Наверное, почти все молодые родители любят сарказм, шутки и мемы. Но с какого возраста можно использовать иронию в прямом общении с ребенком и надеяться на то, что она будет правильно считана? НЭН решил отложить веселье в сторону и серьезно разобраться в этом вопросе.
Из школьного курса по литературе мы знаем, что ирония — это сатирический прием, при котором истинный смысл скрыт и противоречит сказанному. Для адекватного восприятия иронии необходимо, чтобы человек умел анализировать информацию, не воспринимал бы все буквально и мог догадаться, что на самом деле имелось в виду. Это не так-то просто!
Последние исследования показывают, что при хорошем раскладе дети обретают этот навык только в три-четыре года. Поэтому годовалому ребенку, размазавшему ягодное пюре по ковру, не надо язвительно говорить: «Какой ты молодец! Помогаешь мне сделать уборку в квартире». Он может понять все буквально и только запутается.
Большое важное исследование в области восприятия детьми иронии провели в 2010-м году в Канаде. Результаты показали, что отцы и матери используют разные формы иронии: папы больше склонны к сарказму (под сарказмом здесь понимается экстремальная форма иронии, граничащая с агрессией), тогда как матери чаще задают риторические вопросы («Сколько раз тебе повторять, что пора спать?»).
Часто к иронии в общении с младшими братьями и сестрами в семье прибегают и старшие дети. В их речи нередко встречается гипербола (преувеличение — «спасибо, что разрушил всю мою коллекцию») и литота (преуменьшение — «я всего лишь чуть-чуть зол на тебя», когда брат или сестра просто в ярости из-за действий младшего сиблинга).
Выводы исследователей были такими: только начиная с четырех лет дети показывали какой-то уровень понимания иронии, при этом яснее всего для них была гипербола. Похожее исследование, проведенное в 2014 году не исключает, что ограниченное понимание иронии возможно уже в три года.
Интересный анализ данных сделали не так давно в Польше — здесь так же, как и в России, в общении принято использовать иронию и с раннего возраста нужно учиться читать между строк, интерпретировать, додумывать и догадываться. В ходе эксперимента ученые хотели понять, есть ли разница в восприятии иронии между четырехлетними и шестилетними детьми, а также насколько важен при этом тип используемого иронического высказывания. Этих типов было два:
Адресованная ребенку ирония — то есть комментарий на определенное действие малыша. Например, мальчик упал в грязь, а ему говорят: «Вот ты чистюля!»
Не адресованная ребенку ирония. Например, за окном пошел дождь, а мама сказала дочке: «Прекрасная погода для прогулки!»
Результаты показали, что четырехлетки довольно неплохо понимали адресованную им иронию, а ирония второго типа была для них слишком абстрактной. Играло роль и то, от кого исходило высказывание: четырехлетки чаще правильно понимали иронические слова взрослых, нежели детей. С возрастом восприятие улучшилось, и для шестилеток уже не играло роль, кто иронизировал — взрослый или ребенок.
Кто-то из родителей, читая этот текст, может сказать: мой малыш понимает шутки и смеется, ему еще нет четырех лет, неужели ему трудно воспринимать иронию? Но дело в том, что юмор и ирония — это разные вещи, и чувство юмора у ребенка действительно появляется раньше, чем навык «декодировать» то, что на самом деле хотели сказать окружающие. Поэтому двухлетка может истерически хохотать, пытаясь оторвать ваш нос, но не поймет, если вы будете комментировать его действия словами: «Какой ты заботливый, ну просто молодчина!».
Хотя логически действительно трудно понять, почему дети гораздо раньше учатся распознавать метафоры: откусив кусок хлеба, тоддлер может назвать хлеб «лодкой» или увидеть лицо, состоящее из кнопок пылесоса. Но для понимания иронии мозгу придется формироваться дальше, а нам подождать ее пару лет.
В заключении хочется заметить, что реакция детей на иронию может зависеть не только от возраста, но и от характера ребенка. Например, одно из исследований показало, что ироничные комментарии больше ранят застенчивых детей. Имейте в виду.