Мнение мамы, которая отдала дочь в частную школу.
Если вы когда-нибудь выбирали для ребенка развивашки или просто просматривали сайты секций, кружков и школ, вы наверняка встречали в их описании словосочетание «индивидуальный подход к каждому ребенку».
Конечно, любой родитель хочет, чтобы в системе образования — неважно, дополнительное оно или основное — к его ребенку относились с учетом его способностей, интересов и потребностей. Но возможно ли это на практике?
Мы поговорили с нашей читательницей Ульяной, мамой девятилетней Сони, которая выбрала для своей дочери обучение в частной школе. Мы узнали у нее, как в выбранном ею учебном заведении реализуется концепция индивидуального подхода и чем она хороша.
Как любая мать, я хочу, чтобы с моим ребенком считались. Я хочу, чтобы права моей дочери соблюдались, чтобы она уверенно чувствовала себя в обществе и знала, что к ней относятся как к полноценному человеку. В том числе и в стенах школы. Как любая мать, я живу в реальном мире и понимаю, что никто не обязан сдувать с моего ребенка пылинки и носить его на руках. Хотя, конечно, хотелось бы.
А если серьезно, мне правда важно, в каких условиях находится ребенок, когда он не со мной. И если переделать внешний мир так, чтобы он не представлял никакой опасности для моей дочери и был к ней всегда приветлив, я не могу, кое-что все-таки в моих руках. Поэтому я отдала ее в частную школу — мне важно, чтобы в процессе получения образования к ней действительно применяли индивидуальный подход. Почему?
Возможно, во мне еще слишком живы воспоминания о собственном детстве и учебе в школе. Сколько раз я ловила себя на том, что боюсь войти в кабинет — не потому, что я что-то не выучила, а потому, что меня просто до чертиков пугает учительница. Сколько раз я думала: если бы только я могла честно сказать, что поняла не все из того, что мне только что пытались объяснить! Сколько раз я хотела, чтобы учительница математики похвалила меня, когда у меня — может, впервые за четверть! — действительно получилось решить задачу без ошибки и с первого раза.
Когда я училась в школе, мне все говорили, что в естественно-технических науках я безнадежна: мол, ты гуманитарий до мозга костей. И я сама так думала. До тех пор, пока на работе мне не пришлось работать с аналитикой огромного массива данных. И знаете, я справляюсь. Но только потому, что я сама в себя поверила — я еще и индивидуально подошла к своим способностям и интересам. Уверена, будь в моей школе действительно индивидуальный подход, мне бы и в голову не пришло считать себя «от природы» неспособной к математическим вычислениям и логическому мышлению.
Моя дочь заканчивает третий класс — и ей ни разу никто не сказал, что она недостаточно хороша для математики, русского, английского или окружающего мира. Потому что учителя в ее школе знают, как найти подход именно к ней, как именно ей объяснить тему, которую они сейчас изучают, как именно ее заинтересовать какими-то, возможно, не самыми увлекательными для нее вещами. Так как же устроен индивидуальный подход в нашей школе?
Интересное по теме
Всем по ролевой модели: чего девочкам не хватает в школе
В классе моей дочери нет и пятнадцати человек, и это позволяет учителям уделить достаточное время каждому ребенку на занятии. Когда дети находятся в камерной атмосфере, они меньше стесняются говорить о своих сложностях, меньше боятся ошибиться и знают, что не бывает глупых вопросов.
Это способствует не только укреплению теплых отношений между ребятами и преподавателями, но и дает учителям гораздо больше пространства для маневра: они видят (не только физически, но и эмоционально) всех детей и могут скорректировать ход занятий, если этого потребуют обстоятельства. Например, задержаться на каком-то понятии или явлении подольше, чтобы ребенок, который что-то упустил, смог как следует усвоить тему, а другие ребята — погрузиться в нее глубже.
Маленький класс — это фактически эквалайзер в руках учителя: он настраивает ход обучения вручную, чтобы дети, двигаясь каждый в своем темпе, осваивали программу. В классе на тридцать человек, конечно, при всем желании такого темпа и ритма никак не обеспечить.
Знаю, что многих это шокирует — и даже бесит: как это так? Что еще за школа без оценок? Да, мне тоже поначалу было это странно — непривычно переключать свой мозг на то, что в него так просто не укладывается. Сложно поверить, что ребенок вообще может жить и учиться без оценок.
В школе нет отметок до четвертого класса, а есть система обратной связи — в форме комментариев, рефлексии на уроке и репортов для родителей. Учитель пишет каждому ребенку о его прогрессе, замечает маленькие шаги, выстраивает процесс на уроке таким образом, чтобы ребенок ориентировался на свою оценку, а также отмечает точки роста и дает рекомендации.
В итоге ребенок учится не ради пятерки в дневнике, а ради знаний — и в конечном итоге самого себя. Я хочу, чтобы в перспективе из моей дочери получился человек, который работает ради собственных целей и интереса, а не ради похвалы начальника. И отсутствие оценок ее этому учит — несмотря на то, что кажется, будто это сбивает ребенка с толка, на самом деле это задает ему рамки и показывает перспективы: ты учишься и будешь знать много разных интересных вещей, тебе объяснят, как функционирует мир, ты многое поймешь и откроешь для себя, не невротизируя себя страхом получить трояк.
Интересное по теме
«Школа должна подстраиваться под ребенка, а не ребенок — под школу»: история «Саммерхилла»
Да, моя дочь сдает аттестации, в результате которых в личное дело, конечно, заносится оценка (все-таки она учится не в сферической школе в вакууме, а в системе российского образования), но это — просто часть процесса, условия, которые мы принимаем.
