Истории детей, которых пытались обмануть телефонные мошенники.
«У вас заканчивается срок действия SIM-карты», «вас беспокоят из полиции», «мы одобрили вам кредит» — наверное, каждый уважающий себя взрослый сто раз слышал такое из телефонной трубки, а потом сбрасывал звонок. Поэтому мошенники все чаще пытаются обмануть не опытных взрослых, а стариков и детей.
По данным T2, за последние полгода доля людей младше 20 лет, столкнувшихся с мошенничеством, выросла в четыре раза — с 1% до 4%. Мы решили исследовать эту тему и вместе с T2 поговорили с родителями, чьих детей хотели обмануть (или обманули) по телефону. А заодно попросили юриста и психолога прокомментировать их истории.
Недавно у моего сына был важный экзамен, и результатов нужно было ждать несколько дней. В один из этих дней сыну позвонила женщина, она назвала его по имени и представилась завучем его школы. Она сказала, что учитель сына должен был прислать ему ссылку на обновление МЭШ — электронного дневника. В чате с учителем ничего не было, тогда женщина стала запугивать подростка тем, что если не обновить МЭШ, у его учителя будут проблемы. И любезно предложила сделать это сама — нужно только назвать код. А на следующий день подойти к ней в школе и расписаться в журнале. Тут же пришел код — конечно, не от МЭШ, а от его «Госуслуг».
Наша история кончилась хорошо. В тот день мы оба были дома — я заметила, что он долго не выходит из комнаты, и написала ему сообщение, чтобы узнать, что случилось. А когда в ответ получила: «Мне звонит завуч», быстро сориентировалась, забрала телефон и повесила трубку. Назвать код он не успел. Позднее я узнала, что, получив доступ к детскому аккаунту «Госуслуг», мошенники могут взломать и аккаунт родителя.
Хорошо, когда рядом с ребенком оказался родитель, готовый прийти на помощь, но еще лучше, когда злоумышленники просто не могут до него дозвониться. В этом помогает T2 — только за 2024 год компания предотвратила 75 миллионов попыток мошеннических звонков.
Тех злоумышленников, кто смог дозвониться, переключали на бота. В итоге мошенники проговорили с ним более 300 000 часов.
Я никогда не беспокоилась, что дочери могут позвонить мошенники, — просто однажды попросила ее никогда не брать трубку, если звонит незнакомый номер. Но я не учла, что злоумышленники могут добраться до ребенка и другими способами. В нашем случае это была невинная детская игра Roblox.
У Алисы на телефоне есть Telegram — там она общается со мной, со своим папой, бабушкой и парой подружек. Одна из подружек дала дочке ссылку на группу, где обещают бесплатную игровую валюту в Roblox. Они пообсуждали, что, наверное, это обман, и подружка в итоге не стала туда писать. А моя Алиса все же рискнула. Ей выслали инструкцию и пообещали, что если она все сделает правильно, — получит бесплатную валюту в игре.
Ей нужно было взять мой телефон и сфотографировать его экран — так преступники узнали, какими банковскими приложениями я пользуюсь. А затем ей стали объяснять, как сменить пароль к одному из приложений. В этот момент мне понадобился телефон, я начала его искать и обнаружила в руках у очень сосредоточенного ребенка. Осторожно расспросив ее, я узнала, что она пытается сделать. Ругать не стала, просто объяснила, что мошенники хотели украсть у нас деньги, и очень повезло, что я вовремя заметила пропавший телефон. Саму меня трясло весь оставшийся день.
Юрисконсульт
Недавно я ходила в полицию подавать заявление для одной клиентки, и там каждые пять минут приходили граждане, которые или попались на уловки мошенников, или были буквально в одном шаге от этого. Полиция обязана принять заявление о мошенничестве, но при таком огромном количестве пострадавших очередь до вашего заявления дойдет совсем нескоро. Нужно запомнить несколько важных вещей:
Все общение с полицией и с госорганами, которые хотят от вас что-либо, — должно происходить не по телефону, а в государственных учреждениях. Только на основании официальных документов.
Мошенники уже научились с помощью ИИ подделывать не только фотографии и видео, но даже голоса ваших близких при разговоре по телефону! Так что теперь уже не работает правило «я узнал его голос». При любой непонятной ситуации кладите трубку и перезванивайте своему близкому по его личному номеру. И обязательно расскажите об этом детям.
