Соляные столпы нравственности: почему общество отказывает учителям в праве на личную жизнь

Каким мы хотим видеть учителя и что об этом думают родители, психологи и сами учителя?

Иллюстрация Марии Кондратьевой

В современном мире учителя не пьют пиво, не курят, не танцуют чувственные танцы, не раздражаются и… существуют только в воображении некоторых родителей. Эдакие эфемерные существа без недостатков, слабостей и плохих привычек. В этом же мире психологи никогда не нервничают и не грустят, врачи не болеют, у косметологов не бывает морщин, а у диетологов — лишнего веса.

Из новостей мы регулярно узнаем об увольнении учителей за увлечение неподходящими танцами, пиво в баре по выходным или за фото в купальнике в социальной сети. Родители праведно негодуют: «И эти люди учат наших детей!» И даже если обсуждения ведутся за кружкой пива или чего-нибудь покрепче, то это никого не смущает: мы же с детьми не работаем!

«Учитель — это не просто человек», — говорим мы и предъявляем к нему непомерно высокие требования. Ведь это тот, кому мы доверяем своих детей, от кого ожидаем не просто знаний, но еще и мудрости, зрелости, харизмы, умения находить общий язык и идти на компромиссы, тепла и света, любви к детям и желания передавать им все лучшее, что у него есть.

Но ведь учитель — это просто человек. Не святой, не супергерой, не волшебник. Человек, у которого есть чувства и эмоции, слабости и недостатки, интересы и страсти. Которому, как и любому из нас, приходится каждый день бороться с собой, потому что не хочется рано вставать, лень делать уборку дома или надоели постоянные дожди.

Учитель каждый день выходит из дома и отправляется в школу. Его ждут улыбки и рисунки, болтовня и невыполненные домашки, интерес или равнодушие. Его ждут наши дети. И там, в школе, учитель забывает о немытой посуде, коллекции магнитов и проблемах с ипотекой. Он становится тем самым учителем, который подает пример и передает детям любовь к знаниями. Но когда рабочий день заканчивается, ученики отправляются по домам, а у учителя наступает личное время.

Интересное по теме

«Образовательная система сначала расчеловечивает учителей, а затем требует, чтобы дети их уважали»: колонка к Дню учителя

Дискуссия о том, имеют ли учителя право на личную жизнь и какую часть этой самой жизни могут выносить за пределы своей квартиры, не утихает. Обсуждая новость про уволенного за танцы на пилоне учителя, читатели негодуют:

«А каким образом это влияет на его работу? Он тупее становится или агрессивнее?»

«Увольняют без разбирательств, а потом жалуются, что никто не хочет идти в учителя!»

«А если бы учитель йогой занимался — это допустимо? Или иметь интересы помимо школы учителям вообще нельзя?»

Хороший вопрос! А ведь и в самом деле, кто решает, что можно и чего нельзя учителю? Вольно или невольно, учитель подает пример ученикам — с этим не поспоришь. Но ведь это касается и родителей, и бабушек с дедушками, да и вообще всех вокруг. Дети смотрят и слушают, копируют и запоминают. А кто из нас идеален? И где пролегает тонкая грань между свободой, личной жизнью и тем, к чему обязывает профессия или социальная роль?

Мы решили разобраться и для начала задали вопрос о том, каким же должен быть учитель, родителям. Ответы, ожидаемо, были разными.

Юля, мама двоих детей, детский психолог:

«Педагог — это не обычный человек, — считает Юля. — Он подает детям пример, поэтому должен уметь найти баланс между личной жизнью и тем, что транслирует окружающим. Учителя, священнослужители, воспитатели — это особые профессии, они не могут „светиться“ в неприемлемом виде. Ведь учитель — это продолжение родительской роли. Он должен быть одновременно заботливым и строгим, демонстрировать уважение к ученикам и в то же время вызывать их уважение. Он не может быть с детьми на равных, быть их другом и товарищем, из этого ничего хорошего не выйдет. Но они должны чувствовать себя с ним свободными и значимыми. Это непросто и не каждому дано».

