и ее фильм имеют к этому опосредованное отношение. Оказывается, Барби — кукла «эмоциональной поддержки».
Этим летом продажи игрушек Mattel превзошли все ожидания.
Например, в США оборот за июль-август увеличился на 25 процентов — по сравнению с тем же периодом прошлого года. В России цифры еще более показательны. Например, в OZON июльские продажи самих кукол выросли на 44 процента, а кукольных домов — вдвое; в «Яндекс Маркете» спрос вырос на 50 процентов, на «Авито Товарах» — в полтора раза.
Взрослых не останавливают взлетевшие цены (а они даже в США подскочили на четверть, не говоря уже о России, где кукла подорожала вдвое). Они покупают сразу по нескольку экземпляров и зачастую — для самих себя.
Казалось бы: просто тренд, взлетевший на волне популярности фильма «Барби». Но не все так просто. Если вы уже посмотрели картину Греты Гервиг, то наверняка помните, что кукла по сюжету принадлежит взрослой женщине. Так что лента стала не причиной, а, скорее, отражением ранее возникшего явления — массовой любви кидалтов (от английского kid — «ребенок» и adult — «взрослый») к легендарной кукле.
Интересное по теме
«Она была просто телом, а не персонажем»: как Барби стала инклюзивной и что это значит для детей
Хотя, конечно, с выходом фильма этот феномен вспыхнул с новой силой. Взрослые пользователи TikTok записывают видео в игрушечных магазинах: они изучают полки и выбирают себе кукол, которые соответствуют их профессии, характеру или хобби. Затем осторожно распаковывают, благоговейно гладят по волосам и признаются, что снова чувствуют себя детьми.
Комментарии к таким видео не менее эмоциональны. «Неважно, взрослый вы или ребенок — вы все равно погладите Барби по волосам, достав ее из коробки», «Моя Барби будет жить в моей бывшей детской комнате», «Недавно купила куклу себе, и что-то во мне изменилось. Думаю, навсегда», — пишут пользователи.
Если все это кажется вам недостаточно трогательным, посмотрите вот такие ролики: дети покупают кукол и дарят своим родителям, все детство мечтавшим о Барби, но так ее и не получившим. Например, в одном из них дочь преподносит матери Барби, выпущенную в честь мексиканского праздника мертвых Dia De Muertos (с гримом Калавера и расписными черепами по подолу платья). Реакция мамы вызывает неподдельные слезы.
В общем, фильм «Барби» не только побил рекорды кассовых сборов и продаж игрушек, но и заставил обратить внимание на ментальное состояние взрослых. Многие из нас нуждаются в эмоциональной поддержке. И пытаются получить ее из самых разных источников, в том числе и за счет флагманши Mattel.
Один из российских коллекционеров, пожелавший остаться неизвестным, условно разделил потребителей Барби на четыре категории: дети, коллекционеры, блогеры и (не согласны с формулировкой, но приводим точную цитату, — НЭН) «мамочки в депрессии». С первыми двумя группами все понятно. У блогеров это чаще всего вопрос бизнеса: просто купить куклу для распаковки. А вот с четвертой категорией все интереснее -Во-первых, в ней встречаются и мужчины. Во-вторых, у людей, принадлежащих этой группе, есть общая черта: как правило, они переживают жизненный кризис.
«Или, наоборот, закидываемые подарками любящих родственников. Они не коллекционеры. Это люди, играющие в кукол, и получающие от этого массу кайфа и позитивного общения», — отметил анонимный собеседник «Фонтанки».
И куклы работают — эффективность игры в терапии давно подтверждена. Так, Кристин Флора, профессорка психологии Колледжа Франклина (Индиана), призналась, что «Барби» именно этим ее и порадовала. Ей понравилось, как фильм открыл людям глаза на важность игры даже в недетском возрасте.
«Есть немало исследований, подтвердивших пользу игр для детей. Но сейчас появляется все больше научных доказательств того, что игры полезны и для взрослых, особенно в плане психического здоровья, — сказала специалистка в беседе с CNN. — Некоторые исследования показывают, что игра помогает предотвратить депрессию. Игра может вселить в нас оптимизм, что действительно важно в неопределенных ситуациях».
Но в первую очередь, Кристин все же выделяет важность этой терапии для женщин и девочек. По мнению психологини, чувство игры возвращает им веру в себя и позитивное мышление, когда наступает критический момент.
«У мальчиков и девочек до 13 лет примерно одинаковый уровень уверенности в себе, — объясняет Флора. — А затем мы наблюдаем, как у девочек уверенность в себе постепенно снижается, тогда как у мальчиков она, наоборот, имеет тенденцию повышаться. Это говорит о том, что на девочек в этом возрасте оказывается колоссальное психологическое давление. И чувство игры помогает защититься».
Интересное по теме
Почему у Кена нет пениса?
Сама атрибутика «Барби» — блестки, стразы, бесконечные вечеринки, пляжи, неоновый розовый — обладает своего рода терапевтическим эффектом. Кстати, режиссерка Грета Гервиг признавалась, что на эстетику фильма ее вдохновило собственное детство.
«Когда мне было восемь лет, я обожала самые большие, самые яркие, самые громкие и блестящие вещи, которые только могла найти», — признавалась Грета в интервью Rolling Stone. Она вспомнила, как ей ужасно не хотелось перегружать фильм безупречным «взрослым» вкусом: «Это просто казалось неискренним по отношению к самой задаче. Так что мы выбрали яркие, насыщенные цвета. В результате набор реквизитов стал похож на генератор дофамина. Все смотрели и улыбались».
Неудивительно, что на мировой премьере было полно людей всех возрастов и полов, одетых в розовое с блестками. Как будто сговорившись, публика нарядилась в духе Барбиленда, пишет CNN.
«В этом чувствуется настоящий голод, — считает профессорка Кристин Флора. — Наше представление об „игре“ часто вырастает вместе с нами. Поэтому вместо того, чтобы заниматься теми же вещами, что нам нравились в детстве, мы находим новые способы развлечься — например, наряжаемся».