Если вдруг вы поняли, что произошло мошенничество, то немедленно обращайтесь в полицию. Да, там очереди, и не факт, что преступников сразу же поймают, но это, во-первых, может уберечь следующих жертв, а во-вторых, поможет признать перевод денег недействительным через суд. Это долгая и сложная история, но успешные кейсы в моей практике были.
Если на ваше имя взяли микрозайм, его можно оспорить и отменить в судебном порядке.
Также можно подать в полицию заявление, на которое они быстро реагируют, — «ошибочный перевод денежных средств». Полиция проведет проверку и привлечет к ответственности лиц, совершивших мошенничество, с последующим возвратом сумм.
Интересное по теме
11-летний ребенок спас родителей от мошенников
Моя дочь в этом году поступила в университет в Москве и уехала учиться, мы снимаем ей небольшую студию, — она умная, ответственная девочка, которая очень трепетно относится к учебе. И ужасно боится даже просто четверку получить за экзамен.
Из-за этой своей ответственности она чуть не отдала мошенникам доступ к своему роутеру. А через роутер можно получить доступ почти ко всем устройствам, к нему подключенным.
Во время сессии дочери позвонили из «интернет-компании» и сказали, что прямо сейчас обновляют программное обеспечение на роутерах, и если не загрузить это обновление, то в течение часа связь перестанет работать. И надо будет ехать в компанию и менять роутер, а еще заплатить за дополнительную работу мастера. Дочка очень испугалась — она заканчивала курсовую, и интернет ей был необходим прямо сейчас, а еще она не хотела проблем с хозяином квартиры и тратить родительские деньги из-за своей беспечности. «Мастер из компании» так настойчиво требовал назвать ему код от роутера, который пришел ей в СМС, что Милана совершенно растерялась и, к счастью, не нашла ничего лучше, кроме как сказать: «мне надо поговорить с мамой», и сбросить звонок. Мне она дозвонилась вся в слезах, я долго приводила ее в чувства и говорила, что она молодец, что догадалась сделать паузу и подумать.
Абоненты T2 сразу узнают, действительно ли им звонят из «интернет-компании». У оператора есть услуга «Антиспам для звонков», которая определит номер, даже если его нет в ваших контактах. На экране телефона высветится, полезный это звонок или спам. А еще оператор укажет, откуда звонят: например, из банка или детского сада. Вызовы маркируются не только при обычных звонках, но и в мессенджерах, например, WhatsApp и Telegram. Это бесплатно для всех абонентов.
Три недели назад мою дочь обманули мошенники. Схема была очень сложная, тут бы и взрослый мог поверить. Дочь покупала в интернете косметику, ввела свой адрес и телефон, заплатила.
Ей сразу же пришло письмо, что она только что пожертвовала деньги террористической организации и теперь ей грозит срок в колонии за пособничество террористам. После ей позвонили из «полиции», заставили включить видеосвязь, и она увидела людей в полицейской форме в кабинете полиции. Тут у нее пропали даже малейшие сомнения, и она уже полностью поверила, что сейчас ее арестуют как опасную террористку. «Полицейские» сказали девочке, что если она сообщит родителям, то их тоже привлекут и посадят как соучастников.
Ее держали на трубке три часа, кричали, запугивали… наконец согласились на «обыск по телефону» — девочка показала им квартиру, открыла все шкафы, тумбы, шкатулки… в родительском столе она нашла деньги. Ей сказали, что они незадекларированны и она должна передать их полиции с курьером — там деньги приложат к уголовному делу. Передала.
Мы с отцом приехали через десять минут после курьера: Соня повесила записку на входную дверь, пытаясь нас спасти: «Мама, папа, не входите — у нас был обыск». Сейчас я благодарю всех богов, что все обошлось только деньгами и мы пришли до того, как ребенок успел сотворить с собой что-то плохое — а такие мысли у нее уже появились, так сильно ее запугали. Сейчас мы ходим к психологу и пытаемся как-то из этого выбраться.
Кандидат психологических наук, научная сотрудница и преподаватель факультета психологии МГУ, практикующий психолог
Очень важно проговорить с подростком, что даже в случае серьезной опасности или угрозы, в таких ситуациях всегда разбираются взрослые, что им никогда не может потребоваться детская помощь или любые другие действия от ребенка. Даже если ребенок в чем-то «виноват» или «совершил преступление» — любые госорганы будут разговаривать с его родителями, а не с ним напрямую. Младшекласснику стоит регулярно и по много раз напоминать, что ни один безопасный взрослый никогда не попросит помощи у ребенка. И что любая такая просьба — хоть личная, хоть по телефону — всегда свидетельствует о какой-либо опасности. И на любое такое обращение стоит отвечать «я спрошу у родителей» — и класть трубку.
