Никогда не любила ужасы, вот совсем. Наверное, несмотря на неожиданные моменты, жанр для меня слишком предсказуемый. Как говорил Блейк Снайдер в культовой книге для сценаристов «Спасти котика»: «Это самый примитивный жанр, запас идей к которому неисчерпаем». Вот какой-то монстр, вот ограниченное пространство и герои, которые в этом пространстве пытаются спастись. Скука.
К тому же наш мир и так слишком страшный, включи новости — вот где настоящий хоррор.
Кстати, о новостях, больше всего в детстве меня напугал не какой-то страшный фильм, а фрагмент одного новостного сюжета. Это были девяностые, и над этикой транслируемого по телевизору задумывались не так, как сейчас (забавно звучит). Так вот был сюжет, где какие-то террористы прямо в эфире отстрелили палец взятому в плен человеку. Это одно из ярчайших и ужаснейших впечатлений из детства, связанных с телевизором. Я потом долго плохо спала, но так ни с кем и не поделилась. Даже сейчас та картинка перед глазами.
Что касается ребенка, то дочь смотрит то, что смотрим мы, поэтому к пяти годам она посмотрела всего «Гарри Поттера», «Властелина колец» и все фильмы вселенной Marvel. На мой взгляд, ей нормально: спит хорошо, глаз не дергается. Недавно мы хотели посмотреть «Черепашек-ниндзя», но что-то там было много насилия и крови, отключили через пять минут — такое рановато. В общем, фильмы к семейному просмотру мы все же фильтруем, но всегда ориентируемся на реакции дочери и свое личное родительское чутье.
Интересное по теме
Изгоняющий тоддлера: как бы выглядели фильмы ужасов, если бы их снимали родители
Мне было, наверное, лет шесть, когда девочка постарше, чем я, взяла меня на «слабо» и показала фильм про Фредди Крюгера. И хотя я храбрилась, что не испугаюсь, ужастик произвел на меня неизгладимое впечатление.
Я долго боялась идти в темноте до туалета и часто представляла, как из маминой из спальни, кривоногий и хромой (а точнее, обожженный и облезлый), вылезает ОН. Фильм я с тех пор не пересматривала, но помню, как Фредди материализовался из-под какого-то водного матраса — и матрасам я тоже долго не доверяла.
Сейчас фильмы ужасов особо не смотрю — слишком впечатлительная. Только в веселой компании, чтобы комментировать жуткие сцены и ржать над нелепыми диалогами — то есть как можно чаще выдергивать себя из сюжета и вспоминать, что это вообще-то выдумка.
Я обожаю ужасы и смотрю их с самого раннего детства — когда у нас появился видак, вместе с ним появились и кассеты с «Кошмаром на улице Вязов», он и стал моим любимым хоррором. И, наверное, в какой-то степени остается до сих пор — режиссер серии Уэс Крейвен был гением ужастиков и смог создать мир кошмара на все времена.
Я с глубочайшим уважением отношусь к его работам — в том числе и потому, что он был во многом первопроходцем, пионером и подарил жанру множество приемов и ходов, которые никто не использовал до него. Ну и я ценю его работы за чувство юмора и самоиронию — все-таки ужасы без этого невозможны.
Любовь к «Кошмару на улице Вязов» я пронесла через все детство и юность: я рассказывала про Фредди Крюгера в саду, заставила всех во дворе посмотреть эти фильмы, а когда они шли по телеку, бросала игры на самом интересном месте и шла домой. Лет в 13, когда родители оставляли меня одну на выходные, я не закатывала вечеринок, а закрывалась дома, делала бутерброды, доставала кассеты с «Кошмаром на улице Вязов» и кайфовала.
Я по-прежнему регулярно смотрю ужастики, но ребенка к совместному просмотру не привлекаю — она активно против хоррора и считает, что мама немного ку-ку, раз ей такое нравится.
