«Переписала от руки „Войну и мир“». Правда ли совет «читайте больше» помогает стать грамотнее?

Разбираемся с пользователями Х (бывший Твиттер) и психологами.

Коллаж Насти Железняк

В соцсети Х обсудили важную тему: получится ли улучшить свою грамотность, если много читать.

Тред запустила пользовательница @vlad_wires (кстати, журналистка). Она спросила: «Друзья, а кому-нибудь в детстве помогло много читать, чтобы правильно писать?»

Ей самой эта рекомендация не пригодилась, поскольку читала она много и с раннего детства, а вот избегать ошибок начала, заучив правила и используя их как формулы при письме.

Однако в реплаях оказалось действительно много тех, кто решил вопрос с грамотностью с помощью художественной литературы.

Да, у меня хорошая зрительная память, я зачастую просто вижу, что слово написано не так.

@miyelena

Да, потому что я не понимаю правила и термины в языке вообще.

Несмотря на то, что читать мне тоже тяжело, заметила, что, как только перестала делать это, грамотность просела сильно. До этого хоть проблемно, через строки, путая слова, но удавалось запоминать.

@masiqueisdead

Мне. Я даже сейчас не знаю орфографию — я просто помню все прочитанные слова.

@arse_engine

Единственное правило, которое пришлось учить, — это «-тся/-ться», все остальное — автоматом от чтения. Тогда это еще называли врожденной грамотностью. Обман, это просто начитанность.

@vckslv

В ответ на тред @vlad_wires появился тред @second_touch, которая ради повышения уровня грамотности переписала от руки «Войну и мир». И ей помогло. Писала она летом, будучи в пятом или шестом классе. Под этой историей собрался маленький тред переписчиков книг, которые прокачали свою грамотность именно таким способом.

Интересное по теме

Зачем детям учиться писать, если текст теперь можно набрать на компьютере?

«Не надеяться, что прочтение трех волшебных книжек сразу сделает вас идеально грамотным»

Но как это вообще работает?! Решили выяснить у психологов.

Полина Шейнер

Психологиня

Полина Шейнер

Психологиня

«Грамотность — это набор усвоенных паттернов языка. Как написать слово, как произнести, какие слова к каким больше подходят по стилю. И да, чем больше мы читаем, тем больше запоминаем такие паттерны. То есть если мы не задумываемся, как написать слово „котик“, значит, паттерн с этим словом сидит глубоко. И мы встречали его какое-то достаточное количество раз, чтобы не сомневаться и иметь один („правильный“) вариант написания. Будет этот вариант словарным или нет, зависит от качества контента.

Все это развивает «языковое чутье» или «языковую интуицию». При этом большую часть паттернов мы усваиваем в детстве. Если хочется развить грамотность с помощью чтения, лучше остановиться на той литературе, которая нравится (это особенно актуально для людей с СДВГ), выбирать тексты, которые прошли редактуру, и не надеяться, что прочтение трех волшебных книжек сразу сделает вас идеально грамотным».

Но среди ответивших на сообщение @vlad_wires оказалось немало и тех, кому чтение совершенно не помогло научиться грамотно писать.

Нет! И так вообще не работает! Особенно если есть дислексия, там вообще тупо только специфическими физическими упражнениями можно нейронные связи настроить.

@aaraagu

Вообще нет. До сих пор пишу с ошибками. Потому что, когда читаешь, не обращаешь внимания, как пишутся слова.

@Wenz1735765325

Не помогло. Помогло только учить правила русского языка.

@EveGDK3906

Интересное по теме

«С дислексией связано 90 процентов неудач в начальной школе»: интервью лингвистки Анны Левинзон

«Совет „много читать, чтобы грамотно писать“ хороший, но не является универсальным лекарством от ошибок»

Почему же хорошая методика не сработала на этих людях? А потому, что мышление и письмо — это сложно устроенные процессы, которые во многом зависят от индивидуальных качеств человека!

Лидия Бондарь

Нейропсихологиня

Лидия Бондарь

Нейропсихологиня

«Письмо — это очень сложно устроенная функция человека, и, соответственно, она включает в себя много компонентов. Зрительное восприятие, фонематический анализ (то есть анализ звуков речи), знание правил написания слов и способность не отвлекаясь, шаг за шагом, их применять. Саморегуляция и контроль тоже играют важную роль. В общем, письмо, даже не в смысле „творчество“, а просто написание диктанта, требует от человека включения множества функций.

Какие-то из этих функций чтение действительно тренирует — например, насмотренность. Если есть сложности именно со зрительным восприятием, большое количество прочитанной литературы помогает нарабатывать базу. Ты читаешь-читаешь-читаешь и в определенный момент начинаешь видеть неправильно написанные слова. И, главное, знаешь, как их писать правильно. Существуют словарные слова, которые никак не объяснишь правилом, необходимо просто запомнить их написание, и чтение в этом деле — главный помощник.

Но если у ребенка есть сложности с самоконтролем или с восприятием речи на слух, чтение не так хорошо работает на улучшение грамотности.

Интересное по теме

Три клеточки слева: можно ли повысить мотивацию в учебе, снизив оценку за оформление тетради?

Психическая деятельность не висит в воздухе сама по себе, она связана с эмоциональными контактами, семьей, окружающими, опытом, установками, биохимическими и физиологическими процессами. Ошибки в письме, вызванные импульсивностью, могут появляться как из-за ситуации в семье, так и из-за трудностей с усвоением казеина, например. И если трудности с грамотностью вызваны метаболическими процессами, то чтение человеку совершенно не поможет — нужно смотреть в корень проблемы.

Так что даже хороший совет „много читать, чтобы грамотно писать“ не является универсальным лекарством от ошибок. Однако, кто бы что ни говорил, процесс обычно чертовски приятен!»

Ликбез «После бури». Глава из нового романа Фредрика Бакмана, завершающего известную трилогию
В издательстве «Синдбад» выходит новый роман Фредрика Бакмана «После бури», завершающий трилогию «Медвежий угол». НЭН публикует главу из романа.