И я, и учителя постоянно говорим ей, что оценки — это именно что условие, точнее, условность, необходимая для получения документов об образовании, но не для самого образования. Лично для меня в этом подходе важно вот что: ребенку объясняют, что он — неотъемлемая часть процесса изучения предметов, они существуют для радости познания, а не для оценивания его компетенций в них.
И именно в таких обстоятельства математика (или что угодно другое) перестает быть страшной и неприступной наукой, к которой у тебя «нет способностей» — она становится вызовом, интересным челленджем для ребенка, она не отталкивает, а наоборот — привлекает, потому что ребенок знает: учитель на его стороне и поможет ему взобраться на эту гору, потому что важен процесс и его этапы, а не формальный академический успех.
Кстати, за аттестационное тестирование по математике моя дочь получила в этом году 97 баллов из 100 — это та самая пресловутая пятерка. Могла ли я себе представить такие результаты, когда училась в школе сама? Конечно, нет.
Если вы выбираете школу, которая обещает вам индивидуальный подход к ребенку, обязательно спросите, насколько серьезно там относятся к развитию гибких навыков. На мой взгляд, работа с гибкими навыками — такими как критическое и креативное мышление, коммуникация и кооперация — отличный показатель того, что школа действительно понимает, что такое индивидуальный подход к ребенку.
Потому что обучение основным академическим знаниям будет максимально эффективным только с учетом личностных особенностей ребенка — а заметить (и уж тем более прокачать их) можно, только пристально к нему присмотревшись.
В Москве, например, есть школа «Олимп-Плюс», где как раз сделали ставку на развитие в детях самостоятельности, социальной компетенции и мышления — как видите, это важные для современного ребенка навыки, которые отлично развиваются вкупе с академическими. И происходит все это в безопасной для ребенка среде: как с физической, так и с эмоциональной точки зрения. Согласитесь, куда как проще и приятнее учиться, когда тебе обеспечивают условия, в которых тебе не страшно взять на себя ответственность за свои решения. А ведь именно этого мы в конечном итоге и хотим от своих детей.
Интересное по теме
Разговоры о важном: версия редакции НЭН
Этот пункт напрямую связан с предыдущим: если преподаватели видят в каждом ученике отдельную личность, они замечают, когда ребенку нужна особенная забота, внимание или, наоборот, возможность немного побыть в одиночестве. В нашей школе детям разрешают взять паузу и отказаться от занятия на какое-то время — например, если возникла какая-то сложность, которая вызвала злость и фрустрацию. Испытав сложные чувства, ребенок получает возможность экологично их утилизовать и прожить — если нужно, под присмотром преподавателя, с которым можно обсудить сложности.
Конечно, индивидуальный подход предполагает, что учитель не просто разрешает ребенку не делать то, чего не хочется! Учитель позволяет ученику встретиться с трудностями и преодолеть их. Замечая, что ребенок сопротивляется какой-то задаче, он обязательно увидит это, но будет не давить, требуя ее выполнения, а поинтересуется, какая помощь нужна, чтобы справиться. Это значит, что академическая норма будет выполнена, но по ходу ваш ребенок еще и разовьет эмпатию, мотивацию и способность справляться с гневом и другими сложными чувствами.
Все это вместе позволяет ребенку, родителям и учителям работать в команде и выстраивать для ученика индивидуальный образовательный маршрут. Что это значит? Что он будет учиться «не так, как все остальные»? Что ему положено «особое отношение»? И да, и нет.
На практике это означает, что ваш ребенок будет изучать все, что нужно в его возрасте — точно так же, как он делал бы это в общеобразовательной школе, только в процессе будут учитываться его эмоции, настрой и другие параметры, важные для успешного усвоения материала. Вы и сами знаете, что когда нет настроения, ничего не получается — и это вовсе не потому, что вы какой-то не такой или недостаточно компетентный человек. Просто у всех нас — в том числе и детей — есть эмоции, настроения и желания. Индивидуальный подход в образовании это учитывает — и позволяет ребенку осваивать все необходимые предметы в своем темпе.
Интересное по теме
Школа жизни — это школа капитанов: 8 важных навыков, которые пригодятся будущему первокласснику
Если вы переживаете, что этот подход его избалует, то не стоит. Как раз наоборот: исследования показывают, что чем более разнообразны возможности ребенка для высказывания мнения, изучения реальности и взаимодействия с другими людьми, тем он лучше усваивает информацию и новые данные. А значит, более эффективно применяет их на практике. А значит — лучше учится. Ведь все мы, родители, все равно переживаем за школьные успехи своих детей.
И обучение в частной школе как раз позволяет учесть и возможности для академической успеваемости, и для развития 4к-навыков (коммуникация, креативность, критическое мышление, командная работа) у ребенка. То есть это такая эклектичная смесь привычного и того, что необходимо современному ребенку помимо знаний: внимания и возможности чувствовать свою значимость в процессе получения образования.
Частная школа «Олимп-Плюс» работает уже 25 лет и объединяет коллектив не просто профессионалов, но единомышленников с общими ценностями. А это значит, что ученики школы находятся рядом с компетентными специалистами, помогающими им познавать мир и себя в нем, разбираться в своих компетенциях и чувствах, осваивать новое и не бояться ошибиться. Качественное образование, сильные и увлеченные своим делом учителя и тот самый индивидуальный подход объединились в одном проекте — школе «Олимп-Плюс».
Если вы хотите поближе познакомиться со школой и ее коллективом, приходите на празднование ее юбилея 3 июня. На празднике под открытым небом вы сможете увидеть специалистов школы своими глазами и задать все интересующие вас вопросы о поступлении, учебе и программе, по которой учат детей.
Реклама. Частное учреждение средняя образовательная школа «Олимп-Плюс» (ИНН 7731257903, go.olimp-plus.ru), LjN8KPVXc