Ира, мама подростка, фотограф:

«Честно говоря, мне этот вопрос вообще кажется глупым. Даже не верится, что мы обсуждаем такие вещи в XXI веке. Учителя — это люди, живые люди, такие же, как мы с вами. Если мы с мужем пьем шампанское, занимаемся сексом или, скажем, увлекаемся экстремальными видами спорта, с чего нам думать, что учитель этого делать не должен? Учительницу в купальнике могут увидеть дети? Конечно, могут. Но они и родителей видят, а профили в социальных сетях сейчас есть почти у всех. Я делаю откровенные фотосессии, которые у меня заказывают семейные пары. И у них есть дети, которые когда-нибудь увидят на фото маму с бокалом вина в нижнем белье. И что же теперь, лишить ее родительских прав? Детей нужно учить быть людьми, не причинять вред другим, не нарушать закон, уважать право других на личную жизнь. А не растить ханжами».

Мы задали тот же вопрос учителям. А заодно спросили, каково это, когда тебя оценивают на профпригодность 24 часа в сутки.

Наталья Лазарева

Преподаватель английского языка и творчества, организатор семейных походных лагерей Terra Incognita, создательница, сценарист, музыкант и актриса театра «Глиняная сказка»

фотография Даши Храмцовой

«Мне несложно соответствовать нормальным требованиям — я не пью алкоголь, не курю, не ругаюсь матом, веду здоровый образ жизни, стараюсь со всеми налаживать доброжелательные отношения без конфликтов. Но, честно говоря, я бы и к „обычным“ людям предъявляла такие требования. Ведь дети учатся всему не только у учителей, но и у родителей, и у знакомых, и у прохожих на улице… Что толку, если в школе ребенок видит одно, а дома и на улице — совсем другое? Давайте все вместе подавать детям хороший пример. Мне странно читать о случаях, когда учителя обвиняют в неподобающей одежде (купальнике?!), или употреблении алкоголя в нерабочее время, или в том, что он делал ДО его работы учителем (если только это не нарушало законодательство).

Повторюсь: учитель — такой же человек, как и все остальные. Он не святой и имеет право на личную жизнь вне учебного заведения — если она остается в рамках закона. А если вы предъявляете особые требования к учителю, предъявляйте их и ко всем остальным — ведь дети их так же наблюдают и копируют.

Кроме того, если учитель будет следовать особым требованиям, когда все остальные люди вокруг него им не следуют, то может выглядеть просто нелепо. Представьте ситуацию на пляже, где все ходят в плавках и купальниках, а учитель — в строгой закрытой одежде. Как будут к нему относиться дети, которые его там увидят? Скорее всего, как к белой вороне — и еще посмеются над ним».

Интересное по теме

«Обняла, прошептала на ухо: „Я тебя люблю. Никогда не думала, что у меня будет такой необычный преподаватель“». История учительницы в инвалидном кресле

Олег Андреев

Учитель астрономии и географии, преподаватель курсов и отец четверых детей

«Быть образцом — не значит быть непогрешимым. Все люди разные, у каждого может быть свое представление об идеале. Всем не угодишь, а значит, и пытаться не стоит. Каждый человек может, да и должен предъявлять требования к себе лично и стремиться им соответствовать. А обязывать других людей соответствовать твоим о них представлениям просто глупо. „Человек не меньше человека“ (цитата из песни Дмитрия Сухарева. — НЭН), а значит, так и надо друг к другу относиться. Конечно, учитель может оказаться на пляже в купальнике или посидеть в баре, а потом сфотографироваться и выложить эту фотографию в соцсеть. В этом нет ничего криминального. Мало того, я считаю, это правильно, чтобы дети видели разные образы и разные ситуации, если они не выходят за рамки общепринятых моральных установок, не нарушают законы. Мудрые родители в такой ситуации могут объяснить детям, что учителя — это люди, что они живут обычной жизнью, а иногда и ошибаются».

Интересное по теме

Самые триггерные моменты из «Гарри Поттера» с точки зрения родителей подростков: разбор психолога

Екатерина, учитель английского языка в школе:

«На мой взгляд, сейчас слово „учитель“ значит немного не то, что буквально десять лет назад. Сейчас учитель — это наставник, друг, педагог, союзник и даже защитник. Десять лет назад фигура учителя была скорее большой, властной, а иногда даже угрожающей. Хотя бывают и исключения.

