Феноменальное обучение в финских школах: когда дети не задают вопрос «А зачем мне это нужно знать?»

Ученики не зубрят и не изучают абстрактные теории, а решают проблемы из реальной жизни.

Фото: Eka Chernomortseva | Shutterstock | Fotodom

О финской системе образования часто говорят как о лучшей в мире. Школьников и родителей из других стран чаще всего восхищает непривычная для классической школы свобода, почти полное отсутствие домашних заданий и экзаменов. А специалисты пытаются понять, как при этом финским ученикам удается показывать высочайший уровень знаний. В течение десятилетий финны занимали лидирующие места в рейтинге PISA (Programme for International Student Assessment — Международная программа по оценке достижений учащихся).

Финские специалисты в области образования продолжают исследования и разрабатывают новые программы, позволяющие детям адаптироваться к быстро меняющемуся миру, в котором важны не только академические знания, но и умение ориентироваться в ситуации, решать сложные проблемы, взаимодействовать с другими людьми.

В 2016 году в Финляндии была проведена образовательная реформа, в результате которой в школах ввели систему обучения на основе феноменов (Phenomenon Based Learning, PhenoBL), принципы и отдельные элементы которой сейчас так или иначе внедряются во многих странах.

Как можно догадаться из названия, суть этой системы заключается в изучении феноменов, которые окружают нас в реальной жизни. Вместо абстрактных концепций и теорий обучение фиксируется на том, что происходит вокруг и может вызвать интерес у детей.

Любой родитель и педагог знают, что такое бесконечные детские вопросы. Почему идет дождь? Умеют ли мартышки выращивать бананы? Как какают божьи коровки? И многое-многое другое. Это и есть центральная точка системы обучения на основе феноменов: ребенок и его любопытство.

Интересное по теме

Мы учим своих детей доброте, а поверят ли они нам

Если коротко описать учебный процесс, основанный на этой системе, то он выглядит так: дети выбирают интересующую их тему, преподаватель направляет их, помогает задать нужные вопросы, сформулировать проблему, а затем, используя различные дисциплины, попытаться решить ее и найти ответы на свои же вопросы. По мере изучения вопроса тема может расширяться, появляются новые задачи и проблемы.

Например, если ученики заинтересовались кораблями, то, изучая этот феномен, они будут вынуждены обратиться к истории мореплавания и кораблестроения, а вместе с ними непременно поднимут тему географических открытий, а затем и колонизации. Обратятся к физике, чтобы понять, почему судно держится на воде и за счет чего может плыть. Узнают о двигателях внутреннего сгорания и принципах аэродинамики. О климате в разных частях мира и о погодных явлениях, способствующих или препятствующих навигации.

Такой подход позволяет ученикам не просто следовать инструкциям учителя, а проявлять любопытство и находить мотивацию в его удовлетворении, не бояться исследовать и экспериментировать, творчески переосмыслять полученные знания.

Интересное по теме

Мотивация, дисциплина и разговор по душам. 5 полезных книг для родителей юных спортсменов

А зачем мне это знать?

Одним из главных препятствий на пути к знаниям в классической школе является скука. Во-первых, система рассчитана на «среднего ученика» и вынуждает всех детей двигаться в одном ритме, поторапливая тех, кто не успевает, и притормаживая тех, кто готов идти вперед.

Кроме того, изучение абстрактных концепций, которые кажутся неприменимыми в обычной жизни, не мотивирует детей. Даже самые способные ученики часто задаются вопросом: «А зачем мне это знать?»

Необходимость зазубривать большие объемы информации, учить теории, которые, по мнению детей, не имеют никакой пользы в реальном мире, убивает желание учиться. Обучение на основе феноменов решает эту проблему, ведь ученикам совершенно очевидно, на какие вопросы отвечают полученные знания.

Интересное по теме

Хвалите не результат, а процесс. Как сказать ребенку о том, что он молодец?

Инструменты и методы

Для достижения целей феномено-ориентированного обучения используются различные методы. Среди них — проектно-ориентированное обучение и проблемно-ориентированное обучение.

В ходе изучения какого-либо феномена перед учащимися может быть поставлена задача решить проблему. Например, возвращаясь к изучению кораблей, ученикам можно предложить задуматься о том, как дольше сохранить продукты свежими во время длительных морских переходов (проблема) или из подручных материалов создать модель корабля, которая сможет выдержать плавание по пруду в соседнем парке (проект).