Был какой-то непродолжительный период, когда несколько месяцев после родов мне не хотелось смотреть ужасы, но потом все вернулось на круги своя, и я продолжаю исследовать жанр. И по-прежнему я люблю смотреть хоррор одна: заперевшись на кухне с чипсами, пивом и темнотой. Или иду в кино — устраиваю свидание сама с собой и каким-нибудь забористым ужастиком.
Вообще, я считаю, что массово ужасы как жанр недооценены, а между тем многие из них говорят с нами о родительских страхах и являются прямой метафорой материнства. И если раньше мне казалось, что это немного манипулятивный прием, то теперь я понимаю, что на самом деле это довольно широкое поле для дискуссии о родительстве и возможность художественно осмыслить самые жуткие детские страхи, травмы и обиды. Посмотрите «Призрак дома на холме» — поймете, о чем я.
Интересное по теме
Можно ли показывать ребенку «взрослые» фильмы? Письмо главреда
Я всегда трепетно любила ужастики, смотрела их с ранних лет. В начальной школе я была прямо-таки популярной девочкой, потому что знала кучу страшных историй и артистично их рассказывала. Где-то в 11 лет я зафанатела по «Секретным материалам». Мои родители пытались как-то меня отвлечь и убедить не смотреть «эту жуть», но я была непреклонна.
Если у нас ломался телевизор (это был «Рубин», мой ровесник, он делал это часто), я спокойно могла слушать старые пластинки, радио, читать книги, но в понедельник, когда по Первому каналу шли «Секретные материалы», я уходила ночевать к бабушке. Потом я начала смотреть и другие страшилки: «Оно», «Джиперс-криперс», «Омен», «Кошмар на улице Вязов», все экранизации Стивена Кинга — классический набор. Было интересно, но не очень страшно.
В студенчестве я познакомилась с японскими ужастиками, вот они были страшнее. На самом деле, я очень книжный человек, так что если говорить о том, что меня в детстве напугало — это была книга из серии «Страшилки», она называлась «Четверо против оборотня». Прочитала ее лет в 12, наверное. Это реально было жутко, после прочтения я не находила в себе сил выйти летней ночью в деревенский туалет и писала в кустах малины возле веранды — они превосходно освещались из окон. Большого урона природе я нанести не успела, потому что кончилось полнолуние и ужас поблек. С ностальгией вспоминаю это чувство, повторилось оно всего один раз в жизни, при прочтении детектива «В лесной чаще».
Дочь у меня пока девушка пугливая: сейчас ей пять, и она боится Моры из «Муми-троллей». Я полагаю, что мы обязательно будем смотреть вместе ужастики, когда она будет к этому готова и если сама захочет. Пока она не любит страшные истории, а я не настаиваю. Если мы однажды дойдем до чего-то подобного, я хотела бы предложить ей посмотреть вместе фильмы Гильермо дель Торо.
Интересное по теме
Игра на выживание: 9 важных уроков родительства, которые можно найти в фильмах ужасов
Предыстория к истории. Мне было около восьми лет, когда в магазине я увидела большую куклу, примерно с меня ростом. У нее была короткая стрижка, джинсовая юбка, желтая водолазка, белые туфельки и большие зеленые глаза. Если ее руку немного вытянуть вперед, то одна переставляет ноги и как будто бы идет рядом. Стоила около трех тысяч, а я с детства копила деньги: когда бабушка давала мне 50 рублей на мороженое, они всегда шли в копилку. Кто-то дарил деньги на день рождения — тоже в копилку. Мне не хватало рублей 500, пришлось подкопить, а потом вернуться за куклой. Пару недель мы с ней походили по квартире, а потом она просто стояла между письменным столом и шкафом у меня в комнате, прямо напротив кровати (это важно!).
Через пару месяцев мама уехала куда-то на выходные, а мы остались дома с папой. Помню, что было уже около девяти часов вечера, когда мы наткнулись по телевизору фильм «Чаки»: про такую же куклу, которая оживает и убивает своих хозяев. Папа тогда спросил, не страшно ли мне. Я отрицательно покачала головой, потому что фильм на тот момент и правда не вызывал у меня никакого ужаса. Но через пару дней я все-таки ощутила на себе эффект от просмотра.
