Соляные столпы нравственности: почему общество отказывает учителям в праве на личную жизнь

Каким мы хотим видеть учителя и что об этом думают родители, психологи и сами учителя?

Иллюстрация Марии Кондратьевой

В современном мире учителя не пьют пиво, не курят, не танцуют чувственные танцы, не раздражаются и… существуют только в воображении некоторых родителей. Эдакие эфемерные существа без недостатков, слабостей и плохих привычек. В этом же мире психологи никогда не нервничают и не грустят, врачи не болеют, у косметологов не бывает морщин, а у диетологов — лишнего веса.

Из новостей мы регулярно узнаем об увольнении учителей за увлечение неподходящими танцами, пиво в баре по выходным или за фото в купальнике в социальной сети. Родители праведно негодуют: «И эти люди учат наших детей!» И даже если обсуждения ведутся за кружкой пива или чего-нибудь покрепче, то это никого не смущает: мы же с детьми не работаем!

«Учитель — это не просто человек», — говорим мы и предъявляем к нему непомерно высокие требования. Ведь это тот, кому мы доверяем своих детей, от кого ожидаем не просто знаний, но еще и мудрости, зрелости, харизмы, умения находить общий язык и идти на компромиссы, тепла и света, любви к детям и желания передавать им все лучшее, что у него есть.

Но ведь учитель — это просто человек. Не святой, не супергерой, не волшебник. Человек, у которого есть чувства и эмоции, слабости и недостатки, интересы и страсти. Которому, как и любому из нас, приходится каждый день бороться с собой, потому что не хочется рано вставать, лень делать уборку дома или надоели постоянные дожди.

Учитель каждый день выходит из дома и отправляется в школу. Его ждут улыбки и рисунки, болтовня и невыполненные домашки, интерес или равнодушие. Его ждут наши дети. И там, в школе, учитель забывает о немытой посуде, коллекции магнитов и проблемах с ипотекой. Он становится тем самым учителем, который подает пример и передает детям любовь к знаниями. Но когда рабочий день заканчивается, ученики отправляются по домам, а у учителя наступает личное время.

Интересное по теме
«Образовательная система сначала расчеловечивает учителей, а затем требует, чтобы дети их уважали»: колонка к Дню учителя

Дискуссия о том, имеют ли учителя право на личную жизнь и какую часть этой самой жизни могут выносить за пределы своей квартиры, не утихает. Обсуждая новость про уволенного за танцы на пилоне учителя, читатели негодуют:

«А каким образом это влияет на его работу? Он тупее становится или агрессивнее?»

«Увольняют без разбирательств, а потом жалуются, что никто не хочет идти в учителя!»

«А если бы учитель йогой занимался — это допустимо? Или иметь интересы помимо школы учителям вообще нельзя?»

Хороший вопрос! А ведь и в самом деле, кто решает, что можно и чего нельзя учителю? Вольно или невольно, учитель подает пример ученикам — с этим не поспоришь. Но ведь это касается и родителей, и бабушек с дедушками, да и вообще всех вокруг. Дети смотрят и слушают, копируют и запоминают. А кто из нас идеален? И где пролегает тонкая грань между свободой, личной жизнью и тем, к чему обязывает профессия или социальная роль?

Мы решили разобраться и для начала задали вопрос о том, каким же должен быть учитель, родителям. Ответы, ожидаемо, были разными.

Юля, мама двоих детей, детский психолог:

«Педагог — это не обычный человек, — считает Юля. — Он подает детям пример, поэтому должен уметь найти баланс между личной жизнью и тем, что транслирует окружающим. Учителя, священнослужители, воспитатели — это особые профессии, они не могут „светиться“ в неприемлемом виде. Ведь учитель — это продолжение родительской роли. Он должен быть одновременно заботливым и строгим, демонстрировать уважение к ученикам и в то же время вызывать их уважение. Он не может быть с детьми на равных, быть их другом и товарищем, из этого ничего хорошего не выйдет. Но они должны чувствовать себя с ним свободными и значимыми. Это непросто и не каждому дано».