Кто придумал феноменальное обучение?

Автор концепции обучения на основе феноменов — профессор психологии из Хельсинки Кирсти Лонка. Она описала свою систему в книге «Феноменальное обучение из Финляндии». Однажды в интервью она сказала, что все финские учителя читают ее книги на протяжении десятков лет, но обычно это научные труды, написанные не очень понятным языком. Поэтому она решила написать книгу, в которой обычные люди смогут найти полезную для себя информацию и которую будет легко читать.

Даже название книги, содержащее игру слов, намекает на то, что читателю будет интересно. Ведь «феноменальный» значит «исключительный», «невероятный», но также и «основанный на феномене».

В школе Кирсти часто бывало скучно, поэтому она посвятила свою жизнь поиску решения проблемы: как сделать так, чтобы учеба в школе не убивала в детях тягу к познанию.

Школа — это не музей. И очень плохо, что разрыв между тем, что происходит в школе, и тем, что происходит за ее пределами, стремительно увеличивается. Обучение на основе феноменов стало попыткой сократить этот разрыв. Ведь оценки, показатели и уровень знаний — это далеко не главное, о чем должны переживать специалисты в сфере образования:

«Люди ошибаются, думая, что необходимо сконцентрироваться на измерении навыков, полученных в школе. Но куда важнее понять, насколько у детей развито умение мыслить, понимать и применять полученные знания на практике. Индекс счастья куда важнее, чем позиция в рейтинге PISA», — считает автор системы.

Мир меняется, и школа тоже должна меняться. Это вовсе не значит перевернуть все с ног на голову. В финской школе используется лишь 1–2 интердисциплинарных модуля, а изучение остальных предметов проходит по классической системе.

Интересное по теме

Что делать, если ребенок не хочет учиться? Слушать новый выпуск подкаста «Родили и не поняли»!

Можно ли применять феноменальное обучение в других странах?

Почему бы и нет? Ведь сама создательница системы говорит о том, что феноменальное обучение — это способ мышления, а не набор правил и методик. А значит, адаптировать эту концепцию можно под самые разные условия.

С какими проблемами и сложностями могут столкнуться школы, которые попытаются использовать эту систему у себя?

В первую очередь — с нехваткой ресурсов. Во вторую — с необходимостью перестраивать расписание, адаптировать программу и вовлекать в проект весь педагогический коллектив.

Например, учителя младших классов в Финляндии готовы преподавать 13 разных предметов. Поэтому внедрение такой системы в финских школах не составило проблемы. Если подобных профессионалов в школе нет, то система потребует сотрудничества всех учителей.

В старших классах финской школы за каждый предмет отвечает отдельный учитель, поэтому использование феноменально-ориентированного обучения значительно усложняется.

Феноменально-ориентированное обучение построено вокруг ученика, а не вокруг удобства учителя или учебного заведения. При применении этого подхода приходится менять саму структуру обучения, подстраиваться, быть гибкими. Ведь это своего рода саморегулирующаяся система.

Если в процессе обучения возникают вопросы и проблемы, приходится искать на них ответы. Довольно сложно все предусмотреть и запланировать заранее. Кроме того, такая система обучения предполагает сотрудничество, работу в команде и плохо сочетается с конкуренцией. Ведь у команды общая проблема, а значит, общая цель — найти ее решение. И работать для этого необходимо вместе.

Интересное по теме

Игры, в которые играют люди

Зачем нужно феноменально-ориентированное обучение?

Цель феноменально-ориентированного обучения — подготовить учащихся к решению проблем в реальной жизни.

Вместо пассивного изучения абстрактных или разрозненных концепций феноменально-ориентированное обучение предлагает реальные жизненные проблемы и требует от учащихся активного поиска знаний и навыков, необходимых для их решения.

В последнее время ученые много говорят о том, что у детей отсутствуют такие важные навыки, как критическое и креативное мышление, способность применять знания для решения проблем, коммуникативные навыки и умение работать с другими людьми, а также эмоциональный интеллект.