Каждый раз, когда я уходила из дома, старалась запомнить, в какую сторону повернута голова у моей куклы. Когда возвращалась — первым делом бежала в свою комнату и проверяла, ничего ли не изменилось.
Такая же операция была перед сном (учитывая, что спала я прямо напротив куклы, которая каждый раз очень пристально за мной наблюдала). Если оставалась одна дома, плотно закрывала дверь в свою комнату, подпирала ее чем-нибудь и сидела в зале, упершись спиной в стену, чтобы никто неожиданно не подошел ко мне сзади.
Один раз мы с подружкой вернулись с катка, и мне показалось, что голова у моей куклы повернута в другую сторону. Ох и словили мы тогда паники. Заперли дверь, схватили на кухне ножи, подперли стену спинами и сидели так часа два, пока родители не вернулись домой. Я тогда со слезами на глазах просила подругу не уходить и не бросать меня одну с этой якобы ожившей копией Чаки. Родители предлагали выбросить ее, но я боялась, что она вернется и будет мне мстить, поэтому не соглашалась.
Интересное по теме
Недетские игрушки: зачем люди продают и покупают кукол, одержимых духами
Через несколько лет мы отдали куклу соседке, потому что я с ней уже не играла. Правда мне не сильно стало легче, потому что жила она прямо за соседней дверью. Потом этот страх как-то незаметно прошел. Что до самого жанра ужасов — после такой подготовки я просто обожала их смотреть, мне не было страшно ни на одном фильме. Подружки вскрикивали и дергались, а я спокойно сидела на протяжении всего просмотра и даже не прикрывала глаза на кровавых сценах.
Я не смотрела никакие культовые фильмы, потому что больше любила книги, но вот копилка хорроров у меня была внушительная. Пару лет назад я пересмотрела тот самый «Чаки» и удивилась: на фоне всех просмотренных психологических триллеров он показался мне самым лайтовым.
Страхи появляются у детей в возрасте трех-семи лет — это естественный этап психоэмоционального развития и формирования нервной системы. У них активно развивается правое полушарие, которое отвечает за фантазию и творчество. Но фантазия не может работать только в одну положительную сторону, поэтому детям начинают снится кошмары, им кажется, что у них в шкафу или под кроватью живут монстры. Возникают вопросы про смерть и рождение, отсюда и появляется страх смерти — самая мощная эмоция в этой сфере страхов.
Но отвечать на эти вопросы важно и нужно, потому что все это — естественный интерес и естественная фобия, которая есть у каждого из нас.
Как бы парадоксально ни звучало, в этом возрасте детям нравится бояться. Они любят про это рассуждать, любят пугать друзей в детском саду или родителей дома — так они знакомятся со страхом и учатся проживать его. Именно поэтому могут просить включить им какой-нибудь ужастик, рекламу которого они увидели по телевизору или в интернете.
Тяга к чему-то пугающему естественна, и задвигать развитие этой эмоции на второй план нельзя. Но и смотреть ужастик — тоже не лучший вариант. Это спецэффекты, максимально приближенная к реальности картина и резкие моменты, к которым психика ребенка еще не готова. Только вместо строгих запретов обязательно предлагать что-то взамен.
Интересное по теме
Страхи и фобии: почему дети боятся своих фантазий и как им помочь
Можно подобрать сказку или найти какой-нибудь мультфильм. Сейчас есть очень много вариантов, которые вызывают страх — то есть они также научат ребенка работать с этой эмоцией, но при этом помогут избежать рисков, которые возникают при просмотре ужастиков. Еще один важный момент: в большинстве случаев тот контент, который рассчитан на детей, заканчивается хорошо. И после просмотра у ребенка возникают еще и хорошие эмоции, получается логическая цепочка: бояться — не плохо.