Ира, мама подростка, фотограф:

«Честно говоря, мне этот вопрос вообще кажется глупым. Даже не верится, что мы обсуждаем такие вещи в XXI веке. Учителя — это люди, живые люди, такие же, как мы с вами. Если мы с мужем пьем шампанское, занимаемся сексом или, скажем, увлекаемся экстремальными видами спорта, с чего нам думать, что учитель этого делать не должен? Учительницу в купальнике могут увидеть дети? Конечно, могут. Но они и родителей видят, а профили в социальных сетях сейчас есть почти у всех. Я делаю откровенные фотосессии, которые у меня заказывают семейные пары. И у них есть дети, которые когда-нибудь увидят на фото маму с бокалом вина в нижнем белье. И что же теперь, лишить ее родительских прав? Детей нужно учить быть людьми, не причинять вред другим, не нарушать закон, уважать право других на личную жизнь. А не растить ханжами».

Мы задали тот же вопрос учителям. А заодно спросили, каково это, когда тебя оценивают на профпригодность 24 часа в сутки.

Наталья Лазарева

Преподаватель английского языка и творчества, организатор семейных походных лагерей Terra Incognita, создательница, сценарист, музыкант и актриса театра «Глиняная сказка»

фотография Даши Храмцовой

«Мне несложно соответствовать нормальным требованиям — я не пью алкоголь, не курю, не ругаюсь матом, веду здоровый образ жизни, стараюсь со всеми налаживать доброжелательные отношения без конфликтов. Но, честно говоря, я бы и к „обычным“ людям предъявляла такие требования. Ведь дети учатся всему не только у учителей, но и у родителей, и у знакомых, и у прохожих на улице… Что толку, если в школе ребенок видит одно, а дома и на улице — совсем другое? Давайте все вместе подавать детям хороший пример. Мне странно читать о случаях, когда учителя обвиняют в неподобающей одежде (купальнике?!), или употреблении алкоголя в нерабочее время, или в том, что он делал ДО его работы учителем (если только это не нарушало законодательство).

Повторюсь: учитель — такой же человек, как и все остальные. Он не святой и имеет право на личную жизнь вне учебного заведения — если она остается в рамках закона. А если вы предъявляете особые требования к учителю, предъявляйте их и ко всем остальным — ведь дети их так же наблюдают и копируют.

Кроме того, если учитель будет следовать особым требованиям, когда все остальные люди вокруг него им не следуют, то может выглядеть просто нелепо. Представьте ситуацию на пляже, где все ходят в плавках и купальниках, а учитель — в строгой закрытой одежде. Как будут к нему относиться дети, которые его там увидят? Скорее всего, как к белой вороне — и еще посмеются над ним».

Интересное по теме
«Обняла, прошептала на ухо: „Я тебя люблю. Никогда не думала, что у меня будет такой необычный преподаватель“». История учительницы в инвалидном кресле

Олег Андреев

Учитель астрономии и географии, преподаватель курсов и отец четверых детей

«Быть образцом — не значит быть непогрешимым. Все люди разные, у каждого может быть свое представление об идеале. Всем не угодишь, а значит, и пытаться не стоит. Каждый человек может, да и должен предъявлять требования к себе лично и стремиться им соответствовать. А обязывать других людей соответствовать твоим о них представлениям просто глупо. „Человек не меньше человека“ (цитата из песни Дмитрия Сухарева. — НЭН), а значит, так и надо друг к другу относиться. Конечно, учитель может оказаться на пляже в купальнике или посидеть в баре, а потом сфотографироваться и выложить эту фотографию в соцсеть. В этом нет ничего криминального. Мало того, я считаю, это правильно, чтобы дети видели разные образы и разные ситуации, если они не выходят за рамки общепринятых моральных установок, не нарушают законы. Мудрые родители в такой ситуации могут объяснить детям, что учителя — это люди, что они живут обычной жизнью, а иногда и ошибаются».

Интересное по теме
Самые триггерные моменты из «Гарри Поттера» с точки зрения родителей подростков: разбор психолога

Екатерина, учитель английского языка в школе:

«На мой взгляд, сейчас слово „учитель“ значит немного не то, что буквально десять лет назад. Сейчас учитель — это наставник, друг, педагог, союзник и даже защитник. Десять лет назад фигура учителя была скорее большой, властной, а иногда даже угрожающей. Хотя бывают и исключения.

Для меня кажется немного странными вопрос о том, каким должен быть учитель, потому что никто не придумывал четких правил. Для каждого они свои. Я считаю, что учитель не должен лишь предвзято относиться к детям.