Интересное по теме
Как общаться с подростком, чтобы сохранить доверие
Мы думали, что если у ребенка стоит детский интернет со всеми ограничениями, то он там достаточно защищен. Но все оказалось совсем не так. Под своим любимым мультиком Катя увидела сообщение от какого-то «мальчика», что он собирает петицию, в которой просит поскорее выпустить новый сезон. И надо было не просто отметиться в комментариях, но и оставить свой телефон. Дочке это показалось очень логичным.
Ей сразу же перезвонил этот «мальчик», он сказал, что хочет поблагодарить ее за участие в петиции. Сначала они переписывались о мультфильме, ей было очень приятно, что такой взрослый мальчик так заинтересованно с ней разговаривает. А потом он попросил ее прислать фото в полный рост. И наша дочь пошла к папе с просьбой «красиво ее сфотографировать». Все это произошло за те полчаса в день, когда у дочки был доступ к интернету!
Хорошо, что она пришла. Хорошо, что папа не отмахнулся, а стал уточнять, зачем внезапно нужна такая фотография. Мы до сих пор не знаем, что произошло бы, если бы ребенок отправил преступникам свое фото, но очевидно, что ничего хорошего. Мы написали заявление в полицию и пока договорились с дочерью, что она будет показывать нам все свои переписки и звонки.
И, естественно, она знала, что нельзя отвечать незнакомцам, нельзя брать трубку, когда звонит кто-то незнакомый… Но «сначала я забыла, что нельзя отвечать, а потом он уже был знакомым». И это наш спокойный, умный-разумный ребенок, несклонный ни к каким рискованным поступкам!
Детский и подростковый психолог
Сможет ли ребенок или подросток при контакте с мошенником вспомнить все, чему вы его учили, и о чем договаривались, очень зависит от возраста. Младший школьник — с огромной вероятностью не сможет, и это нормально. Даже с подростками нет стопроцентных гарантий. Мы видим, как взрослые люди набирают кредиты, чтобы перевести деньги преступникам, так можем ли мы ждать, что дети будут эффективнее справляться с давлением телефонных мошенников? Очевидно, что нет, потому что у каждой жертвы найдется то, за что мошенник зацепится. Обратите внимание, как часто в рассказах о мошенничестве упоминается страх и другие сильные эмоции: взрослая уже девушка до ужаса боится плохих оценок и проблем с учебой, ребенок боится реакции родителя, многим стыдно признаться в совершенной глупости и так далее. Защитить ребенка от обмана на 100% нельзя, но можно растить детей так, чтобы они не боялись плохих оценок, чужих взрослых, и не боялись потерять вашу любовь, если совершат ошибку. Тогда в пугающей непонятной ситуации ребенок или подросток обратится к вам за помощью, а не начнет судорожно выполнять требования строгого голоса из трубки.
Защищать ребенка, отмечает психолог, в том числе от злонамеренных действий других — ответственность родителей. У ребенка любого возраста в принципе не должно быть доступа к вашим устройствам, банковским аккаунтам, госуслугам и большим суммам наличных. Сейчас, кроме обучения детей безопасному общению, можно постараться с помощью технических средств запретить звонки с незнакомых номеров на телефоны ребенка.
В таких ситуациях помощь может понадобиться самим родителям. У T2 есть специальная линия поддержки для клиентов, которые столкнулись с мошенниками. Можно позвонить на номер 611 или написать в чат оператора. Там вас проконсультируют, скажут, что делать дальше, и просто поддержат в стрессовой ситуации.
А еще T2 постоянно совершенствует свою защиту, и делает особый акцент на детях и подростках. Оператор работает над моделями поведения, которые помогают определять потенциально уязвимых клиентов и предотвращать мошеннические действия.
Компания создает алгоритмы для определения «дропперов», людей, которые участвуют в переводе украденных денег — намеренно или в результате обмана. Треть из них, по данным T2, — люди до 24 лет. Оператор уже запустил пилотные проекты по «дропперам» с несколькими банками.
Реклама. ООО "АЙВИЭС ГРУПП", ИНН 7727698983, erid=2W5zFG9dxHe