Если ребенок прямо упрашивает посмотреть ужастик, а родители видят, что он к этому готов (потому что дети в возрасте пяти-семи лет очень разные с точки зрения эмоциональной стойкости и чувствительности нервной системы), при этом вариант со сказками и мультфильмами ему не подходит, то к просмотру нужно подготовиться: посмотреть фильм предварительно без ребенка и убедиться, что в нем нет чересчур неожиданных и неприятных моментов, оставить включенным свет.
Подростки, кстати, часто используют последний прием в компаниях — они высмеивают или обесценивают страх, говоря, что фильм и сюжет — полная чепуха. Это работает как терапевтический эффект, который они с ловкостью осваивают.
Нельзя сказать, что именно ужастик может нанести вред ребенку. Скорее, он может усугубить какие-то сложности (и у маленького ребенка, и у подростка, и у взрослого), может точечно и на какое-то время повысить тревогу (она присутствует у всех, но в нормальном процентном соотношении).
Наши страхи бывают конкретными, а бывают абстрактными. Первые — страхи левого полушария, которое отвечает за логику. Их мы можем четко объяснить и понять. Например, мы боимся перебегать дорогу на красный свет, потому нас может сбить машина. Или тревожимся, если приходится идти домой через темный переулок.
Страхи правого полушария (которое как раз отвечает за фантазию) — неопределенные и абстрактные. Мы не понимаем, что именно нас пугает, но чувствуем признаки страха в теле. Они формируются исходя из опыта, но часто могут лежат где-то глубоко в подсознании и особо нас не тревожить.
Просмотр фильма ужасов может актуализировать историю правого полушария и придать этому страху конкретный образ и форму. В таком случае происходит «закрепление» абстрактного (но естественного!) страха в каком-то определенном образе (например, в виде вампира, оборотня или куклы).
Ребенок перестал засыпать без света, стал бояться оставаться один, стал пугаться резких звуков или постоянно оборачиваться — если что-то в его поведении изменилось, значит страх, который у него появился, нужно проработать. Ни в коем случае не обесценивать, не высмеивать и не игнорировать.
Сперва мы исследуем страх: нужно узнать у ребенка, чего именно он стал бояться: какой образ, какой эпизод, какой звук его так напугал и отложился в памяти. Может быть, у него просто появилось тревожное состояние, которое он не может объяснить — в таком случае родитель вместе с ним может перебрать разные варианты, чтобы конкретизировать нечто абстрактное, что пугает ребенка.
Даже если мы работаем со страхом у младшего школьника, взрослые логические объяснения немного заземляют фантазию и помогают побороть появившийся после просмотра страх. Расскажите ребенку, кто придумал этот фильм, назовите имя режиссера, найдите его фотографию. В интернете часто есть кадры со съемок каких-то фильмов или интервью с создателями, которые помогут ребенку осознать, что все, что он увидел — работа актеров и спецэффектов.
Ребенку можно рассказать, чем полезен страх. Он предупреждает нас об опасностях, сигнализирует, куда куда можно идти, а куда нет. Детям очень нравится версия про развитие страха: когда люди жили в пещерах, страх помогал им существовать, им нужно было быть очень чувствительными и доверять внутреннему чутью. Караулить племя по ночам, прислушиваться к шорохам, всматриваться в темноту и видеть в ней разные опасные объекты.
Говорят, что наша психика не развивается так быстро, как цивилизация, поэтому некоторые интуитивные страхи у нас еще остались, но они защищают нас. Когда дети узнают про происхождение страха и про его применение, им легче переживать его.
Есть много методик, которые помогают детям бороться со страхом с помощью рисунков. Можно попросить ребенка изобразить то, чего он боиться. Если для него это что-то неопределенное, то подумать вместе с ним, как это может выглядеть. А потом — бороться с этим шедевром. Довести этот страх до абсурда: дорисовать ему смешной хвост, бант, усы, шляпу — сделать так, чтобы вы вместе с ребенком посмеялись над ним. Если самостоятельно проработать этот способ тяжело — в книге «Все о страшилках, ужастиках и кошмариках» Валерий Роньшин рассказывает про разные виды страхов, а потом очень мощно их высмеивает. Еще вариант — разорвать или сжечь этот листок с чудовищем.