Думаю, что в обычной жизни учитель — это такой же человек, как и любой другой на этой планете. Предъявлять требования к учителю вне его профессиональной деятельности глупо. Может, я хочу пойти в пятницу в бар и выпить бокал вина или кружку пива, как это спокойно может сделать любой родитель, которому за это ничего не скажут, не сфотографируют и тому подобное.


Учитель «обязан» исключительно в стенах школы. Обязан провести урок, обязан научить и т. д. Все, что происходит вне, — касается только самого учителя.

Мне кажется, что люди так болезненно относятся к «обычной» жизни учителей, потому что хотят скинуть ответственность с себя. Приведу пример. Ученик увидел, что учитель курит, и рассказал родителю, который, например, тоже курит. И родитель хочет скинуть ответственность, уверяя, что это именно учитель подает пример ребенку. Хотя я не уверена, что все идет из семьи.

Я была свидетелем ситуаций, когда учитель ушел в декрет и родители даже тут негодовали: «Чему вы учите наших детей?!» И да, история про ученика и курение учителя — моя история. Мне очень повезло с директором, ведь, когда ребенок и родитель пришли жаловаться, она объяснила им, что это — абсолютно не их дело. Мне хватает нервов на работе, именно поэтому я не хочу соответствовать ничьим требованиям вне школы!»


«Учитель — тоже человек»: именно эта фраза рефреном повторяется во всех монологах, заметили? И кажется нелепым спорить с такой очевидной мыслью. Почему же тогда существует эта проблема? Почему общество отказывает учителю в праве быть таким же человеком, как и все? За разъяснениями мы обратились к специалисту.


Лия Хабарова

Клинический психолог

«Почему общество предъявляет претензии к личной жизни школьных учителей? К „неподобающим“, по мнению родителей, фотографиям в социальных сетях, к шоппингу педагогов в магазинах нижнего белья и даже к беременности учителей?

С психологической точки зрения можно выделить несколько аспектов.

Учителя в социуме наделены «сверхсилой», являясь своего рода моральным идеалом, основой нравственности. При этом общество забывает, что каждый отдельный учитель — это тоже человек, и ничто человеческое не чуждо ни одному педагогу. Учителя могут купаться в морях, бассейнах, реках и озерах, заниматься спортом, покупать разную одежду и даже, каким бы странным это ни казалось родителям, самим становиться матерями и отцами. Педагоги могут болеть, могут раздражаться, злиться, радоваться, мечтать, творить, а не только проверять тетради, готовить и проводить уроки и заниматься внеклассными занятиями. Но часто общество (и родители в том числе) словно забывают об этом, требуя от учителей соответствия только одной-единственной роли.

И то, что учителя — это не только «соляные столбы нравственности», что они могут заниматься чем-то, помимо школы, довольно часто раздражает особенно рьяных общественников и родителей. Здесь можно говорить о срабатывающих механизмах психической защиты, в частности проекции. Защитные механизмы психики — это бессознательные автоматические действия, которые предохраняют наше собственное «Я», целостность и идентичность.

Проекции (процесс, в результате которого внутреннее — чувства, мысли — ошибочно воспринимается как внешнее) могут говорить о том, что моменты из жизни учителей, которые раздражают и вызывают неприязнь у родителей и широкой общественности, могут быть спрятаны глубоко в подсознании (в Тень, по Карлу Густаву Юнгу) у самых ярых критиков.

Например, на учительницу набросились за фото в соцсети в спортивном купальнике. Возможно, здесь за комментариями: «Это же учитель! Что она себе позволяет?! Какой позор!» — скрыта подсознательная зависть к смелости, силе, ловкости педагога. Нас часто раздражает в других то, что мы не можем себе позволить, что есть в нас самих, и мы от этого страдаем, но не избавляемся, и то, что вызывает у нас зависть. Отсюда появляются злость и раздражение. И работать нужно именно с этим — с установками, убеждениями, стремлением видеть в людях только их функции и профессиональные роли. А не заниматься моббингом и кибербуллингом учителей, которые тоже люди».

Лайфхаки Как не стать героем мамских чатов: курс молодого отца
Если вы думаете, что ваш мужской вклад в родительство закончился на роддоме — спойлер: всё только начинается. Этот курс для тех, кто хочет остаться жив, любим и...
Ликбез «Великое возвращение»: все про месячные после родов
Когда они начнутся? От чего это зависит? Будут ли они такими же, как до беременности, станут сильнее или слабее? Можно ли забеременеть, пока их еще нет? (спойле...