Для меня кажется немного странными вопрос о том, каким должен быть учитель, потому что никто не придумывал четких правил. Для каждого они свои. Я считаю, что учитель не должен лишь предвзято относиться к детям.

Думаю, что в обычной жизни учитель — это такой же человек, как и любой другой на этой планете. Предъявлять требования к учителю вне его профессиональной деятельности глупо. Может, я хочу пойти в пятницу в бар и выпить бокал вина или кружку пива, как это спокойно может сделать любой родитель, которому за это ничего не скажут, не сфотографируют и тому подобное.


Учитель «обязан» исключительно в стенах школы. Обязан провести урок, обязан научить и т. д. Все, что происходит вне, — касается только самого учителя.

Мне кажется, что люди так болезненно относятся к «обычной» жизни учителей, потому что хотят скинуть ответственность с себя. Приведу пример. Ученик увидел, что учитель курит, и рассказал родителю, который, например, тоже курит. И родитель хочет скинуть ответственность, уверяя, что это именно учитель подает пример ребенку. Хотя я не уверена, что все идет из семьи.

Я была свидетелем ситуаций, когда учитель ушел в декрет и родители даже тут негодовали: «Чему вы учите наших детей?!» И да, история про ученика и курение учителя — моя история. Мне очень повезло с директором, ведь, когда ребенок и родитель пришли жаловаться, она объяснила им, что это — абсолютно не их дело. Мне хватает нервов на работе, именно поэтому я не хочу соответствовать ничьим требованиям вне школы!»


«Учитель — тоже человек»: именно эта фраза рефреном повторяется во всех монологах, заметили? И кажется нелепым спорить с такой очевидной мыслью. Почему же тогда существует эта проблема? Почему общество отказывает учителю в праве быть таким же человеком, как и все? За разъяснениями мы обратились к специалисту.


Лия Хабарова

Клинический психолог

«Почему общество предъявляет претензии к личной жизни школьных учителей? К „неподобающим“, по мнению родителей, фотографиям в социальных сетях, к шоппингу педагогов в магазинах нижнего белья и даже к беременности учителей?

С психологической точки зрения можно выделить несколько аспектов.

Учителя в социуме наделены «сверхсилой», являясь своего рода моральным идеалом, основой нравственности. При этом общество забывает, что каждый отдельный учитель — это тоже человек, и ничто человеческое не чуждо ни одному педагогу. Учителя могут купаться в морях, бассейнах, реках и озерах, заниматься спортом, покупать разную одежду и даже, каким бы странным это ни казалось родителям, самим становиться матерями и отцами. Педагоги могут болеть, могут раздражаться, злиться, радоваться, мечтать, творить, а не только проверять тетради, готовить и проводить уроки и заниматься внеклассными занятиями. Но часто общество (и родители в том числе) словно забывают об этом, требуя от учителей соответствия только одной-единственной роли.

И то, что учителя — это не только «соляные столбы нравственности», что они могут заниматься чем-то, помимо школы, довольно часто раздражает особенно рьяных общественников и родителей. Здесь можно говорить о срабатывающих механизмах психической защиты, в частности проекции. Защитные механизмы психики — это бессознательные автоматические действия, которые предохраняют наше собственное «Я», целостность и идентичность.

Проекции (процесс, в результате которого внутреннее — чувства, мысли — ошибочно воспринимается как внешнее) могут говорить о том, что моменты из жизни учителей, которые раздражают и вызывают неприязнь у родителей и широкой общественности, могут быть спрятаны глубоко в подсознании (в Тень, по Карлу Густаву Юнгу) у самых ярых критиков.

Например, на учительницу набросились за фото в соцсети в спортивном купальнике. Возможно, здесь за комментариями: «Это же учитель! Что она себе позволяет?! Какой позор!» — скрыта подсознательная зависть к смелости, силе, ловкости педагога. Нас часто раздражает в других то, что мы не можем себе позволить, что есть в нас самих, и мы от этого страдаем, но не избавляемся, и то, что вызывает у нас зависть. Отсюда появляются злость и раздражение. И работать нужно именно с этим — с установками, убеждениями, стремлением видеть в людях только их функции и профессиональные роли. А не заниматься моббингом и кибербуллингом учителей, которые тоже люди».