Специалисты во всем мире ищут решение этой проблемы, и появление системы обучения, основанного на феноменах, — одно из них. Ведь эта система базируется не на запоминании больших объемов информации, а на определении проблем и поиске их решений. При этом учащимся приходится критически переосмысливать найденную информацию, проявлять творческий подход, пытаясь применить ее на практике, взаимодействовать с другими участниками группы, учиться находить общий язык.

Феноменально-ориентированное обучение — не новая концепция. Оно основано на конструктивистской и социальной теориях обучения. Эти теории утверждают, что для детей важно быть активными участниками учебного процесса, а не получать готовую информацию. И делать это в группе, взаимодействуя с другими детьми, особенно эффективно.

Как происходит такое обучение в реальной жизни?

О том, как проходит обучение по этой системе в Финляндии, нам рассказала автор телеграм-канала «Финляндия: эмиграция. Личный опыт» Маша Семенова (имя изменено). Маша сталкивалась с финской системой образования и как преподаватель, проходя практику в детском саду, и как студентка, получив высшее и профессиональное образование в учебном заведении среднего звена.

«Обучение на основе феноменов чаще применяется в младшей и средней школе, а также в подготовительных группах детского сада. Например, в интеграционном подготовительном классе в школе, куда поступают все дети-эмигранты без знания финского языка. За год они должны освоить язык, чтобы затем перейти в обычный учебный класс по своему возрасту и продолжить заниматься по стандартной программе.

Как происходит изучение языка в этом классе? Например, учитель берет тему «Птицы весной». И на уроках дети разбирают особенности поведения птиц, их питание в этот период, узнают, можно ли их кормить около домов. Параллельно изучают лексику по этой теме.

Точно так же происходит с математикой: дети не просто учатся складывать или умножать — они, скорее, будут рассчитывать, к примеру, сумму налога, который необходимо оплатить. Главное — максимальное приближение к повседневной жизни.

Когда дети переходят в старшую школу, принцип «минимум теории — максимум практики» продолжает использоваться, но темы становятся уже, поэтому акцент чаще делается на проектном обучении. Студенты редко сдают теорию на экзаменах, но они делают совместные проекты. Например, журналисты пишут общую статью, а биологи проводят эксперимент и по итогам готовят презентацию».

Финская модель обучения настолько хорошо себя зарекомендовала, что ее начали использовать во многих европейских странах.

Мариона Альбасете, учительница младших классов в одной из школ Барселоны (Испания), рассказала о том, что система, применяемая в их школе, вдохновлена успехом финской образовательной модели, хотя есть и нюансы. Например, список тем для изучения ограничен учебным планом.

«Ключевая идея этой системы — активное участие учеников, которые становятся главными действующими лицами учебного процесса, а школа лишь сопровождает их на этом пути. Дети учатся взаимодействовать с одноклассниками и педагогами, работать в команде.

Обучение проходит междисциплинарно, однако центральная тема выбирается в соответствии с учебным планом каталонской образовательной системы. Затем учебный материал для каждой группы структурируется, охватывая при этом все предметные области.

Особое внимание уделяется развитию автономности и индивидуальной оценке каждого ученика. Они являются главными участниками процесса и играют ключевую роль в оценке и самооценке не только результата, но и всего процесса обучения».

Недостатки обучения, основанного на феноменах

В последние годы, согласно рейтингу PISA, уровень знаний финских школьников снизился. В качестве решения проблемы, начиная с августа 2025 года, власти добавят финским школьникам часы литературы, языка и математики, но не увеличат количество интердисциплинарных модулей.

Противники системы говорят о том, что она не позволяет достаточно глубоко изучить предмет, ограничиваясь лишь той частью знаний, которая имеет отношение к феномену, над которым работает ребенок.

Также отмечают, что эта система подходит детям с достаточной внутренней мотивацией, но неэффективна для тех, кого нужно направлять. Она не учитывает индивидуальных особенностей: если ученик недостаточно самостоятельный, он может получить неполноценный образовательный опыт.

Кроме того, детям, обучавшимся по этой системе, может быть сложнее адаптироваться к традиционным форматам обучения, что может стать проблемой при подготовке к экзаменам и поступлении в вуз.

Выводы

Обучение, основанное на феноменах, может быть полезным опытом для развития многих навыков, которых так не хватает современным детям. Однако при его использовании важно соблюдать баланс с традиционными методами.